ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-468/2022 от 14.02.2022 Калининского районного суда (Краснодарский край)

УИД23RS0018-01-2022-000056-50 К делу №2а-468/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Краснодарского края 14 февраля 2022 года.

Калининский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Чахова Г.Н., старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б., при секретаре Булгаковой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гривенского сельского поселения Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации МО Гривенское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с административным иском к администрации МО Гривенское сельское поселение Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации МО Гривенское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором указано, что прокуратурой Калининского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в ходе которой выявлены нарушения в рассматриваемой области правоотношений. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «Q развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Положениями ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (ч. 1 указанной статьи).

Органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом. Муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1-10,13-15,18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ).

По результатам проверки, проведенной прокуратурой района в указанной сфере правоотношений установлено, что при исполнении названных выше требований закона администрацией Гривенского сельского поселения инициировано принятие 24.04.2021 на Сессии совета Гривенского сельского поселения решения № 81 «Об утверждении порядка формирования, ведения, ежегодного дополнения и опубликования перечня муниципального имущества Гривенского сельского поселения, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)».

О принимаемых мерах по реализации положений Федерального закона № 209-ФЗ сообщено в письме администрации поселения от 31.08.2021 № 1285. Проверкой установлено, что изменения и дополнения в названный перечень имущества, утверждаемого органом местного самоуправления за период 2019 - и истекший период 2021 года (то есть трижды, как установлено ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ до 1 ноября текущего года) не вносились. Соответствующий перечень такого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, вопреки положениям ст.ст. 11, 16, 18 Федерального закона № 209-ФЗ администрацией сельского поселения с указанием конкретных объектов, перечисленных в ч. 1 ст. 18 данного Федерального закона, не утверждался (в данной сфере лишь принят муниципальный акт, регламентирующий порядок действия муниципалитета по разработке такого перечня и его изменения). Указанное бездействие создает административные барьеры и условия для невозможности реализации прав субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотренных вышеперечисленными требованиями закона, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации государственной политики в сфере оказания поддержки указанной категории хозяйствующих субъектов. Данные нарушения затрагивают законные интересы Российской Федерации, субъектов бизнеса направленных на развитие рыночных отношений и укрепление экономики.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гривенского сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Обязать администрацию Гривенского сельского поселения Калининского района провести мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем утверждения перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) в соответствии с требованиями и особенностями, установленными ст.ст. 11, 16, 18 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в срок до 01.03.2022.

Административный истец старший помощник прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б. поддержал административный иск в полном объеме.

Административный ответчик Администрация МО Гривенское сельское поселение Калининского района Краснодарского края извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась. Согласно письменного ходатайства, глава администрации Гривенского сельского поселения Калининского района просит рассмотреть дело в ее отсутствие, требования административного истца признает в полном объеме.

Суд, выслушав мнение административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям:

Согласно (л.д.5) в адрес глав МО Калининский район и главам сельских поселений Калининского района, прокурором Калининского района Краснодарского края направлено информационное письмо.

Согласно (л.д.6) в адрес прокурора Калининского района, администрацией Гривенского сельского поселения Калининского района направлено информационное письмо.

Согласно (л.д.7-15) Советом Гривенского сельского поселения Калининского района, вынесено решение от 29.04.2021 года №81 №Об утверждении порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества Гривенского сельского поселения Калининского района, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного владения, права оперативного управления, а так же имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства); и составлен порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества Гривенского сельского поселения Калининского района, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного владения, права оперативного управления, а так же имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суд рассматривает дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из представленных материалов дела, в нарушение указанных требований должностными лицами администрации Гривенского сельского поселения ненадлежащим образом выполняются требования закона в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Установлено, что согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «Q развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Положениями ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (ч. 1 указанной статьи).

Органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом. Муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1-10,13-15,18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ). По результатам проверки, проведенной прокуратурой района в указанной сфере правоотношений установлено, что при исполнении названных выше требований закона администрацией Гривенского сельского поселения инициировано принятие 24.04.2021 на Сессии совета Гривенского сельского поселения решения № 81 «Об утверждении порядка формирования, ведения, ежегодного дополнения и опубликования перечня муниципального имущества Гривенского сельского поселения, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)».

О принимаемых мерах по реализации положений Федерального закона № 209-ФЗ сообщено в письме администрации поселения от 31.08.2021 № 1285. Проверкой установлено, что изменения и дополнения в названный перечень имущества, утверждаемого органом местного самоуправления за период 2019 - и истекший период 2021 года (то есть трижды, как установлено ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ до 1 ноября текущего года) не вносились. Соответствующий перечень такого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, вопреки положениям ст.ст. 11, 16, 18 Федерального закона № 209-ФЗ администрацией сельского поселения с указанием конкретных объектов, перечисленных в ч. 1 ст. 18 данного Федерального закона, не утверждался (в данной сфере лишь принят муниципальный акт, регламентирующий порядок действия муниципалитета по разработке такого перечня и его изменения). Указанное бездействие создает административные барьеры и условия для невозможности реализации прав субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотренных вышеперечисленными требованиями закона, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации государственной политики в сфере оказания поддержки указанной категории хозяйствующих субъектов. Данные нарушения затрагивают законные интересы Российской Федерации, субъектов бизнеса направленных на развитие рыночных отношений и укрепление экономики. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, подтверждает наличие бездействия административного ответчика - администрации Гривенского сельского поселения Калининского района, в связи с чем заявленный административный иск прокурора подлежит полному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Калининского района Краснодарского края к администрации Гривенского сельского поселения Калининский район о признании незаконным бездействия администрации МО Гривенское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства-удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гривенского сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обязать администрацию Гривенского сельского поселения Калининского района провести мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем утверждения перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) в соответствии с требованиями и особенностями, установленными ст.ст. 11, 16, 18 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в срок до 01.03.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.