ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4676/17 от 14.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2017 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Кочанове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4676/17 по административному иску Кирюхина В.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным действия и возложении обязанности осуществить действия,

УСТАНОВИЛ:

Кирюхин В.В. обратился в суд с иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным действия и возложении обязанности осуществить действия. В обоснование заявленных требований указал, что административный ответчик возвратил ему документы по его заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Указанные действия по его – истца мнению, являются незаконными, соответственно его права на предоставление земельного участка в собственность, нарушены, поскольку к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка были приложены документы подтверждающие его право на приобретение земельного участка без проведения торгов, а именно удостоверение ветерана боевых действий.

В соответствии с положениями ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара» руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделён полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, а также по возвращению в течение срока, установленного Земельным кодексом РФ гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 Земельного кодекса РФ.

Департамент градостроительства г.о. Самара возвратил его заявление, сославшись на отсутствие, предусмотренных пп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ документов письмом от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3384-0-1. Департаментом отказ дан по формальному основанию, при этом по существу обоснованность требований заявления не проверена, отказ не содержит выводов о наличии или отсутствии оснований для предварительного согласования предоставления земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка в испрашиваемом размере и границах.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать действия Департамента градостроительства г.о. Самара в части возврата его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара, без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3384-0-1 незаконными и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара рассмотреть заявление о предварительном согласовании земельного участка по существу в установленный законом срок 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГКирюхин В.В. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов на основании ч.7 ст. 39.5 ЗК РФ.

В установленный законом срок, Департамент градостроительства г.о. Самара, рассмотрев заявление Кирюхина В.В., на основании п. 1 Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3384-0-1 возвратил Кирюхину В.В. заявление и приложенные к нему документы.

В обоснование возврата документов, Департамент градостроительства г.о. Самара сослался на то обстоятельство, что административный истец не представил документы, предусмотренные п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, а именно, выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.

При этом, из материалов дела следует, что в качестве документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, Кирюхиным В.В. представлено удостоверение ветерана боевых действий, что не оспаривалось административным ответчиком.

В соответствии с положениями ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п.п.1 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Пунктом 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с п. 1 Постановления Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 года №1 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», к полномочиям Департамента градостроительства г.о. Самара отнесено, в том числе, в течение срока, установленного Земельным кодексом РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов, заявлений о перераспределении земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что заявление Кирюхина В.В. со всеми приложенными документами административным ответчиком по существу не рассмотрены, заявление истцу возвращено по формальным основаниям, суд считает, что его права и законные интересы нарушены. Возврат не содержит выводов о наличии или отсутствии оснований для предварительного согласования предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка в испрашиваемом размере и границах.

Кроме того, административным ответчиком фактически разрешён вопрос о праве административного истца на приобретение спорного земельного участка в аренду.

Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств обоснованности возврата заявление Кирюхина В.В. без рассмотрения данного обращения по существу. Учитывая изложенное, заявленные требования истца являются законными и обоснованными.

Разрешая требование о признании незаконным действий органа местного самоуправления, суд обязывает устранить допущенное нарушение прав заявителя посредством принятия решения по его обращению. Суд не наделён полномочиями предопределять содержание решения, которое должно быть принято ответчиком, однако изложенная в решении правовая позиция является обязательной для ответчика при его принятии.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные истицей требования основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Кирюхина В.В. – удовлетворить.

Признать действия Департамента градостроительства г.о. Самара в части возврата заявления Кирюхина В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара, без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3384-0-1 незаконными.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара рассмотреть заявление Кирюхина В.В. о предварительном согласовании земельного участка по существу в установленный законом срок 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья