Дело № 2а-468/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 31 января 2017 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.Г.
при секретаре Дерюгиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее также – Министерство) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.10.2016 г. по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование иска указаны следующие обстоятельства.
06.12.2016 г. судебным приставом исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесены постановления о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб.
Министерство с данным постановлением не согласно, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим имущественные права администрации, с учетом следующих обстоятельств.
Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2014г., утвержденной Законом Ульяновской области от 02.12.2013г. №217- ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. Кроме того, истец не уклоняется от исполнения решения суда.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
Указанная нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев.
В 2013 году неоднократно объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в г. Ульяновске (и готового жилья и путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов). По итогам торгов от застройщиков не было подано ни одной заявки, вследствие чего в соответствии с ч. 21 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», электронные аукционы признаны несостоявшимися. Технико-экономические задания формируются исходя из того, что жилые помещения (однокомнатные квартиры) приобретаются только в новостройках при условии, что общая площадь квартиры составляет не менее 33 кв. м (социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии из федерального бюджета на обеспечение жильем детей-сирот, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения») при цене за 1 кв. м, устанавливаемой ежеквартально.
В 2014-2015 году не объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в муниципальном образовании «Ульяновский район».
Объявленные в январе 2016 года торги на приобретение на территории р.п. Ишеевка Ульяновского района однокомнатных квартир, признаны несостоявшимися из-за отсутствия подданных заявок.
Министерством 20.01.2015 г. № вн направлено письмо на имя Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова о необходимости выделения средств из областного бюджета Ульяновской области на финансирование в 2015 году мер социальной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 г. № 466 «О предоставлении ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».
Кроме того, Министерством были неоднократно направлены письма Министру финансов Ульяновской области Буцкой Е.В. о финансировании мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот.
Принято распоряжение правительства Ульяновской области от 16.05.2016 г. № 257-пр «О заключении государственных контрактов по приобретению в государственную собственность Ульяновской области однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в рамках государственной программы «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года № 37/412-П». Данное распоряжение Правительства Ульяновской области позволит проводить торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области однокомнатные квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из консолидированных бюджетов 2016-2018 годов.
Министерству в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключить государственные контракты по приобретению в государственную собственность Ульяновской области однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, согласно установленным лимитам: <адрес> – из областного бюджета 2018 года на сумму в размере 69 300 000 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2018 года на сумму 54 450 000 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2017 года на сумму 16 940 880 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2018 года га сумму 10 588 050 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2017 года на сумму 17 454 240 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2017 года на сумму 3 000 000 руб., из областного бюджета 2018 года на сумму 7 588 050 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2017 года на сумму 6 176 415 руб., из областного бюджета 2018 года на сумму 7 588 руб. 050 коп.; <адрес> – из областного бюджета 2017 года на сумму в размере 3 000 000 руб., из областного бюджета 2018 года на сумму 7 588 050 руб.
Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерство не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда.
Для надлежащего уведомления судебного пристава Министерством 09.06.2016 г. за № в адрес судебного пристава были направлены письма с указанием о невозможности исполнить решение суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Министерством принимаются все меры по надлежащему исполнению решения суда:
- регулярно объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в г. Ульяновске;
- направлены в адрес судебного пристава письма о ходе исполнений решений судов о невозможности исполнения решений суда в указанный срок.
Истец полагает, что при указанных выше обстоятельствах, в соответствии со ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», имеются основания для его освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В ходе судебного разбирательства суд в порядке ч. 2 ст. 221 КАС РФ привлек для участия в процессе в качестве административного ответчика – Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.
Административный истец – названное Министерство о месте и времени судебного разбирательства извещено, его представитель в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик – судебный пристав исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазанова Д.Р. о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился, подставил заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором также просил отказать в административном иске.
Административный ответчик УФССП России по Ульяновской области о месте и времени судебного разбирательства извещено, его представитель в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Суд, исследовав материалы настоящего административного дела, пришел к следующему.
Административное исковое заявление названного Министерства следует удовлетворить по следующим основаниям.
Заявителям, заинтересованным лицам разъяснена норма, содержащаяся в ст. 62 КАС РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию заявителем и заинтересованным лицом.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в Федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 6 статьи 112 этого же Закона установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Изложенные выше правовые нормы, позволяют сделать вывод о том, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» относит исполнительский сбор к виду ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, являющемуся денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа,
Из смысла понятия исполнительского сбора можно сделать вывод о том, что его основное правовое назначение - это «стимулирование» должника к своевременной уплате денежного долга и наложение ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Из вышеизложенного следует, что исполнительский сбор представляет собой разновидность административной ответственности.
Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Судом установлено, что решением Ульяновского районного суда Ульяновской области, вступившим в законную силу 28.10.2016 г., на Министерство промышленности, строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить ФИО1 на территории МО «Ишеевское городское поселение» жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением судебного пристава исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р. от 17.11.2016 г. возбуждено указанное исполнительное производство, где должником является административный истец.
В связи с неисполнением указанного постановления 06.12.2016 г. судебным приставом –исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
О данных обстоятельствах суду сообщил истец. Эти факты подтверждаются материалами названного исполнительного производства, представленных суду судебным приставом - исполнителем.
При рассмотрении данного дела суд исходит из следующего.
Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2014г., утвержденной Законом Ульяновской области от 02.12.2013г. №217- ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. Кроме того, истец не уклоняется от исполнения решения суда.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
Указанная нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев.
В 2013 году неоднократно объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в г. Ульяновске (и готового жилья и путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов). По итогам торгов от застройщиков не было подано ни одной заявки, вследствие чего в соответствии с ч. 21 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», электронные аукционы признаны несостоявшимися. Технико-экономические задания формируются исходя из того, что жилые помещения (однокомнатные квартиры) приобретаются только в новостройках при условии, что общая площадь квартиры составляет не менее 33 кв. м (социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии из федерального бюджета на обеспечение жильем детей-сирот, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения») при цене за 1 кв. м, устанавливаемой ежеквартально.
В 2014-2015 году не объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в муниципальном образовании «Ульяновский район».
Объявленные в январе 2016 года торги на приобретение на территории р.п. Ишеевка Ульяновского района однокомнатных квартир, признаны несостоявшимися из-за отсутствия подданных заявок.
Министерством 20.01.2015 г. № вн направлено письмо на имя Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова о необходимости выделения средств из областного бюджета Ульяновской области на финансирование в 2015 году мер социальной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 г. № 466 «О предоставлении ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».
Кроме того, Министерством были неоднократно направлены письма Министру финансов Ульяновской области Буцкой Е.В. о финансировании мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот.
Принято распоряжение правительства Ульяновской области от 16.05.2016 г. № 257-пр «О заключении государственных контрактов по приобретению в государственную собственность Ульяновской области однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в рамках государственной программы «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года № 37/412-П». Данное распоряжение Правительства Ульяновской области позволит проводить торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области однокомнатные квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из консолидированных бюджетов 2016-2018 годов.
Министерству в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключить государственные контракты по приобретению в государственную собственность <адрес> однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, согласно установленным лимитам: <адрес> – из областного бюджета 2018 года на сумму в размере 69 300 000 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2018 года на сумму 54 450 000 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2017 года на сумму 16 940 880 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2018 года га сумму 10 588 050 руб.; <адрес> из областного бюджета 2017 года на сумму 17 454 240 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2017 года на сумму 3 000 000 руб., из областного бюджета 2018 года на сумму 7 588 050 руб.; <адрес> – из областного бюджета 2017 года на сумму 6 176 415 руб., из областного бюджета 2018 года на сумму 7 588 руб. 050 коп.; <адрес> – из областного бюджета 2017 года на сумму в размере 3 000 000 руб., из областного бюджета 2018 года на сумму 7 588 050 руб.
Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерство не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда.
Для надлежащего уведомления судебного пристава Министерством 09.06.2016 г. за № в адрес судебного пристава были направлены письма с указанием о невозможности исполнить решение суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
О данных обстоятельствах суду сообщил истец. Эти факты подтверждаются копией указанного письма от 09.06.2016 г. в адрес судебного пристава-исполнителя, копиями писем Министру финансов Ульяновской области Буцкой Е.В. от 13.04.2016 г., от 09.02.2015 г., от 05.10.2015 г., от 16.02.2016 г., от 05.04.2016 г., от 30.09.2016 г., копиями писем Заместителю Губернатора Ульяновской области М.А. Сычеву от 21.05.2015 г., от 17.06.2015 г., копией письма первому заместителю Председателя Правительства А.А. Смекалину от 05.10.2015 г., копиями протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.01.2016 г.
Министерством принимаются все меры по надлежащему исполнению решения суда:
- регулярно объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в г. Ульяновске;
- направлены в адрес судебного пристава письма о ходе исполнений решений судов о невозможности исполнения решений суда в указанный срок.
Следовательно, у Министерства реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, отсутствовала.
Суд считает, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях должника - названного Министерства отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание приведенные выше нормы, и учитывая обстоятельства дела, суд на основании указанных доказательств, приходит к выводу об освобождении Министерства от исполнительского сбора.
Таким образом, данный административный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Освободить Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., наложенного постановлениями судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р. от 06.12.2016 г. по исполнительному производству №-ИП (взыскатель – ФИО1).
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.Г. Дементьев