Дело № 2а-4678/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2016г. г. Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.
при секретаре Минигалиевой Ю.Ф.,
с участием представителя административного истца Абзалова Э.Р. - Нургалиева Э.Р. по доверенности от <данные изъяты>., представителя административного ответчика отдела военного комиссариата по <данные изъяты> г. Уфы Фаршатова Р.Н. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Абзалова А.И. к Администрации ГО г. Уфа, отделу военного комиссариата по Октябрьскому и Советскому района г. Уфы о признании незаконным решения призывной комиссии Октябрьского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязании выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Абзалов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа, отделу военного комиссариата по Октябрьскому и Советскому района г. Уфы о признании незаконным решения призывной комиссии Октябрьского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании выдать военный билет.
В обоснование требований указывает, что он с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата РБ по Октябрьскому и Советскому районам г. Уфы, что подтверждается отметками в его удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В январе 2015 года отделом кадров ему была вручена повестка для явки ДД.ММ.ГГГГ в ОВК. Явка им была обеспечена в указанный в повестке день. В этот же день он прошел медицинское освидетельствование. ДД.ММ.ГГГГ. ему исполнилось <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГг. призывной комиссией Октябрьского района г. Уфы было вынесено решение «военную службу не проходил, не имея на то законных оснований. Зачислить в запас.» Ему выдана справка вместо военного билета.
Считает данное решение незаконным, так как нарушаются его права в получении им военного билета. От прохождения военной службы не уклонялся, так как повесток на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, кроме на ДД.ММ.ГГГГ. не получал. Место жительства не менял. В личном деле имеются данные о месте его трудоустройства, номер сотового телефона в связи с чем возможности связаться с ним имелись. К уголовной либо административной ответственности за уклонение от призыва на военную службу не привлекался.
Просит: отменить решение призывной комиссии Октябрьского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. принятого в отношении Абзалова А.И. признать незаконным выдачу справки как не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязать призывную комиссию Октябрьского района г. Уфы выдать ему военный билет.
Впоследствии Абзалов А.И. уточнил свои требования, а именно просит отменить заключение Призывной комиссии Октябрьского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. принятого в отношении Абзалова А.И. и обязать Призывную комиссию Октябрьского района г. Уфы РБ устранить допущенные нарушения. Исключил из числа ответчиков Администрацию ГО г. Уфа.
Представитель административного истца Нургалиев Э.Р. поддержал требования, просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Административный истец надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие него. Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) признает его явку необязательной и считает возможным рассмотреть без его участия.
Административный ответчик администрация Октябрьского района ГО г. Уфа РБ надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явился. Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) признает его явку необязательной и считает возможным рассмотреть без его участия. Представитель административного ответчика отдела военного комиссариата по Октябрьскому и Советскому района г. Уфы ФИО6 возражал против административного иска, просил отказать в его удовлетворении.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.
Согласно статья 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что правовую основу в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998г. №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно п. 1 ст. 1 данного Федерального закона воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Согласно ч. 1 ст. 26 Закона ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» зачисление в запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу по достижении ими возраста 27 лет.
В силу ч. 2 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Судом установлено, что Абзалов А.И. состоит на воинском учете отдела военного комиссариата РБ по Октябрьскому и Советскому районам г. Уфы.
Абзалов А.И. в ДД.ММ.ГГГГ поступил на учебу в <данные изъяты> в связи с чем ему была предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ После успешного окончания учебы ему была предоставлена отсрочка от прохождения от военной службы до 04.04.2015г. в связи с трудоустройством на работу.
В январе ДД.ММ.ГГГГ отделом кадров ему была вручена повестка для явки ДД.ММ.ГГГГ в ОВК. Явка им была обеспечена в указанный в повестке день. В этот же день он прошел медицинское освидетельствование. ДД.ММ.ГГГГ. ему исполнилось <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГг. призывной комиссией <адрес> было вынесено решение «военную службу не проходил, не имея на то законных оснований. Зачислить в запас.» ему выдана справка вместо военного билета.
Суд приходит о незаконности данного решения по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона от N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть для того, чтобы признать гражданина уклоняющимся от военной службы необходимо, чтобы гражданин получил повестки и не являлся по ним в военный комиссариат. Однако Абзалов А.И. повестку на ДД.ММ.ГГГГ. получил и явился, и соответственно не может считаться уклоняющимся от прохождения военной службы. Абзалов А.И. не прошел военную службу по призыву по уважительным причинам, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. достиг возраста <данные изъяты>, в силу чего подлежал зачислению в запас без каких-либо оговорок с выдачей ему военного билета установленного образца. При этом, в отношении Абзалова А.И. не была установлена ни административная ни уголовная ответственность.
Касаемо требований об обжаловании бездействия отдела военного комиссариата по Октябрьскому и Советскому районам ГО город Уфа по невыдаче военного билета, суд приходит к следующему.
Военный билет - это документ воинского учета военнообязанного гражданина (п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ N 719).
Военный билет солдата (матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана) удостоверяет личность военнослужащего, а для гражданина, пребывающего в запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности.
Военный билет оформляется и выдается гражданину РФ, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу:
- при зачислении в запас Вооруженных Сил РФ в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов.
Суд приходит к выводу, что выдача Абзалову А.И. административным ответчиком справки вместо военного билета является незаконным, так как Абзалов А.И. не может считаться уклоняющимся от прохождения военной службы, не прошел военную службу по призыву по уважительным причинам, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. достиг возраста <данные изъяты> и подлежал зачислению в запас без каких-либо оговорок.
Таким образом, проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой приходит к выводу - об удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Абзалова А.И. к Администрации ГО г. Уфа, отделу военного комиссариата по Октябрьскому и советскому района г. Уфы о признании незаконным решения призывной комиссии Октябрьского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязании выдать военный билет удовлетворить.
Отменить заключение призывной комиссии Октябрьского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. принятого в отношении Абзалова А.И.
Обязать отдел военного комиссариата по Октябрьскому и Советскому района г. Уфы РБ устранить допущенные нарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья Сунгатуллин А.Ю.