ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4692/17 от 04.07.2017 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№2а-4692/17-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


04 июля 2017 года

город Петрозаводск


Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе


председательствующего судьи

М.Н. Картавых,


при секретаре

М.О.Журковой,


рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рымановой М. В. к Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решения от 31.01.2017 №1822/12.4-21 незаконным, понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее Государственный комитет РК) о признании решения от 31.01.2017 №1822/12.4-21 незаконным, понуждении к совершению действий по тем основаниям, что она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей всобственность без проведения торгов земельного участка кад. , на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом; однако получила ответ за номером №1822/12.4-21 от 31.01.2017 об отказе в удовлетворении заявления без указания на то законного основания, мотивировав это тем, что по результатам обследования земельного участка, проведенного Администрацией Прионежского муниципального района по инициативе Государственного комитета РК, расположенное на участке здание не удовлетворяет требованиям СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» и не соответствует признакам недвижимой вещи, жилого дома (строения), следовательно, не является объектом капитального строительства, объектом недвижимого имущества, жилым домом, пригодным для проживания. Не согласившись Рыманова М.В. просит признать решение Государственного комитета РК об отказе ей в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка кад. N незаконным, обязать предоставить в собственность без проведения торгов указанный земельный участок.

Определением суда от 29.06.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.

В судебном заседании административный истец не участвовала, о месте и времени рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, ее представитель Казаков С.А., действующий на основании доверенности, уточнил требования, просил признать решение Государственного комитета РК от ДД.ММ.ГГГГ за .4-21 об отказе Рымановой М.В. в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка кад. N 10:22:0010108:21 незаконным; обязать Государственный комитет РК повторно рассмотреть заявление от 07.06.2016 вх.№ 8149.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО4, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддерживает доводы представленные в отзыве.

Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, будучи извещенной надлежащим образом, своего представителя не направила, представила письменный отзыв, указав, что по поручению Государственного комитета РК 26.12.2016 специалист отдела архитектуры и управления земельными ресурсами Администрации осуществил выездную проверку установления факта наличия (отсутствия) строений на спорном земельном участке, расположенном в <адрес> с кад. , площадью 1500 кв.м. Актом выездной проверки земельного участка, установлено, что на спорном земельном участке имеется объект недвижимого имущества (здание, сооружение), стены которого обшиты панелями из OSB плит, покрытие кровли выполнено предположительно из металлопрофиля, фундамент столбчатый (железобетонный), площадью 20 кв.м.

Заслушав пояснения ФИО5, ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Учитывая выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, суд, принимает решение исключительно по заявленным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьей 3 Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П, органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. В связи с чем, на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 г. № 827р-П было создано Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами".

Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, осуществляет Государственный комитет РК.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия и Рымановой М.В. для ведения дачного хозяйства был заключен договор аренды земельного участка, расположенного в <адрес>, с кадастровым номером площадью 1500 кв.м.

Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на вышеуказанном земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером . Данный объект капитального строительства имеет наименование: "жилой дом", назначение "жилое", площадью 20 кв. м. Указанный объект принадлежит на праве собственности административному истцу на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Рыманова М.В. обратилась в адрес Государственного комитета РК с заявлением (вх.№ 8149) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером без торгов, основанием был указан п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

В связи с упрощенной процедурой регистрации недвижимого объекта Государственный комитет РК для проверки наличия объекта недвижимого имущества и соответствия его признакам жилого дома в рамках рассмотрения заявления Рымановой MB. сделал запрос в администрацию Прионежского муниципального района о соблюдении административным истцом требований градостроительного законодательства.

Основываясь на Акте выездной проверки от 26.12.2016, фототаблице, представленных Администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия, административный ответчик отказал Рымановой М.В. в удовлетворении ее заявления, поскольку расположенный на земельном участке объект не является объектом завершенного строительства.

Оспариваемое решение принято первым заместителем председателя Государственного комитета РК, то есть применительно к пп. 2, 3, 7 приказа Государственного комитета РК № 505 от 28.05.2014, пп. 6 п. 7 его должностного регламента, надлежащим должностным лицом.

Оценивая оспариваемое решение на предмет законности, суд исходит из следующих норм права.

В ст. 15 ЗК РФ (п. п. 1 - 2) закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен Главой V.l. ЗК РФ, в соответствии с положениями статьи 39.11, либо статей 39.15 и 39.17 ЗК РФ, в зависимости от цели использования испрашиваемого земельного участка.

В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что поскольку истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный на арендуемом им земельном участке (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), то он имеет исключительное право на предоставление ему земельного участка в собственность.

На наличие иных установленных законом, в том числе положениями ст. 39.16 ЗК РФ, оснований для отказа в предоставлении истцу в собственность земельного участка Государственным комитетом РК не указано.

Вместе с тем, материалы дела содержат два взаимоисключающих себя Акта выездной проверки земельного участка с кадастровым номером 10:22:0010108:21, площадью 1500 кв.м., расположенного в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, составленных специалистом отдела архитектуры и управления земельными ресурсами Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия ФИО6

В Акте, представленном административным ответчиком указано: «по мнению Администрации Прионежского муниципального района, на земельном участке имеется хозяйственно – бытовая постройка временного типа, стены которой обшиты панелями из OSB плит, покрытие кровли выполнено предположительно, из металлопрофиля, фундамент столбчатый (железобетонный). Кроме того, постройка, предположительно, не закреплена на фундаменте. Также, после визуального осмотра можно сделать вывод, что площадь постройки соответствует площади, указанной в представленном Вами обращении (20кв.м.)

В Акте, приложенном к отзыву заинтересованного лица Администрации Прионежского муниципального района РК, значится: «на земельном участке имеется объект недвижимого имущества (здание, сооружение), стены которого обшиты панелями из OSB плит, покрытие кровли выполнено предположительно из металлопрофиля, фундамент столбчатый (железобетонный), после визуального осмотра можно сделать вывод, что площадь объекта недвижимого имущества соответствует площади, указанной в представленном Вами обращении (20кв.м.)

Проанализировав нормы закона, все перечисленные выше обстоятельства, суд находит заявленные требования Рымановой М.В. о признании отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка кад. N 10:22:0010108:21 незаконным подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Рымановой М. В. удовлетворить.

Признать решение Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок от 31.01.2017 за №1822/12.4-21 об отказе Рымановой М. В. в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка кад. N 10:22:0010108:21 незаконным.

Обязать Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок повторно рассмотреть заявление Рымановой М. В. от 07.06.2016 вх.№ 8149.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение составлено 05 июля 2017 года