ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-467 от 01.03.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2а-467\2022 (УИД № 69RS0038-03-2021-009072-67)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года г. Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Боевап И.В.,

при секретаре судебного заседания Борцовой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УВМ УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области, УФСБ России по Тверской области о признании незаконным решения УМВД России по Тверской области от 19.07.2021 года, признании незаконным сообщения УФСБ России по Тверской области от 21 июня 2021 года № 1449, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к УВМ УМВД России по Тверской области о признании незаконным решения УМВ УМВД России по Тверской области от 19.07.2021 года об отклонении заявления о приёме в гражданство Российской Федерации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

При рассмотрении дела административный истец уточнил административные исковые требования и с учётом уточнений просил признать незаконным решение УВМ УМВД России по Тверской области от 19.07.2021 года об отклонении заявления ФИО1 в приёме в гражданство Российской Федерации, обязать УМВД России по Тверской области устранить препятствия к осуществлению ФИО1 прав на получение гражданства путём повторного рассмотрения его заявления в приёме в гражданство Российской Федерации, признать незаконным сообщение УФСБ России по Тверской области о несогласовании вопроса о возможности в приёме в гражданство Российской Федерации ФИО1

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика было привлечено УМВД России по Тверской области, а в качестве заинтересованного лица УФСБ России по Тверской области, процессуальный статус которого при рассмотрении дела был изменён со статуса заинтересованного лица на статус соответчика.

В обоснование иска указано, что ФИО1 является иностранным гражданином, проживает на территории РФ на основании вида на жительство 82 № 1421356, выданного 04/03/2024 года УМВД России по Тверской области, по адресу: Россия, <адрес><адрес><адрес>. Им было подано заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. 13.08.2021 года было получено извещение об отклонении заявления на прием в гражданство по пункту «в» части 1 статьи 16 ФЗ «О гражданстве» № 62-ФЗ от 31.05.2002 года (участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации). Экстремизм - это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности, выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, мятеж, повстанческая деятельность, террористические акции. Экстремизм более широкое понятие т. к. террористические акции, терроризм - это только одна из форм экстремизма. За осуществление экстремистской деятельности предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. За весь период проживания на территории РФ он к уголовной либо административной ответственности за вышеперечисленные нарушения действующего законодательства не привлекался. В ст.ст.2, 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации» указано, что в настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия... гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В соответствие со ст.3 Федерального закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 19/03/2021 года ФИО1 получил статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о чем свидетельствует его удостоверение СС-№ 00632354, выданное УМВД России по Тверской области. Участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также члены его семьи после выполнения необходимых предварительных условий получают возможность обратиться с заявлением о приеме в Российское гражданство в упрощенном порядке в соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ ”О гражданстве Российской Федерации”. Одним из оснований для отказа в получении Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом является такой пункт, как финансирование, планирование террористических (экстремистских) актов, оказание содействия в совершении таких актов или совершении их, а равно иными действиями поддержание террористической (экстремистской) деятельности. Исходя из этого, следует, что при получении удостоверения участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, в отношении административного истца не было установлено никаких противоправных действий, связанных с экстремистской деятельностью. Комментариев по вышеуказанным фактам УВМ УМВД России по Тверской области не предоставило, мотивированного отказа также получено не было. Данное решение является незаконным и необоснованным, нарушает право административного истца на законное получение гражданства Российской Федерации, поскольку сведения об участии в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации - не соответствует действительности. Кроме того, решение вынесено в отсутствие административного истца, ему не была предоставлена возможность дать пояснения и возражения по решению, порядок обжалования решения также не разъяснен.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит признать незаконным решение УВМ УМВД России по Тверской области от 19.07.2021 года об отклонении заявления ФИО1 в приёме в гражданство Российской Федерации, обязать УМВД России по Тверской области устранить препятствия к осуществлению ФИО1 прав на получение гражданства путём повторного рассмотрения его заявления в приёме в гражданство Российской Федерации, признать незаконным сообщение УФСБ России по Тверской области о несогласовании вопроса о возможности в приёме в гражданство Российской Федерации ФИО1 от 21.06.20221 года.

В судебное заседание ФИО1 не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, с учётом уточнений, просил их удовлетворить.

Представитель УФСБ России по Тверской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что в согласовании было отказано в связи с проведенной проверкой, указанные в материалах проверки данные достоверные и повторной проверки не требуют.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Часть 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно пункту 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, и пункту 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 год) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает на территории Тверской области на основании вида на жительство, выданного 19.03.2021 УМВД России по Тверской области, поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <...>. 20.04.2021 ФИО1 обратился с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Близкие родственники заявителя: сестра - гражданка России, сын, жена, мать - граждане Азербайджана, проживают в России, брат - гражданин Азербайджана, проживает на территории Республики Азербайджан. Основанием для обращения с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации стало участие заявителя в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. ФИО1 является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством, выданным 19.03.2021 УМВД России по Тверской области.

В соответствии с п. 6.1 Инструкции об организации деятельности МВД Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданс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

Решением УФСБ России по Тверской области № 1449 от 21.06.2021 заявление ФИО1 не согласованно в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом «в» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62 - ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые: участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 41.3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» лица, указанные в части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.

Пунктом "р" статьи 12 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" установлено, что органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 36.1, 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 решения по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с территориальными органами безопасности. Срок согласования не должен превышать один месяц. В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган. В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных пунктами "а" - "в" части первой статьи 16 и частью четвертой статьи 41.2 Федерального закона оснований для отказа в признании гражданином Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решения об отклонении заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в признании гражданином Российской Федерации или в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.

Таким образом, при отсутствии согласования компетентного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в соответствии с п. п. 36.1, 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325, у УМВД России по Тверской области имелись основания для принятия решения об отказе в приеме заявителя в гражданство Российской Федерации. Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела.

Довод административного истца о том, что органом ФСБ России по Тверской области не представлено суду каких-либо конкретных обстоятельств, свидетельствующих о том, что ФИО1 участвует либо участвовал в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации, является необоснованным и не влечет отмену решения, поскольку право оценки указанных выше обстоятельств, отнесено к полномочиям ФСБ России, в обязанности которых не входит информирование инициаторов запросов о конкретных основаниях отказа в согласовании.

Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части требований ФИО1 к УВМ УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области о признании незаконным решения УМВД России по Тверской области от 19.07.2021 года, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о приёме ФИО1 в гражданство Российской Федерации, поскольку оспариваемое решение УМВД России по Тверской области об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации принято в пределах предоставленных полномочий, на основании заключения компетентного органа о наличии оснований, предусмотренных п. "в" ч.1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 N 62 "О гражданстве Российской Федерации", с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством, которое соответствует требованиям Российского законодательства и не нарушает каких-либо законных прав и свобод заявителя.

Рассматривая требование о признании незаконным сообщения УФСБ России по Тверской области от 21 июня 2021 года об отказе в согласовании приема в гражданство Российской Федерации ФИО1, суд исходит из следующего.

Управление ФСБ России по Тверской области является компетентным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации на территории Тверской области, имеющим право оценки деятельности лиц, обратившихся с заявлением о приеме в гражданство.

Доводы истца о том, что при принятии решения о несогласовании вопроса о приеме в гражданство у УФСБ России по Тверской области отсутствовали для этого основания, поскольку к уголовной и (или) административной ответственности за осуществление экстремисткой деятельности он не привлекался, не совершал иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы являются выражением несогласия административного истца с принятым в отношении него УФСБ России по Тверской области решением.

При рассмотрении административных дел суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Несогласие административного истца с результатами рассмотрения его заявления о приеме в гражданство само по себе о незаконности решения административного ответчика не свидетельствует.

Вопросы, касающиеся национальной безопасности, являются специальными, в частности, в связи с тем, что факторы, представляющие угрозу национальной безопасности, оцениваются компетентными органами на основании информации, получаемой из различных источников, включая источники, не подлежащие судебной проверке.

Кроме того, подпункт «в» ч. 1 ст.16 Федерального закона от 31.05.2002 N 62 "О гражданстве Российской Федерации" не раскрывает, какие именно действия могут квалифицироваться как участие в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности.

Это означает, что компетентные органы по своему усмотрению определяют различные действия лиц, обратившихся с заявлением о приеме в гражданство как составляющие угрозу национальной безопасности.

Таким образом, не имеется оснований полагать, что отказ УФСБ России по Тверской области в согласовании вопроса о приеме в гражданство является незаконным.

Сведения, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения о наличии обстоятельств для отказа в приеме в гражданство, относятся к информации, которая получена уполномоченным органом, в том числе из источников находящихся вне сферы судебного контроля. При этом следует учитывать, что право оценки деятельности иностранных граждан, а также лиц без гражданства, как представляющей угрозу безопасности государства или гражданам Российской Федерации, отнесено к полномочиям государственных органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и суд не вправе вмешиваться в указанные полномочия при рассмотрении данной категории дел и в частности при рассмотрении настоящего спора.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.

В рассматриваемом случае совокупность указанных обстоятельств отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством, в связи с чем нарушений оспариваемым решением прав и свобод административного истца не допущено, и оснований для удовлетворении административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УВМ УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области, УФСБ России по Тверской области о признании незаконным решения УМВД России по Тверской области от 19.07.2021 года, признании незаконным сообщения УФСБ России по Тверской области от 21 июня 2021 года № 1449, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В.Боев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 марта 2022 года

Судья И.В.Боев

Дело №2а-467\2022 (УИД № 69RS0038-03-2021-009072-67)