Дело № 2а-4694/2021
УИД:42RS0009-01-2021-008690-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Репиной М.И.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«22» ноября 2021 г.
административное дело по административному исковому заявлению Правительства Кемеровской области – Кузбасса к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу ФИО1, УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Правительство Кемеровской области – Кузбасса обратилось в Центральный районный суд г. Кемерово с указанным административным исковым заявлением и просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ФИО1 от **.**.**** о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства от **.**.****### –ИП, а также освободить Правительство Кемеровской области - Кузбасса от уплаты исполнительского сбора.
Свои требования мотивирует тем, что **.**.**** в адрес Правительства Кемеровской области - Кузбасса поступило постановление о возбуждении исполнительного производства от **.**.****### - ИП (вх. № ### от **.**.****).
Предметом исполнения является обязательство Правительства Кемеровской области - Кузбасса по включению ФИО2 и членов семьи собственника ФИО3, ФИО4, несовершеннолетней ФИО4 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, имевшего место **.**.**** на территории Беловского городского округа на получение государственного жилищного сертификата в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения Гурьевского городского суда Кемеровской области от **.**.**** по делу ###.
Постановлением администрации Гурьевского муниципального округа от **.**.****### утвержден список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, произошедшего **.**.**** на территории Кемеровской области.
Таким образом, решение Гурьевского городского суда от **.**.**** по включению ФИО2 и членов семьи собственника ФИО3, ФИО4, несовершеннолетнюю ФИО4 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, произошедшего **.**.**** на территории Беловского городского округа на получение государственного жилищного сертификата в 30-ти дневный срок с момента вступления судебного решения в законную силу исполнено.
Письмом от **.**.**** № ### Правительство Кемеровской области - Кузбасса информировало судебного пристава-исполнителя ФИО5 об исполнении исполнительного документа с приложением копии списков и постановления администрации Гурьевского муниципального округа от **.**.****###.
**.**.**** в адрес Правительства Кемеровской области - Кузбасса поступило постановление о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от **.**.**** (вх. № ### от **.**.****).
Порядок формирования списков граждан, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### (далее - Постановление ###).
Согласно пункту 6 Постановления ### список подготавливается по форме согласно приложению ###(1), подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения и согласовывается с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, руководителем территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, после чего утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Кемеровской области - Кузбасса.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, включение в список граждан, лишившихся жилого помещения, относится к функционалу администрации муниципального образования, при этом на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации Постановлением ### такая обязанность не возложена.
Отмечают, что указанный список может быть утвержден высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации только после согласования начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, руководителем территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.
В настоящее время Правительство Кемеровской области - Кузбасса не имеет возможности утвердить список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, произошедшего **.**.**** на территории Кемеровской области, поскольку данный документ не прошел согласование в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу.
Письмом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу от **.**.**** отказано в согласовании указанного списка, документы возвращены без рассмотрения.
В силу пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****### список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата может быть. утвержден Правительством Кемеровской области - Кузбасса только после предварительного согласования с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации и руководителем территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.
Административным истцом **.**.**** в вышестоящий в порядке подчиненности орган, а именно руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу - главному судебному приставу Кемеровской области - Кузбасса ФИО6, была подана жалоба на постановление административного ответчика от **.**.**** о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Постановлением от **.**.****### Правительству Кемеровской области - Кузбасса отказано в рассмотрении жалобы по существу.
В постановлении о взыскании исполнительского сбора от **.**.**** судебным приставом - исполнителем не указано, какие причины неисполнения исполнительного документа являются неуважительными и признаны таковыми.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от **.**.****###- ГГ, правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непредвиденными, непредвиденными препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности. Какая требовалась от него, в целях надлежащего исполнения обязанности.
Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено УФССП России по Кемеровской области.
Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области – Кузбассу.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО7, действующая на основании доверенности от **.**.****, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу ФИО1, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала.
Представитель УФССП России по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области – Кузбассу, в судебное заседание не явились, направили в суд отзыв на заявленные исковые требования в письменном виде, в котором изложили порядок согласования списков.
Представитель заинтересованного лица Администрации Гурьевского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Заинтересованные лица - ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в процессе, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление Правительства Кемеровской области – Кузбасса подлежит частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Судом установлено, что **.**.**** в адрес Правительства Кемеровской области - Кузбасса поступило постановление о возбуждении исполнительного производства от **.**.****### - ИП (вх. № ### от **.**.****).
Предметом исполнения является обязательство Правительства Кемеровской области - Кузбасса по включению ФИО2 и членов семьи собственника ФИО3, ФИО4, несовершеннолетней ФИО4 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, имевшего место **.**.**** на территории Беловского городского округа на получение государственного жилищного сертификата в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения Гурьевского городского суда Кемеровской области от **.**.**** по делу ###.
Постановлением администрации Гурьевского муниципального округа от **.**.****### утвержден список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, произошедшего **.**.**** на территории Кемеровской области.
Письмом от **.**.**** № ### Правительство Кемеровской области - Кузбасса информировало судебного пристава-исполнителя ФИО5 об исполнении исполнительного документа с приложением копии списков и постановления администрации Гурьевского муниципального округа от **.**.****###.
Письмом от **.**.**** исх. номер ### «О мерах социальной поддержки граждан» на имя Главы Гурьевского муниципального округа был возвращен без рассмотрения пакет документов. Причинами, послужившими возврату данного пакета документов, послужило ненадлежащее оформление, о чем было разъяснено в самом письме.
Порядок формирования списков граждан, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, который ранее был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### (далее - Постановление ###). Согласно пункту 6 Постановления ### список подготавливается по форме согласно приложению ###(1), подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения и согласовывается с начальником Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, руководителем территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, после чего утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Кемеровской области - Кузбасса в настоящее время не применяется.
На момент направления Истцом в Главное управление МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу документов и с учетом ранее принятого судебного акта применяется следующий утвержденный порядок, а именно:
Пунктом 4 Приложения ### Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### установлено, что реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного н техногенного характера» (далее Постановление ###), которыми установлено следующее:
Пунктом 3 Постановление ### предусмотрено, что трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил.(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от **.**.**** N ###), п. 4 того же Постановление ### предусмотрено, что для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы государственно власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерств о строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории субъекта Российской Федерации, по форме согласно приложению ###;
В пункте 17 Постановления ### предусмотрено перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации с единых счетов бюджетов, открытых финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется при условии предоставления субъектами Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства:
а) утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, по форме согласно Приложению ### к Постановлению ###.
Согласно пункта 18 Постановления ### Территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласовывает списки граждан, указанные в пункте 17 настоящих Правил, в части подтверждения адресов жилых помещений в зоне чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера.
Подпунктом Д пункта 6 Постановления ### определено, что мероприятия указанные в в настоящем постановлении реализуются и в отношении граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, совершения террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (при условии возникновения указанных событий не позднее **.**.****), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****, N ### "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Следовательно, списки граждан могут быть согласованны, при условии соблюдения действующего установленного порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Однако, как следует из материалов дела, Администрация Гурьевского муниципального округа не согласовала списки в установленном порядке.
**.**.**** в адрес Правительства Кемеровской области - Кузбасса поступило постановление о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от **.**.**** (вх. № ### от **.**.****).
Административным истцом **.**.**** в вышестоящий в порядке подчиненности орган, а именно руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу - главному судебному приставу Кемеровской области - Кузбасса ФИО6, была подана жалоба на постановление административного ответчика от **.**.**** о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Постановлением от **.**.****### Правительству Кемеровской области - Кузбасса отказано в рассмотрении жалобы по существу.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, представленные доказательства, суд полагает оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя ФИО1 от **.**.**** о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства от **.**.****### –ИП законным и обоснованным, учитывая, что требования исполнительного документа в 5-дневный срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, исполнены не были, однако полагает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно положениям абзаца 2 пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при рассмотрении данной категории дел суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к требованиям законодательства об исполнительном производстве, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований, при этом суд исходит из того, что оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора необоснованными не имеется, однако учитывая, что решение суда не исполнено по не зависящим от истца обстоятельствам, были предприняты меры для исполнения судебного акта, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора, установленного на основании постановления от **.**.**** года о взыскании исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Правительства Кемеровской области – Кузбасса к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу ФИО1, УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить частично.
Освободить Правительство Кемеровской области – Кузбасса от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора от **.**.****. по исполнительному производству ### –ИП ###-ИП, возбужденному **.**.****., в размере 50 000 рублей.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья: Е.А. Лебедева
Решение в мотивированной форме 26.11.2021 г.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-4694/2021 Центрального районного суда г.Кемерово