ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4682/2016 от 10.05.2016 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-4682/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2016 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Гречко Е.С.,

с участием административного истца Арсентьева В.С.,

представителя административного истца – Коноваловой Н.Г., действующей на основании доверенности от 26 августа 2015 г. № 61АА374966,

представителя административного ответчика – Холодовой Г.Н., действующей на основании доверенности от 22 сентября 2015 г. № 4/1227,

при секретаре Поповой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4682/2016 по административному иску Арсентьева В.С. к Правительству Ростовской области о признании незаконными действий по изъятию и уничтожению государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Правительству Ростовской области о признании незаконными действий по изъятию и уничтожению государственного жилищного сертификата. В обоснование заявленных требований сослался на то, что в октябре 2014 г. он во исполнение федеральной программы по обеспечению жильем граждан-инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, был включен в Сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год по Ростовской области.

В соответствии с распоряжением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Арсентьеву В.С. был оформлен государственный жилищный сертификат серии МЧ . ДД.ММ.ГГГГ указанный сертификат передан в администрацию Аксайского района Ростовской области.

ДД.ММ.ГГГГ заместитель Главы администрации Аксайского района Ростовской области по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства направил в адрес заместителя министра строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил снять Арсентьева В.С. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании того, что до ДД.ММ.ГГГГ у него в собственности имелся жилой дом.

Между тем, административный истец указывает на то, что дом был продан им вынужденно, из-за долгов его сына.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный сертификат передан в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и впоследствии уничтожен.

Административный истец полагает, что сертификат был изъят и уничтожен незаконно, не уполномоченными на то лицами, без получения на то распоряжений лица либо органа, имеющего право на принятие таких решения.

Кроме того, Арсентьев В.С. полагает, что положения пункта 12 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 07 октября 2005 г. № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», предусматривающие, что при предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма, противоречит федеральному законодательству, которое обязывает учитывать гражданско-правовые сделки за период в пять лет (пункт 16.2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным изъятие и уничтожение сертификата серии МЧ .

В судебное заседание явился административный истец Арсентьев В.С. и его представитель Коновалова Н.Г., действующая на основании доверенности от 26 августа 2015 г. № 61АА374966, заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.

В судебное заседание явилась представитель административного ответчика – Холодова Г.Н., действующая на основании доверенности от 22 сентября 2015 г. № 4/1227, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлена система мер социальной поддержки в жилищной сфере для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или пострадавших от радиационного воздействия.

Пунктом 7 статьи 17 указанного Закона предусмотрено, что гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – Правила).

Указанные Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.

Пункт 16.1 Правил определяет условия, при которых применяется норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты. Согласно подпункту «а» пункта 16.1 Правил гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не должны иметь жилых помещений для постоянного проживания.

Пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантировано обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Исходя из пункта 16.2 Правил, в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах «а», «б», «е» или «ж» пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в подпункте «в» пункта 16(1) настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.

Согласно части 8 статьи 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

В силу части 9 статьи 57 ЖК РФ порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 9 статьи 12 Областного закона Ростовской области № 363-ЗС от 07 октября 2005 г. «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» предусмотрено, что граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма.

Судом установлено, что Арсентьев В.С. был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленный федеральным законодательств» на 2015 год по Ростовской области.

Распоряжением Правительства Ростовской области от 13 мая 2015 г. № 203 «О распределении бланков государственных жилищных сертификатов муниципальным образованиям Ростовской области для оформления и выдачи гражданам-участникам подпрограммы», бланки были распределены муниципальным образованиям Ростовской области для выдачи гражданам-участникам подпрограммы.

На основании данного распоряжения органы местного самоуправления осуществляют оформление и выдачу государственных сертификатов в соответствии с пунктами 42-45 Правил.

Согласно подпункту «б» пункта 44.2 Правил органы местного самоуправления (подразделения), осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности у гражданина - участника подпрограммы и (или) членов его семьи, указанных в заявлении (рапорте), представляемом в соответствии с подпунктом «а» пункта 44 настоящих Правил, а также о гражданско-правовых сделках, приведших к отчуждению жилых помещений, совершенных указанными гражданами.

По информации, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, ДД.ММ.ГГГГ Арсентьевым В.С. произведено отчуждение жилого дома, общей площадью 91,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) и не оспаривалось административным истцом.

Пунктом 44.1 Правил предусмотрено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.

В связи с указанными обстоятельствами администрацией Аксайского района был возвращен государственный жилищный сертификат, выделенный Арсентьеву В.С.

Пункт 16.2 Правил устанавливает порядок определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты. В связи с тем, что размер общей площади жилого помещения, определенный как разница между общей площадью жилого помещения, определенный как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью отчужденного Арсентьевым В.С. жилого помещения, составляет менее 18 кв.м., государственный жилищный сертификат не может быть выдан.

Судом установлено, что государственный жилищный сертификат серии МЧ от ДД.ММ.ГГГГ был исключен из реестра выданных и составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о списании бланков строгой отчетности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что изъятие и уничтожение сертификата серии МЧ от ДД.ММ.ГГГГ произведено с соблюдением вышеуказанных пунктов Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.

Доводы административного истца о противоречии положений пункта 12 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 07 октября 2005 г. № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», федеральному законодательству являются несостоятельными, поскольку частью 8 статьи 57 ЖК РФ субъекты Российской Федерации наделены правом самостоятельно устанавливать срок, за который учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Жилищным кодексом РФ установлен лишь минимальный порог – не менее пяти лет.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Арсентьева В.С. к Правительству Ростовской области о признании незаконными действий по изъятию и уничтожению государственного жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.С. Гречко

Текст мотивированного решения суда изготовлен 12 мая 2016 г.