Дело № 2а-467/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пенза 19 марта 2018 года
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Романовой В.А.,
при секретаре Варламовой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску нотариуса г.Пензы ФИО1 к ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области, ГУ – отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области о признании незаконным решения и понуждении к возврату излишне уплаченных взносов,
УСТАНОВИЛ:
Нотариус г.Пензы ФИО1 обратилась изначально в суд с вышеназванным административным иском к ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области, указав, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются нотариусы.
С 01.01.2014 г. федеральный законодатель установил 2 способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300000 рублей за расчетный период, либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) — при доходе свыше 300000 рублей за расчетный период (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно п. 1 ч. 8 ст 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, пп. 1 п. 1 которой определено, что исчисление и уплату налога, в соответствии с данной статьей, физические лица производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей, а значит и нотариусов, на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ (п. 1 ст. 221 НК РФ).
В силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ налоговая база для расчета налога на доходы физических лиц (НДФЛ) подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Само указание в п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на необходимость учета дохода в соответствии со ст. 227 НК РФ, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, а значит нотариуса, уплачивающего НДФЛ, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Такое понимание взаимосвязи положений п. п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 НК РФ согласуется с многократно выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации:
Определение от 05.02.2004 г. № 28-0;
Постановление от 13.03.2008 г. № 5-П;
Определение от 15.01.2009 г. № 242-О-П;
Постановление от 30.11.2016 г. № 27-П.
Аналогичный механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 «Страховые взносы» НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2017 г., согласно ФЗ от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ; п. 9 ст. 430 НК РФ предписывает учитывать доход именно в соответствии со ст. 210 НК РФ, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Именно так она трактовала законодательство РФ при определении налоговой базы для оплаты страховых взносов.
Страховые взносы в фиксированном размере ею оплачены: 24.11.2014 г.- в размере 17328,84 руб. (в 2014 г. оплата и фиксированного платежа и 1 % производилась на один КБК) 25.07.2015 г. - в размере 18610,08 руб. 25.10.2015 г. - в размере 19356,48 руб. 1% с суммы, превышающей 300000 рублей, составляет в 2014 г. - 59950,72 руб. в 2015 г. - 75222,33 руб. в 2016 г. - 109678,55 руб. всего: 244851,60 руб.
Фактически уплачено (реестры платежей, выданные УПФР в г. Пензе имеются в материалах дела ) 24.11.2014 г. - 49271,52 руб. 25.12.2014 г. - 6400 руб. 20.03.2014 г. - 5550 руб. (из них: 4279,20 руб.-остаток за 2014 г., 1270,80 руб. - аванс за 2015 г.) 26.11.2015 г. - 68000 руб. 26.03.2016г. - 44532,54руб. (из них: 5951,53 руб.-остаток за2015 г., 38581,01 руб. - аванс за 2016 г.) 12.11.2016г. - 100000руб. Всего: 273754,06 руб.
Переплата составила (273754,06 руб. - 244851,60 руб.) 28902,46 руб. Кроме этого: УПФР в г. Пензе Пензенской области передало сведения о том, что недоплата по состоянию на 01.01.2017 г. по страховым взносам у нее составила: 10688,69 руб., что подтверждается справкой № о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 15.11.2017 г.
Начислено ей пени якобы за несвоевременную оплату страховых взносов в
размере 4983,88 руб. Она неоднократно, начиная с 15.06.2017 г., обращалась устно (письменно не принимали) и письменно (15.11.2017 г. и 24.11.2017 г.) в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов, а также 24.11.2017 г. в Отделение ПФР по Пензенской области. На свои обращения получила из УПФР в г. Пенза Пензенской области 21.12.2017 г. - уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств №; 09.01.2017 г. ответ из ОПФР по Пензенской области
ОПФР по Пензенской области приняло решение о пересчете пени за 2014 г., по результатам которой пеня составляет 1115,74 руб., а не 4983,88 руб., которые оплачены ею 19.06.2017 г.
На основании изложенного просила: обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы возвратить ей пени в размере 4983,88 руб., как неправильно начисленные; признать незаконным решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств № от 12.12.2017 г.; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 28902,46 руб.; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области пересчитать ей неправильно начисленные пени; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области направить в ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы правильные сведения, а именно, что долга по уплате страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 г. у нее не имеется; обязать УПФР возместить судебные издержки по настоящему заявлению.
В процессе рассмотрения дела административный истец уточнила исковые требования и просила: обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы возвратить ей пени в размере 4983,88 руб., как неправильно начисленные; признать незаконным решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств № от 08.12.2017 г.; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 28902,46 руб.; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области пересчитать ей неправильно начисленные пени; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области направить в ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы правильные сведения, а именно, что долга по уплате страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 г. у нее не имеется; обязать УПФР возместить судебные издержки по настоящему заявлению.
Определением суда от 28.02.2018 г. в качестве соответчика по делу привлечено ГУ – отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области.
Административный истец нотариус г.Пензы ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменные возражения на иск, в которых указала, что доводы, изложенные в заявлении в части привлечения ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы в качестве административного ответчика неправомерны поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, по вопросу о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, следует обращаться в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, в случае обжалования решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, административным ответчиком в суде будет являться также Пенсионный фонд Российской Федерации, а ИФНС России по Октябрьскому району по настоящему делу может быть привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Представитель административного ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области, действующий на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал в письменные возражения на иск в которых указал, что суммы страховых взносов за 2014, 2015, 2016 г. участвуют в расчете пенсии и отражены в выписке из лицевого счета ФИО1 по состоянию на 18.01.18 г. (далее - ИЛС) ФИО1 начислено страховых взносов За 2014 г.-95455,12 руб. За2015 г.- 114238,22руб. За 2016 г.- 129035,03 руб. Итого: 338728,37 руб.
В выписке из ИЛС отражены суммы страховых взносов.
За 2014 г. - 95455,12 (73000 (поступившие в 2014 г). + 22455,12 (поступившие в 2015 г.) За 2015 г. - 114238,22 (39955,90 (поступившая в 2016 г.)+ 74282,31 (45712,19: 16x26) За 2016 г. - 119356,48 (поступившая в 2016 г.). Итого: 329049,81 руб.
Разница между начисленными и уплаченными суммами составляет — 9678,56 руб. (является недоимкой за 2016 г.)
Согласно пункта 6.1 статьи НК РФ, возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Представитель административного ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области, действующая на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменный отзыв на иск в котором указала, что согласно Федерального закона от 03.07.2016 г № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"(далее -Закон № 250-ФЗ) с
01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное и медицинское страхование переданы в налоговые органы.
В связи с чем. ПФР не является администратором страховых взносов.
Согласно ч.1 статьи 21 Закона № 250-ФЗ органами ПФР принимается решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Согласно п. 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате на следующий день после принятия орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из чего следует, что органы ПФР не возвращают излишне уплаченные страховые взносы, а принимают решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
В связи с чем, требования ФИО1 в части возложения обязанности возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов и пеней к Отделению ПФР не законно и не обосновано.
Отделение ПФР так же считает незаконными требования заявителя в часта признания решений об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, в связи со следующим.
8 декабря 2017 года Отделение ПФР приняло решение № об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов ФИО1. по двум основаниям.
1.Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонда социального страхования Российской Федерации при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ч.З ст.21 Закона № 250-ФЗ).
За несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. ФИО1 Управление начислило пени, в размере 1115.74 руб. Так же имеется задолженность за 2016 год 9678,55 руб. Таким образом, возврат переплаты страховых взносов нотариусу был не возможен, в связи с наличием
задолженности возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
2.При проведении проверки на предмет переплаты страховых взносов. Отделение ПФР переплаты не установило в связи со следующим.
Расчет сумм страховых взносов нотариусу был произведен ГУ-УПФР в г. Пензе Пензенской области, согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
Суммы страховых взносов, рассчитаны с учетом дохода, указанного в сведениях о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов, предоставленных налоговой инспекцией (ч. 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).
Согласно данным сведениям, налоговой доход плательщика за 2014 год составил 8112664 руб. а за 2015 год 9862742 руб. за 2016 год -11267855,46 руб. На момент рассмотрения заявления нотариуса ФИО1 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, Отделение ПФР иной информации о доходах заявителя от налогового органа не имело.
В заявлении в суд ФИО1 ссылается на то, что Пенсионный орган должен был рассчитать страховые взносы в соответствии с правовой позицией исчисления и уплаты страховых взносов, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ № 27-П. опубликованном 02.12.2016 года.
Однако, согласно статье 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона.
Страховые взносы плательщиком за 2014, 2015, 2016 г.г. были уплачены добровольно до появления Постановления 27-П.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантировано право на судебную защиту.
В силу статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются нотариусы.
С 01.01.2014 г. федеральный законодатель установил 2 способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300000 рублей за расчетный период, либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) — при доходе свыше 300000 рублей за расчетный период (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно п. 1 ч. 8 ст 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, пп. 1 п. 1 которой определено, что исчисление и уплату налога, в соответствии с данной статьей, физические лица производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей, а значит и нотариусов, на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ (п. 1 ст. 221 НК РФ).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 является нотариусом г.Пензы. Суммы страховых взносов за 2014, 2015, 2016 г. участвуют в расчете пенсии и отражены в выписке из лицевого счета ФИО1 по состоянию на 18.01.18 г. (далее - ИЛС) ФИО1 начислено страховых взносов За 2014 г.-95455,12 руб. За2015 г.- 114238,22руб. За 2016 г.- 129035,03 руб. Итого: 338728,37 руб.
В выписке из ИЛС отражены суммы страховых взносов.
За 2014 г. - 95455,12 (73000 (поступившие в 2014 г). + 22455,12 (поступившие в 2015 г.) За 2015 г. - 114238,22 (39955,90 (поступившая в 2016 г.)+ 74282,31 (45712,19: 16x26) За 2016 г. - 119356,48 (поступившая в 2016 г.). Итого: 329049,81 руб.
Разница между начисленными и уплаченными суммами составляет — 9678,56 руб. (является недоимкой за 2016 г.)
8 декабря 2017 года Отделение ПФР приняло решение № об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов ФИО1. по двум основаниям:
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонда социального страхования Российской Федерации при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ч.3 ст.21 Закона № 250-ФЗ).
За несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. ФИО1 Управление начислило пени, в размере 1115.74 руб. Так же имеется задолженность за 2016 год 9678,55 руб. Таким образом, возврат переплаты страховых взносов нотариусу был не возможен, в связи с наличием задолженности возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
При проведении проверки на предмет переплаты страховых взносов. Отделение ПФР переплаты не установило.
Система обязательного пенсионного страхования охватывает, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с начала предпринимательской деятельности и до ее прекращения (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7, статья 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), пункт 2 части 1 статьи 5, статья 14, часть 1 статьи 18 и пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), действовавшего на момент возникновения правоотношений).
Индивидуальные предприниматели в данной системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются нотариусы.
В силу статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, т.е. плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым отнесены индивидуальные предприниматели, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статья 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
В 2014 году тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен в размере 26 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявленных требований) (далее - НК РФ) установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В пункте 1 статьи 227 НК РФ, содержится указание на исчисление и уплату налога на доходы физических лиц, а в пункте 1 статьи 221 НК РФ о праве на профессиональный налоговый вычет.
Применяя в системной связи часть 3 статьи 210, пункт 1 статьи 221, статью 227 НК РФ, пункт 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявленных требований) законодателем предусматривалось право индивидуальных предпринимателей на исчисление страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в 2014 году не из всей величины полученного дохода, а из суммы налоговой базы для исчисления НДФЛ.
Суммы страховых взносов, рассчитаны с учетом дохода, указанного в сведениях о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов, предоставленных налоговой инспекцией (ч. 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).
Согласно данным сведениям, налоговой доход плательщика за 2014 год составил 8112664 руб. а за 2015 год 9862742 руб. за 2016 год -11267855,46 руб.
15.11.2017 г. и 24.11.2017 г. административный истец обращалась в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов, а также 24.11.2017 г. в Отделение ПФР по Пензенской области. 21.12.2017 г. получила из УПФР в г. Пенза Пензенской области уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств №; 09.01.2017 г. ответ из ОПФР по Пензенской области
ОПФР по Пензенской области приняло решение о пересчете пени за 2014 г., по результатам которой пеня составляет 1115,74 руб., а не 4983,88 руб., которые оплачены административным истцом 19.06.2017 г. По остальным вопросам рекомендовано обратиться в суд
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом (статья 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК РФ, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет), при этом состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 30 ноября 2016 года N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда".
По состоянию на 18.01.18 г. (далее - ИЛС) ФИО1 начислено страховых взносов За 2014 г.-95455,12 руб. За2015 г.- 114238,22руб. За 2016 г.- 129035,03 руб. Итого: 338728,37 руб.
В выписке из ИЛС отражены суммы страховых взносов.
За 2014 г. - 95455,12 (73000 (поступившие в 2014 г). + 22455,12 (поступившие в 2015 г.) За 2015 г. - 114238,22 (39955,90 (поступившая в 2016 г.)+ 74282,31 (45712,19: 16x26) За 2016 г. - 119356,48 (поступившая в 2016 г.). Итого: 329049,81 руб.
Таким образом, размер страховых взносов неправомерно исчислен пенсионный фондом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета произведенных расходов, связанных с извлечением прибыли.
Страховые взносы в фиксированном размере ФИО1 оплачены: 24.11.2014 г.- в размере 17328,84 руб. (в 2014 г. оплата и фиксированного платежа и 1 % производилась на один КБК) 25.07.2015 г. - в размере 18610,08 руб. 25.10.2015 г. - в размере 19356,48 руб. 1% с суммы, превышающей 300000 рублей, составляет в 2014 г. - 59950,72 руб. в 2015 г. - 75222,33 руб. в 2016 г. - 109678,55 руб. всего:244 51,60 руб.
Фактически уплачено (реестры платежей, выданные УПФР в г. Пензе имеются в материалах дела ) 24.11.2014 г. - 49271,52 руб. 25.12.2014 г. - 6400 руб. 20.03.2014 г. - 5550 руб. (из них: 4279,20 руб.- остаток за 2014 г., 1270,80 руб. - аванс за 2015 г.) 26.11.2015 г. - 68000 руб. 26.03.2016г. - 44532,54руб. (из них: 5951,53 руб.-остаток за2015 г., 38581,01 руб. - аванс за 2016 г.) 12.11.2016г.-100000руб.Всего:273754,06 руб.
Переплата составила (273754,06 руб. - 244851,60 руб.) 28902,46 руб. Кроме этого: УПФР в г. Пензе Пензенской области передало сведения о том, что недоплата по состоянию на 01.01.2017 г. по страховым взносам у нее составила: 10688,69 руб., что подтверждается справкой № о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 15.11.2017 г.
Начислено пени за несвоевременную оплату страховых взносов в
размере 4983,88 руб. ОПФР по Пензенской области приняло решение о пересчете пени за 2014 г., по результатам которой пеня составляет 1115,74 руб., а не 4983,88 руб., которые оплачены административным истцом 19.06.2017 г.
В судебном заседании установлено, что административный истец нотариус г.Пензы ФИО1 является получателем пенсии.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту Закон N 27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона N 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии; заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов; суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов (подпункты 10, 12, 13, 14 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ).
Учитывая, что на индивидуальном лицевом счете ФИО1 сформированы сведения с учетом уплаченных сумм, административный истец является получателем пенсии, сумма учтенных страховых взносов уже повлияла на выплаченную ей пенсию административному ответчику ГУ – УПФР в г. Пензе Пензенской области необходимо произвести корректировку индивидуального лицевого счета административного истца.
Согласно п. 1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о незаконности решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств № от 08.12.2017 г..
На основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п.9 ч.4 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Рассматривая заявленное истцом производное исковое требование, суд, в качестве способа восстановления нарушенного права нотариуса г.Пензы ФИО1, считает необходимым: обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 28902,46 руб..; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области пересчитать нотариусу г.Пензы ФИО1 неправильно начисленные пени; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области направить в ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы сведения об отсутствии долга нотариуса г.Пензы ФИО1 по уплате страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, по вопросу о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, следует обращаться в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований нотариуса г.Пензы ФИО1 к ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, о возврате начисленных пени.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление нотариуса г.Пензы ФИО1 к УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области, ГУ – отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области о признании незаконным решения и понуждении к возврату излишне уплаченных взносов удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств № от 08.12.2017 г.
Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 28902,46 руб..
Обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области пересчитать нотариусу г.Пензы ФИО1 неправильно начисленные пени.
Обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области направить в ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы сведения об отсутствии долга нотариуса г.Пензы ФИО1 по уплате страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 г.
В удовлетворении административных исковых требований нотариуса г.Пензы ФИО1 к ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, о возврате начисленных пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2018 года.
Председательствующий