Административное дело № 2а-4682/2021
УИД: 47RS0005-01-2021-006410-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2021 года город Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.Ю.
при секретаре Зенкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Ленинградской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации гаражно-строительного кооператива, об обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Ленинградской области, о признании незаконным отказ в государственной регистрации гаражно-строительного кооператива, об обязании произвести государственную регистрацию.
В обоснование требований административный истец указал, что 22.05.2020 административным истцом в электронном виде в регистрирующий орган ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области направлены документы для государственной регистрации юридического лица ГСК «СОЮЗ-СВЕРДЛОВО 1».
26.05.2021 ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области принято решение № 11478А об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что заявление заполнено без учета п. 47 Требований к оформлению документов, утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», то есть лист И заявления должен быть заполнен в отношении каждого учредителя создаваемого юридического лица.
На отказ административного ответчика № 11478А в государственной регистрации, административным истцом 20.07.2021 подана жалоба в Управление ФНС России по Ленинградской области, на которую был получен ответ № 16-22/12847@ от 12.08.2021, согласно которому нарушения со стороны ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области отсутствуют и жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.
По мнению административного истца отказ в регистрации юридического лица является незаконным, в связи с неверным толкованием административным ответчиком действующего законодательства по регистрации юридического лица в форме кооператива.
На основании изложенного выше административный истец просит признать недействительным решение № 11478А от 26.05.2021 об отказе в государственной регистрации гаражно-строительного кооператива «СОЮХ-СВЕРДЛОВО 1», принятое ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области, обязать ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области произвести государственную регистрацию ГСК «СОЮЗ-СВЕРДЛОВО 1» на основании заявления, направленного по форме Р 11001 (входящего № 11478А) в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу.
Административный истец, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, к административному исковому заявлению приложил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Административный ответчик в лице представителя по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения требований административного иска, ранее представив в материалы дела мотивированные возражения.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст. 59, 60, 61 КАС РФ в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 2 указанного федерального закона государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
Таким органом на территории Российской Федерации, согласно абз. 2 п. 1 Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» является Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22.05.2020 административным истцом в электронном виде в регистрирующий орган ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области направлены документы, подписанные усиленной квалицированной подписью ФИО1, для государственной регистрации юридического лица ГСК «СОЮЗ-СВЕРДЛОВО 1» - заявление по форме № Р11001 с приложением комплекта документов в соответствии со ст. 12 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно ст. 12 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; в.1) документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций регистрационного номера, в случае, если создаваемым юридическим лицом является акционерное общество. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Требования к оформлению документов установлены Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
26.05.2021 ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области принято решение № 11478А об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что заявление заполнено без учета п. 47 Требований к оформлению документов, утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
В соответствии с указанным пунктом 47 следует, что Лист И «Сведения о заявителе» формы заявления заполняется в отношении каждого учредителя создаваемого юридического лица.
На отказ административного ответчика № 11478А в государственной регистрации, административным истцом 20.07.2021 подана жалоба в Управление ФНС России по Ленинградской области, на которую был получен ответ № 16-22/12847@ от 12.08.2021, согласно которому нарушения со стороны ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области отсутствуют, и жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.
Согласно пп. 1. п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Частью 1 статьей 123.2 ГК РФ дано определение о том, что Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц.
В соответствии с п. д ч. 1 ст. 5 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества.
Частью 1.3 ст. 9 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 50.1 ГК РФ в решении об учреждении корпоративного юридического лица (статья 65.1) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
Представленное на регистрацию решение общего собрания учредителей ГСК «СОЮЗ СВЕРДЛОВО 1», оформленного протоколом № <данные изъяты> от 07.03.2021, не представляется возможным определить сведения о лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.
Исходя из приведенных норм следует, что законодательством не предусмотрено наделение из учредителей полномочиями заявителя для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию, при создании гаражно-строительного кооператива.
Кроме того, суд принимает во внимание, что административным истцом не приведены конкретные доводы о нарушении прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд. Вместе с тем, факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Ленинградской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации гаражно-строительного кооператива, об обязании произвести государственную регистрацию отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья Д.Ю. Гришин
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено Дата.