ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-466/21 от 12.03.2021 Надеждинского районного суда (Приморский край)

25RS0039-01-2021-000106-79

№ 2а-466/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 марта 2021 года с.В-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Герасимовой М.А.,

при секретаре Озеровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ишиной И.С. к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконным отказ администрации Надеждинского муниципального района от ................. и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Ишина И.С. обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование иска, что ................. она обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о перераспределении не разграниченных (муниципальных) земель и принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером ................... площадью 1493 кв.м, расположенного по адресу: ................................................ утверждении схемы расположения земельного участка и заключении с ней соглашения о перераспределении земельного участка, в результате чего образуется земельный участок площадью 1700 кв.м.

................. был получен письменный отказ от администрации Надеждинского муниципального района от .....................................

Отказ был мотивирован тем, что на основании заключения управления градостроительства и архитектуры земельный участок с кадастровым номером ................... перераспределяется за счет не разграниченной территории, которая фактически используется как проход, проезд к береговой полосе водного объекта.

Полагает, что причина отказа является необоснованной, поскольку не разграниченная территория, за счет которой должен был перераспределиться земельный участок с кадастровым номером ................... не может являться проездом к береговой полосе водного объекта ввиду как имеющегося природного рельефа, а также узкого расстояния между земельными участками с кадастровыми номерами ....................

Кроме того, земельный участок, который просит перераспределить административный истец, не является единственным и основным проходом к береговой полосе водного объекта, так как основным доступом к данному водному объекту является дорога с нескольких сторон.

В судебном заседании представитель административного истца Борисова М.А. поддержала доводы административного иска, в обоснование требований ссылается на заключение кадастрового инженера, согласно которого земельный участок с кадастровым номером ................... после перераспределения с неразграниченными землями не будет перекрывать доступ к водному объекту, так как к водному объекту имеются и другие подъездные и подходные пути.

Представитель администрации Надеждинского муниципального района Сараева М.Ю. просила суд в удовлетворении административного иска отказать, поскольку по сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером ................... перераспределяется за счет не разграниченной территории, которая фактически используется как проход, проезд к береговой полосе водного объекта.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости Ишина И.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ................... площадью 1493 кв.м, расположенного по адресу: ................

................. она обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о перераспределении не разграниченных (муниципальных) земель и принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ..................., расположенного по адресу: ................, утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении, в результате чего образуется земельный участок площадью 1700 кв.м.

Администрацией Надеждинского муниципального района в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 25:10:210001:896 перераспределяется за счет не разграниченной территории, которая фактически используется как проход, проезд к береговой полосе водного объекта.

В соответствии с п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В частности, подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно подпункту 4 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

В силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 6 ст. 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

На основании ч. 8 ст. 6 данного Кодекса каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65).

Согласно заключению управления градостроительства и архитектуры администрации Надеждинского муниципального района земельный участок с кадастровым номером ................... перераспределяется за счет неразграниченной территории, которая фактически используется как проход, проезд к береговой полосе водного объекта.

Скриншотом космического снимка подробной карты Надеждинского района / приложение .................../ к заключению управления градостроительства и архитектуры администрации Надеждинского муниципального района подтверждается, что земельный участок, который административный истец просит перераспределить и присоединить к своему земельному участку, используется как проход в береговой полосе водного объекта и он вплотную примыкает к береговой полосе водного объекта.

Исходя из представленных доказательств в материалы дела, следует, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок административного истца образуется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ................... и земельного участка используемого неопределенным кругом лиц в качестве прохода, проезда к береговой полосе водного объекта.

Указанный земельный участок как проезд, проход относится к земельному участку общего пользования и в соответствии с п. 12 ст.85 ЗК РФ не подлежит приватизации.

Предоставление административному истцу испрашиваемого им в порядке распределения земельного участка примыкающего к береговой полосе водного объекта общего пользования повлечет за собой нарушение законных прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам - водному объекту, к земельным участкам общего пользования.

Административным истцом представлено заключение кадастрового инженера Холод В.А., согласно которого земельный участок с кадастровым номером ................... после перераспределения с не разграниченными землями не будет перекрывать доступ к водному объекту, так как к водному объекту согласно правил землепользования и застройки имеются других 8 подъездных и подходных путей.

Однако, суд полагает, что земельный участок, который административный истец просит перераспределить используется неопределенным кругом лиц в качестве прохода, проезда к береговой полосе водного объекта, т. е. он относится к земельному участку общего пользования и не может быть перераспределен.

Наличие других подъездных и подходных путей к водному объекту не свидетельствует о незаконности отказа администрации Надеждинского муниципального района от ................. в перераспределении не разграниченных (муниципальных) земель и земельного участка с кадастровым номером ...................

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

При таких данных, отклоняя административный иск, суд исходит из того, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит действующему земельному законодательству.

Руководствуясь ст.ст. 226-227 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Отказать Ишиной И.С. в иске к администрации Надеждинского муниципального района о признании незаконным отказа администрации Надеждинского муниципального района от ................. за ................... в перераспределении земельного участка, возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района рассмотреть заявление от .................................... о перераспределении не разграниченных (муниципальных) земель и земельного участка с кадастровым номером ...................

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Герасимова М.А.

Мотивированное решение принято 22 марта 2021 года