ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4688/19 от 01.07.2019 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело <номер изъят>а-4688/19

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

1 июля 2019 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

с участием административного истца Жиркова И.М.

представителя административного соответчика Игушиной С.Р.

при секретаре Перваковой М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жиркова И.М,, Жирковой Э.М. к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе г. Казани, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании отказа незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы Жирков И.М., Жиркова Э.М. (далее – административные истцы) обратились в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что 17 апреля 2019 года они подали заявление в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан в Советском районе муниципального образования г. Казани (далее - Отдел) с просьбой присвоить их семье статус «многодетная семья» и выдать удостоверение «многодетная семья». При подаче заявления ими были представлены все необходимые документы. 29 апреля 2019 года ими было получено уведомление отдела, согласно которому начальник отдела на основании подпунктов 5, 2.8 административного регламента предоставления государственных услуг по выдаче удостоверения многодетной семьи в РТ отказалась принимать их документы, в связи с тем, что они обратились не по месту жительства. Они считают данное решение незаконным. Так, вся их семья проживает по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания. Две их дочери посещают детский сад №<адрес изъят>, расположенный на территории Советского района г. Казани. Вся их семья зарегистрирована в установленном законом порядке. Все необходимые документы были ими представлены в полном объеме. С учетом требований семейного законодательства их семья является многодетной и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом.

На основании изложенного административные истцы просят суд признать незаконным решение отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе муниципального образования г. Казани об отказе в установлении статуса «многодетная семья», а также обязать отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе муниципального образования г. Казани выдать удостоверение «многодетная семья».

Протокольным определением суда от 29 мая 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, а в качестве заинтересованных лиц – несовершеннолетние Жиркова Л.И., Жиркова А.И., Жиркова А.И., в лице их законного представителя Жирковой Э.М.

В ходе судебного разбирательства административный истец Жиркова Э.М. действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей, поддержала исковые требования.

Административный истец Жирков И.М. административные исковые требования поддержал.

Представитель административного соответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ явилась, требования не признала по доводам, указанным в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель административного соответчика отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан в Советском районе муниципального образования г. Казани не явился, надлежащим образом извещен.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца и представителя административного соответчика, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан», имеющих детей», законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей и субъектам Российской Федерации предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В силу статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

В соответствии с приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан от 4 сентября 2012 года №697 «О порядке оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи Республики Татарстан», отношения, связанные с присвоением статуса многодетной семьи и предоставлением ей мер социальной поддержки, регулируются утвержденным Порядком оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи Республики Татарстан (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка, удостоверение выдается Управлением или отделом социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном районе или городском округе (далее – Управление (отдел)) одному из родителей (усыновителей) многодетной семьи по месту жительства. Удостоверение действует на всей территории Республики Татарстан и при смене места жительства в пределах Республики Татарстан сохраняет свою силу.

Кроме того, приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 31 июля 2012 года № 612 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) многодетной семьи в Республике Татарстан (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 названного Административного регламента получателем государственной услуги является один из родителей (усыновителей) многодетной семьи (далее - получатель). Государственная услуга предоставляется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в лице Управления (отдела) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном районе или городском округе Республики Татарстан по месту жительства получателя государственной услуги (далее - Управление (отдел)).

Пунктом 2.5 этого же Административного регламента предусмотрено, что для получения удостоверения заявитель представляет: заявление о выдаче удостоверения многодетной семьи; копии свидетельств о рождении (усыновлении) ребенка (детей) в случаях государственной регистрации акта рождения ребенка (детей) за пределами Республики Татарстан; справку из образовательного учреждения - в случае отдельного проживания детей, связанного с получением образования; фотографию размером 3 x 4 см; документ (документы) (в произвольной форме) от другого супруга, подтверждающий (подтверждающие):наличие согласия на обработку их персональных данных; полномочие заявителя действовать от его имени при передаче персональных данных в орган или организацию.

Одним из оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в соответствии с подпунктом 5 пункта 2.8 названного Административного регламента является обращение заявителя не по месту жительства.

Судом установлено, что административные истцы Жирков И.М., Жиркова Э.М. с 20 октября 2012 года состоят в браке и являются родителями троих несовершеннолетних детей Жирковой Л.И., 15 апреля 2013 года рождения, Жирковой А.И., 20 августа 2015 года рождения, Жирковой А.И., 31 марта 2019 года рождения.

Административные истцы вместе с детьми фактически проживают по адресу: <адрес изъят>, где они зарегистрированы по месту пребывания с 15 сентября 2017 года по 15 сентября 2022 года, что подтверждается представленными суду справкой №2384 от 17 апреля 2019 года, выданной администрацией Советского района ИК МО г. Казани, а также свидетельствами о регистрации по месту пребывания, выданными начальником отдела по вопросам миграции отдела полиции №12 «Гвардейский» УМВД РФ по г. Казани.

17 апреля 2019 года Жиркова Э.М. обратилась в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан в Советском районе муниципального образования г. Казани с заявлением о присвоении ее семье статуса многодетной и выдаче удостоверения многодетной семьи.

19 апреля 2019 года в ответ на указанное заявление Жирковой Э.М. отделом вынесено решение об отказе в принятии документов на выдачу удостоверения многодетной семьи в Республике Татарстан, ввиду подачи заявления не по месту жительства на основании подпункта 5 пункта 2.8. названного Административного регламента.

В ходе судебного разбирательства был установлен факт отсутствия у административных истцов регистрации по месту жительства. При этом, уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы административные истцы и их несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту пребывания в установленном законом порядке, что подтверждается представленными суду соответствующими свидетельствами. Суд отмечает, что администрация Советского района ИК МО г. Казани не осуществляет регистрацию граждан по месту жительства либо пребывания, а потому к представленной администрацией справке и архивной выписке из домовой книги по адресу места жительства административных истцов суд относится критически.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Суд отмечает, что вместе с заявлением о выдаче удостоверения административные истцы подали административным соответчикам также и копии вышеуказанных свидетельств о регистрации по месту пребывания, подтвердив, таким образом, свое место жительство на территории Советского района г. Казани, так как, согласно закона, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Ссылка административных соответчиков об обязательном наличии у заявителей регистрации по месту постоянного жительства, подтвержденную соответствующей отметкой в паспорте не соответствует буквальному толкованию вышеуказанного Административного регламента и содержанию статьи 20 Гражданского кодекса РФ.

При этом суд отмечает, что решением от 19 апреля 2019 года Отдел отказал административным истцом лишь в принятии документов на выдачу удостоверения. Отказа в предоставлении самого удостоверения по мотиву не признания административных истцов и их детей многодетной семьей не имеется.

Таким образом, предъявленные требования подлежат удовлетворению частично путем признания незаконным решения отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе г. Казани №84-44/449 от 19 апреля 2019 года об отказе в принятии документов и заявления Жирковой Э.М. №194 от 17 апреля 2019 года о выдаче удостоверения многодетной семьи.

В целях устранения допущенных нарушений суд считает необходимым обязать отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе г. Казани устранить допущенные нарушения путем принятия документов и заявления Жирковой Э.М. №194 от 17 апреля 2019 года о выдаче удостоверения многодетной семьи и рассмотрения его по существу.

Ввиду отсутствия отказа в установлении статуса «многодетная семья», в удовлетворении требования о признании его незаконным, административным истцам надлежит отказать. Кроме того, суд не вправе подменять собой органы исполнительной власти, поэтому не вправе обязать административного соответчика выдать административным истцом удостоверение «многодетная семья» минуя необходимые административные процедуры, установленные законом и иными нормативными актами. Поэтому, в удовлетворении требования о понуждении Отдела выдать удостоверение «многодетная семья» также надлежит отказать.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Жиркова И.М,, Жирковой Э.М. к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе г. Казани, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании отказа незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений удовлетворить частично.

Признать незаконным решение отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе г. Казани №84-44/449 от 19 апреля 2019 года об отказе в принятии документов и заявления Жирковой Э.М. №194 от 17 апреля 2019 года о выдаче удостоверения многодетной семьи.

Обязать отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе г. Казани устранить допущенные нарушения путем принятия документов и заявления Жирковой Э.М. №194 от 17 апреля 2019 года о выдаче удостоверения многодетной семьи и рассмотрения его по существу.

В удовлетворении остальной части административного иска Жиркова И.М,, Жирковой Э.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено 8 июля 2019 года

Судья Д.А. Бусыгин