ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4698/2021 от 20.10.2021 Ногинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2021 года <адрес>,

<адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Грибковой Т. В.,

при ведении протокола по поручению председательствующего помощником судьи Владимировой Н. А.,

с участием представителя административного истца
по доверенности ФИО1, представителя
административного ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску ФИО3 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решения, возложения обязанности,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с указанным административным иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – управление Росреестра по <адрес>).

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 500 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, уч. 96. Ранее указанный участок принадлежал ФИО4 Право собственности ФИО4 возникло на основании Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок имеет статус ранее учтенного и постановлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. отвод земельного участка произведен на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ. В целях оформления земельного участка, административный истец обратился к кадастровому инженеру для составления межевого плана. Фактическое местоположение границ земельного участка определялось исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, в проекте планировки и застройки СНТ, в техническом паспорте БТИ. Административный истец также указывает, что ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление об исправлении реестровой ошибки содержащейся в сведениях Росреестра. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено уведомление № об отказе государственного кадастрового учета в связи с неустранением причин послужившим основанием для приостановления государственного кадастрового учета: отсутствие документов, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка, неверно приведен расчет формулы допустимой погрешности площади земельного участка.

Просила признать незаконным решение управление Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/2 об отказе государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, уч. 96; обязать административного ответчика осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, уч. 96 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца
по доверенности – ФИО1 предъявленные требования поддержала по доводам административного искового заявления и дополнениям к нему,
дала суду объяснения аналогичного содержания.

Административный ответчик обеспечил явку в суд представителя
по доверенности – ФИО2, которая просила отказать в удовлетворении административного иска полностью по основаниям и доводам, изложенным
в письменных возражениях.

Заинтересованные лица – СНТ «Краб», ГКУ «Мособллес» явку в суд представителей не обеспечили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом – в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), сведений о причинах неявки не представили.

С учетом мнения присутствующих участников судебного процесса, судебное разбирательство по административному делу – в соответствии
с положениями статей 150 и 152, части 6 статьи 226 КАС РФ – проведено
при данной явке.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив их доводы
в обоснование предъявленных требований и возражений, исследовав материалы административного дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, – суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого
в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца. При этом
на последнего процессуальным законом возложена обязанность
по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение (совершенное действие), равно как и не принятие таковых – соответствует закону.

Суд согласно частям 9, 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным законоположениям, регулирующим спорные правоотношения.

ФИО3 в лице своего представителя – ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

ФИО1 были поданы следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, межевой план, доверенность.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-5614264/1 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> приостановлен государственный кадастровый учет.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-5614264/2 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказано в учете изменений объекта недвижимости.

Основанием к приостановлению государственного кадастрового учета явился тот факт, что в нарушение п. 2 Требований к подготовке межевого плана во взаимосвязи с ч. 10 ст. 22 Закона, межевой план подготовлен кадастровым инженером без учета сведений ЕГРН, а также сведений об уточняемом земельном участке. Исходя из сведений межевого плана, площадь земельного участка составляет 549 кв.м, по сведениям ЕГРН 500 кв.м. Также в нарушение ч. 10 ст. 22 Закона, во взаимосвязи с п. 22, 25, 31 и п. 70 Требований, сведения о местоположении границ земельного участка (соответственно площади и конфигурации земельного участка), содержащиеся в межевом плане, не соответствуют сведениям, содержащимся в фрагменте генплана. В нарушение п. 38 требований в формулу примененную для расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельного участка неверно проставлены значения (Mt), и, результат вычисления допустимой погрешности является не корректным.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.

Как следует из частей 1, 2, 9 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного Федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).

Согласно пунктам 5, 7 и 31 статьи 26 Закона N 218-ФЗ основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав являются: непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; а также если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.

Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета ("Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).

Судом также установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, уч. 96.

По результатам проведенного кадастровым инженером по заявлению ФИО3 межевания и согласования границ, площадь земельного участка с учетом уточнений составила 549 кв.м по сравнению с площадью 500 участка, которая указана в правоустанавливающих документах.

В связи с этим ФИО3 обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о внесении соответствующих изменений в сведения государственного кадастрового учета.

В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

В силу частей 1, 2 статьи 40 Закона о кадастровой деятельности результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно пункту 69 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921, в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, указываются результаты необходимых измерений, в частности, фрагмент описания местоположения границы объекта землеустройства с правильными значениями координат характерных точек и т.п.

Пунктом 70 вышеуказанных Требований, установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

-описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);

-сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до ДД.ММ.ГГГГ, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Представленный ФИО3 межевой план, отвечает указанным требованиям, в частности, в разделе «Исходные данные» указано, что при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка кадастровым инженером были использованы, в том числе: свидетельство о государственной регистрации и права, выписка из каталога координат исходной геодезической основы, кадастровый план территории, материалы картографогеодезической основы.

При этом к межевому плану были приложены документы СНТ «Краб»: кадастровый план территории, выписка из ЕГРН, выкопировка из генерального плана СНТ, протокол избрания председателя СНТ, справка об увеличении площади, технический паспорт БТИ, кадастровый паспорт БТИ, выписка из списка координат ГГС.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» кадастровым инженером отражено, что при уточнении границ земельного участка его местоположение было определено исходя из фактических границ землепользования, границы земельного участка существуют на местности пятнадцать и более лет, уточненная площадь не превышает предельного размера погрешности.

Также кадастровый инженер указывает, что споров по границе земельного участка не заявлено и подтверждается соответствующими документами, в том числе документами СНТ.

В свидетельстве о праве собственности конфигурация земельного участка не указана и отсутствуют конкретные линейные размеры, на местности границы земельного участка не устанавливались, права на земельный участок не оспаривались, споров и возражений в отношении земельного участка в указанных границах не заявлялось.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше законоположений, исследовав все представленные в материалы дела доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Иные доводы и объяснения сторон не могут повлиять на существо принятого решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск ФИО3 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решения, возложения обязанности.

Признать незаконными решение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете.

Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т. В. Грибкова