Дело № 2а-468/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Смоленское 28 октября 2016 года.
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Климович Т.А.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой М.В.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 в лице представителя ФИО3 А,Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности
у с т а н о в и л :
Истец, в лице своего представителя обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он купил по договору купли-продажи у Общества с ограниченной ответственностью «Витязь объект недвижимого имущества в виде технологического оборудования механический ток ЗАВ-40, 1989 года выпуска и механический ток ЗАВ-40, 1980 года выпуска. Общая стоимость имущества составила 980 000 рублей, которые были полностью им уплачены непосредственно в кассу ООО «Витязь». В этот же день указанные механические токи были переданы ему по акту приема-передачи. Ему известно, что данное оборудование было приобретено ООО «Витязь» у ЗАО «Буревестник» в процессе процедуры банкротства последнего. Впоследствии, постановлением Ануйского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, объекту недвижимого имущества в виде технологического оборудования механический ток ЗАВ-40, 1989 года выпуска и механический ток ЗАВ-40, 1980 года выпуска был присвоен один адрес - <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 15 по <адрес> в отношении ООО «Витязь принято решение о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией и исключением из ЕГРЮЛ. В соответствии со ст. 131, п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации и право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права может быть произведена на основании заявления сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Административный истец указал, что он обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности к административному ответчику - Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в лице Межмуниципального Смоленского отдела, однако, ему отказали в регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, сославшись на то, что им не предоставлены заявления о госрегистрации права со стороны ООО «Витязь» и правоустанавливающие документы подтверждающие право на отчуждаемое имущество. Было указано, что в случае не предоставления данных сведений мне будет отказано в государственной регистрации права.
Однако, поскольку ООО «Витязь» в настоящее время ликвидировано, он не имеет возможности обеспечить явку представителя Общества в Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> чтобы произвести обязательную государственную регистрацию перехода права собственности на механические токи ЗАВ-40, расположенные по адресу: <адрес>, а также, обеспечить предоставление документов, подтверждающие право ООО «Витязь» на отчуждаемое имущество.
Отказ административного ответчика в государственной регистрации фактически лишает его права собственности на приобретенные им объекты недвижимости.
Просил суд признать незаконным отказ административного ответчика Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в лице Межмуниципального Смоленского отдела, в государственной регистрации в виде Сообщения об отказе в государственной регистрации за № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ его права на объект недвижимого имущества в виде технологического оборудования механический ток ЗАВ- 40, 1989 года выпуска и механический ток ЗАВ-40, 1980 года выпуска, находящиеся по адресу: <адрес>.
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением (л.д.31,32), а так же отчетом об отслеживании почтовых отправлений. Административный истец не сообщил об уважительности причин неявки, от его представителя посредством телефонограммы поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в виду того, что он не может выехать в судебное заседание по причине плохих погодных условий.
При рассмотрении ходатайства представителя административного истца, которое поступило в суд за 30 минут до начала судебного заседания, судом учтено то, что доказательств в обоснование ходатайства заявителем не представлено, кроме того, сведениями о плохих метеорологических условиях суд не располагает, в виду их отсутствия.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 150 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Судом участие административного истца и его представителя, при рассмотрении настоящего дела, не признавалось обязательным, доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание административным истцом и его представителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах судом причина неявки административного истца и его представителя не может быть признана уважительной.
Суд, в соответствии с требованиями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании просил отказать в административном иске, поскольку требования являются незаконными и не обоснованными, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о регистрации, обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.Из представленного на регистрацию договора и дополнительного соглашения было установлено, что сделка купли-продажи проведена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вступления в силу Закона о регистрации. Однако право собственности продавца на имущество в ЕГРП не зарегистрировано. В том случае, если право собственности продавца было бы зарегистрировано в ЕГРП, после чего продавец был ликвидирован, то право собственности покупателя можно было бы зарегистрировать без представления соответствующего заявления продавца о переходе права собственности на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Так же из представленного договора не представилось возможным установить осуществлен ли расчет между сторонами в полном объеме. Каких-либо документов об оплате представлено не представлено.В том случае, если расчет не произведен, тогда в соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» возникает ипотека в силу закона, однако заявление о проведении государственной регистрации ипотеки в силу закона не представлено.
Выслушав доводы представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Так, в силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения; документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Исходя из положений абз. 4, 6, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Судом установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в виде технологического оборудования механический ток ЗАВ-40, 1989 года выпуска и механический ток ЗАВ-40, 1980 года выпуска расположенные по адресу: <адрес> (л.д.36).
К поданному заявлению заявитель приложил: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи технологического оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцию об оплате государственной пошлины.
Уведомлением государственного регистратора было сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный объект, в связи с отсутствием права собственности продавца на имущество в ЕГРП, и невозможности установить осуществлен ли расчет между сторонами в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением о возобновлении регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в виде технологического оборудования механический ток ЗАВ-40, 1989 года выпуска и механический ток ЗАВ-40, 1980 года выпуска расположенные по адресу: <адрес> (л.д.54).
Государственная регистрация была возобновлена и ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Приостанавливая государственную регистрацию права собственности, а затем, отказывая в государственной регистрации права собственности, государственный регистратор исходил из того, что заявителем не представлено необходимых для регистрации документов, которые предусмотрены Законом о регистрации.
Абз.1 п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Закон о регистрации вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о регистрации обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Из представленного на регистрацию договора и дополнительного соглашения усматривается, что сделка купли-продажи объекта недвижимого имущества в виде технологического оборудования механический ток ЗАВ-40, 1989 года выпуска и механический ток ЗАВ-40, 1980 года выпуска расположенные по адресу: <адрес>, состоялась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вступления в силу Закона о регистрации.
В связи с чем, право собственности продавца должно было быть обязательно зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после заключения сделки либо одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности к покупателю.
При рассмотрении требований административного истца, суд так же учитывает, что согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пункт 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности.
Как следует из пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора.
Однако, отсутствие заявления продавца о регистрации перехода права собственности на имущество вследствие ликвидации этого лица само по себе не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права.
Как установлено по настоящему делу, само по себе отсутствие продавца имущества технологического оборудования механический ток ЗАВ-40, 1989 года выпуска и механический ток ЗАВ-40, 1980 года выпуска расположенного по адресу: <адрес>, в связи с его ликвидацией не явилось единственным препятствием для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости к ФИО2
У административного ответчика отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Закона о регистрации, для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества за административным истцом, поскольку в нарушение требований указанного Закона в регистрирующий орган не были представлены документы, подтверждающие принадлежность отчужденного имущества именно ООО «Витязь», которое выступало продавцом по договору купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации права собственности (перехода права).
Не были представлены такие документы и в суд.
В том случае, если право собственности продавца было бы зарегистрировано в ЕГРП, после чего продавец был ликвидирован, то право собственности покупателя возможно было бы зарегистрировать без представления соответствующего заявления продавца о переходе права собственности на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принадлежность рассматриваемых объектов недвижимости ООО «Витязь», момент возникновения у общества прав на указанное имущество, что позволило бы суду дать оценку обстоятельствам приобретения права собственности продавцом, наличия у него права на распоряжение данным имуществом, признать эти права юридически действительными в отсутствие государственной регистрации.
При этом суд считает необходимым указать, что административный истец не лишается права на повторное обращение в регистрирующий орган с соблюдением установленного порядка и приложением всех необходимых документов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, о том, что действий или бездействий, нарушающих права и законные интересы ФИО2, административным ответчиком, а так же государственным регистратором допущено не было, выводы государственного регистратора о приостановлении и об отказе в государственной регистрации права собственности являются верными, поскольку основаны на требованиях действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности предъявленных административным истцом требований.
Иные доводы административного истца суд признает несостоятельными в виду отсутствия правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Административным истцом в судебном заседании факт нарушения оспариваемым решением, его прав и законных интересов, не доказан.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В административных исковых требованиях ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края в течение месяца.
Судья