ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-468/2016 от 16.02.2016 Каширского городского суда (Московская область)

Дело №2а-468/2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира

Каширский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Фоминой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Плужниковой А.С.,

с участием представителей административного истца Бондарева Д.И. по доверенностям Кислякова С.Г., Любушкиной-Кисляковой Е.Г.,

представителя административных ответчиков ОД ОМВД России по Каширскому району, РЭП ОГИБДД ОМВД России по Каширскому району Красниковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бондарева Д.И. к ОД ОМВД России по Каширскому району, РЭП ОГИБДД ОМВД России по Каширскому району об обязании постановки на учет транспортного средства, выдаче регистрационных документов,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел у ФИО11 проживающего в <адрес>, автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, кузов . С ДД.ММ.ГГГГ Бондарев Д.И. является его собственником. ДД.ММ.ГГГГ инспектором ДПС 16 роты 2 полка ДПС (Южный) ГИБДД ГУ МВД по МО был составлен протокол об изъятии свидетельства о регистрации ТС № на основании ст. 27.10 КоАП РФ. В связи с подозрением на перебитые номера на данном транспортном средстве, ЭКЦ ГУ МВД России по МО было проведено исследование по установлению подлинности идентификационных маркировочных обозначений спорного автомобиля. Согласно справке об обследовании от ДД.ММ.ГГГГ идентификационная маркировка автомобиля <данные изъяты> не изменялась, маркировка двигателя изменению не подвергалась. После проведения исследования транспортное средство было передано административному истцу для транспортировки по месту жительства. Однако, оказалось что паспорт транспортного средства автомобиля содержит исправления. В обоснование своих требований ссылается на положения ст. 304 ГК РФ, ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», порядок регистрации транспортных средств в РФ.

Административный истец в судебное заседание не явился. Его интересы представляют по доверенностям с надлежаще оформленными полномочиями Кисляков С.Г., Любушкина-Кислякова Е.Г., которые не возражали против рассмотрения дела в его отсутствие. Представитель административного ответчика также не возражала против рассмотрения дела в отсутствие Бондарева Д.Н. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Представители административного истца поддержали заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Дополнительно указали, что им не известно о прохождении Бондаревым Д.И. таможенного контроля при ввозе спорной автомашины на территорию РФ, а также получения паспорта транспортного средства через таможенные органы.

Представитель административного ответчика представил письменные возражения и письменные пояснения по существу заявленных требований, из которых следует, что заявленные требования не признают. Ссылаются на положения Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, а также указывают на возможность получения паспорта транспортного средства таможенными органами – в месте осуществления таможенного оформления, фирмой-продавцом (представителем завода-изготовителя). Кроме того, из письменных пояснений следует, что в ходе расследования уголовного дела была проведена экспертиза по бланку свидетельства транспортного средства, который признан поддельным (<данные изъяты>).

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт приобретения Бондаревым Д.И. у ФИО12 транспортного средства «<данные изъяты>» регистрационный знак , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, кузов , свидетельство о регистрации транспортного средства № , стоимостью <данные изъяты> рублей. Сделка совершалась на территории <адрес> (<данные изъяты>).

Доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной сроком на 3 года, ФИО13 уполномочил гражданина РФ Бондарева Д.И. управлять, владеть, пользоваться и распоряжаться, принадлежащим ему на праве собственности автомобилем марки «<данные изъяты>» регистрационный знак , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, кузов , в соответствии с этим заключать все разрешенные законодательством сделки, за исключением дарения, определяя во всех случаях сроки, суммы и иные условия по своему усмотрению, уплачивать страховые взносы, получать страховое возмещение, снимать автомобиль с учета в органах ГАИ и ставить его на учет, следить за техническим состоянием автомобиля, производить необходимый ремонт, быть представителем в ГАИ, подавать заявления от его имени заявления, получать необходимые справки и документы, получать и оплачивать следуемые суммы денег, расписываться за доверителя в случае необходимости, выполнять иные действия и формальности связанные с данным поручением (<данные изъяты>).

Согласно протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ сотрудником 16 роты 2 полка ДПС (Южный) ГУ МВД России по Московской области на основании ст. 27.10 КоАП РФ у Бондарева Д.И. изъято свидетельство о регистрации транспортного средства №

В соответствии с выводами эксперта <данные изъяты> отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области, содержащихся в справке об исследовании от ДД.ММ.ГГГГ., идентификационная маркировка автомобиля «<данные изъяты>» не изменялась. Маркировка двигателя (<данные изъяты><данные изъяты>) представленного на исследование автомобиля, изменению не подвергалась (<данные изъяты>).

Согласно п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 года N 8-П, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных в таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений тарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).

Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом (в частности, заключение договора купли-продажи) вопреки требованиям ч. 1 ст. 131 ТК РФ, без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и выбором таможенного режима, практически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями, в том числе криминогенного характера.

В силу требований ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (п. 1).

В силу пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 года N 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в том числе, при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В соответствии с Порядком регистрации транспортных средств, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 г. № 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (п. 9).

В силу п. 13 правил регистрации восстановление регистрации транспортных средств, производится в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил - в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации.

Из приведенной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля и содержащий номерные обозначения его узлов и агрегатов.

В судебном заседании установлено, что транспортное средство приобретено Бондаревым Д.И. на территории <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с чем паспорт транспортного средства не выдается подразделениями ГИБДД, а лишь таможенными органами.

Из представленных административным ответчиком копии материалов по факту изъятия свидетельства о регистрации транспортного средства «<данные изъяты>» регистрационный знак , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, кузов следует, что бланк данного документа изготовлен не предприятием, имеющим право на выпуск документов данной категории и выполнен способом офсетной печати, в связи с чем возбуждено уголовное дело по признакам, преступления предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ (<данные изъяты>).

Поскольку факт надлежащего таможенного оформления автотранспортного средства не установлен, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для регистрации транспортного средства ОМВД России по Каширскому муниципального району. При этом в ходе рассмотрения дела доказательства соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, не представлены.

Приобретение права на транспортное средство не порождает обязанности органов ГИБДД допустить это транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. При наличии сведений о факте совершения противоправных действий, связанных с ввозом на территорию РФ, таможенным оформлением, наличии поддельного свидетельства о регистрации транспортного средства № , ограничение прав собственника транспортного средства установлено на основании федерального закона.

Таким образом, оснований удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Бондарева Д. И. к ОД ОМВД России по Каширскому району, РЭП ОГИБДД ОМВД России по Каширскому району об обязании постановки на учет транспортного средства, выдаче регистрационных документов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья Т.А. Фомина