ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-466/2022УИД230018-01-2022-000055-53 от 11.04.2022 Калининского районного суда (Краснодарский край)

Кделу№2а-466/2022 УИД 23RS0018-01-2022-000055-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района

Краснодарского края 11 апреля 2022 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Осовик С.В., при секретаре Беспальченко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Джумайловского сельское поселение Калининского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Джумайловское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Джумайловского сельское поселение Калининского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Джумайловское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В иске указано, что прокуратурой Калининского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в ходе которой выявлены нарушения в рассматриваемой области правоотношений.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №209-ФЗ), п.28 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 ст.16 Федерального закона №209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Положениями ст.18 Федерального закона №209-ФЗ предусмотрено, что оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (ч.1 указанной статьи).

Органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом. Муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 -10, 13 -15,18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства (ч.4 ст.18 Федерального закона №209-ФЗ).

По результатам проверки, проведенной прокуратурой района в указанной сфере правоотношений установлено, что при исполнении названных выше требований закона администрацией Джумайловского сельского поселения инициировано принятие 11.12.2020 на Сессии совета Джумайловского сельского поселения решения №57 «Об утверждении порядка формирования, ведения, ежегодного дополнения и опубликования перечня муниципального имущества Джумайловского сельского поселения, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациями, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход».

О принимаемых мерах по реализации положений Федерального закона №209-ФЗ сообщено в письме администрации поселения от 01.09.2021 №1546.

В данной информации также отмечено, что изменения и дополнения в названный перечень имущества, утверждаемого органом местного самоуправления за период 2019 - и истекший период 2021 года (то есть трижды, как установлено ч.4 ст.18 Федерального закона №209-ФЗ до 1 ноября текущего года) не вносились.

Соответствующий перечень такого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, вопреки положениям ст.ст.11, 16, 18 Федерального закона № 209-ФЗ администрацией сельского поселения с указанием конкретных объектов, перечисленных в ч. 1 ст. 18 данного Федерального закона, не утверждался (в данной сфере лишь принят муниципальный акт, регламентирующий порядок действия муниципалитета по разработке такого перечня и его изменения).

Указанное бездействие создает административные барьеры и условия для невозможности реализации прав субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотренных вышеперечисленными требованиями закона, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации государственной политики в сфере оказания поддержки указанной категории хозяйствующих субъектов.

Данные нарушения затрагивают законные интересы Российской Федерации, субъектов бизнеса направленных на развитие рыночных отношений и укрепление экономики.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор просит суд: 1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Джумайловского сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Обязать администрацию Джумайловского сельского поселения Калининского района провести мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем утверждения перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) в соответствии с требованиями и особенностями, установленными ст.ст.11, 16, 18 Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в срок до 01.03.2022.

В судебное заседание прокурор Калининского района, представитель ответчика, извещенные о времени и месте судебного заседания не явились. В заявлении представитель ответчика просила рассмотреть дело без их участия, исковые требования признает в полном объеме. В ходатайстве старший помощник прокурора Калининского района Власенко А.Б. просил рассмотреть дело в отсутствии представителя истца. Суд в порядке ст.150 КАС РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, рассмотрев административное исковое заявление, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости заявленные требования удовлетворить, по следующим основаниям.

Согласно представленной информации администрации Джумайловского сельского поселения Калининского района от 01.09.2021 года №1546 о принятии правового акта, утверждающего перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства: Решение совета администрации Джумайловского сельского поселения Калининского района №57 от 11.12.2020 года «Об утверждении порядка формирования, ведения, ежегодного дополнения и опубликования перечня муниципального имущества Джумайловского сельского поселения, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход», изменения за период 2019, 2020 и истекший 2021 год не вносились. Указанные » перечни соответствующего муниципального имущества не дополнялись (л.д.6).

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», п.28 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Согласно ч.ч.1,4 ст.18 Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (ч.1). Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства (ч.4).

В судебном заседании установлено, что указанное бездействие создает административные барьеры и условия для невозможности реализации прав субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотренных вышеперечисленными требованиями закона, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации государственной политики в сфере оказания поддержки указанной категории хозяйствующих субъектов. Принимая во внимание, что в судебном заседании не установлено доказательств полного устранения вышеуказанных нарушений закона административным ответчиком, как органом местного самоуправления, суд приходит к выводу, что такое бездействие является незаконным. При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление основано на законе и подлежит полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Джумайловского сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.Обязать администрацию Джумайловского сельского поселения Калининского района провести мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем утверждения перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) в соответствии с требованиями и особенностями, установленными ст.ст.11, 16, 18 Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в срок до 01.03.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:________________________