ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-469/17 от 10.11.2017 Туркменского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2а-469/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2017 года с. Летняя Ставка

Туркменский районный суд

Ставропольского края Российской Федерации

В составе:

председательствующего судьи Иванова А.В.,

при секретаре Харенко С.В.,

с участием:

помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Басовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Овощинского сельского совета <адрес>, выразившиеся в не обращении в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения

установил:

<адрес> обратился в Туркменский районный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, исполнения органами местного самоуправления полномочий по постановке на кадастровый учет бесхозяйных гидротехнических сооружений. На период проверки установлено, что администрацией Овощинского сельсовета меры к постановке на кадастровый учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта недвижимости не принимались, орган местного самоуправления в органы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения не обращался. Документы, подтверждающие постановку ГТС на кадастровый учет, и иные правоустанавливающие документы в отношении ГТС отсутствуют, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация не определены. В связи с отсутствием собственника гидротехнического сооружения, а также бездействия органа местного самоуправления по их определению и постановке гидротехнического сооружения на учёт в качестве бесхозяйного, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения при его эксплуатации, работа по содержанию, реконструкции и ликвидации ГТС проводиться не может, что создает угрозу причинения ущерба окружающей природной среде, материальных потерь и нарушает права неопределенного круга лиц. На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит признать незаконным бездействие администрации Овощинского сельсовета <адрес>, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения: - Г- водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах Овощинского сельсовета, в 3,1 км западнее от <адрес>, географические координаты 45°21"55.44" с.ш., 43°16"39.36" в.д. Возложить на администрацию Овощинского сельсовета <адрес> обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме и обеспечить направление в Управление Росреестра по <адрес> документацию, необходимую для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение: - Г- водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах Овощинского сельсовета, в 3,1 км западнее от <адрес>, географические координаты 45°21"55.44" с.ш., 43°16"39.36" в.д.

В судебное заседание не явился представитель административного ответчика -администрации села <адрес>, предоставил ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в их отсутствие, не возражал против удовлетворения административных исковых требований прокурора <адрес>.

Помощник прокурора <адрес>ФИО2 не возражала против рассмотрения административного дела в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика - администрации села <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 поддержала административные исковые требования в полном объеме и просила суд их удовлетворить.

Выслушав помощника прокурора <адрес>ФИО2, исследовав материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В силу ст. 3 Закона под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно ст. 3 Закона № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В соответствие с абз. 4 ст. 3 Закона № 117-ФЗ собственником гидротехнического сооружения может являться, в том числе муниципальное образование.

На основании ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения и т.д.

Из толкования указанных выше положений закона следует, что в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющей при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании, угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС должны иметь собственника или обслуживающую организацию.

Согласно данных Геоинформационной системы гидротехнических сооружений <адрес> установлено, что в границах муниципального образования Овощинского сельсовета <адрес> расположено бесхозяйное гидротехническое сооружение: ГТС пруда в 3,1 км 3 <адрес>: водоподпорное сооружение (грунтовая плотина). Форма собственника: бесхозяйные. Бассейн реки: <адрес>. Река, балка: б. Кирпичи. Расстояние от устья или истока водотока створа Г,2 км от истока б. Кирпичи. Северная широта: 45°21?55.44". Восточная долгота: 43°16"39.36". Административная принадлежность территории створа ГТС и водохранилища (пруда): муниципальное образование Овощинского сельсовета. Собственник: отсутствует. Функциональное назначение (использование): нужды сельского хозяйства. Вид регулирования: сезонный. Класс капитальности: IV. Площадь водного зеркала, га: 5,5. Перечень установленных дефектов и повреждений: откосы водоподпорного сооружения пруда размыты, заросли травянистой и кустарниковой растительностью. Имеются просадки гребня водоподпорного сооружения. Пруд спущен и не используется по назначению. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный.

Согласно информации главы Овощинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, данное ГТС на кадастровый учет не поставлено.

Указанное гидротехническое сооружение в соответствие со ст. 130 Гражданского кодекса РФ относится к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок).

Согласно п.п. 3, 5 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

По смыслу указанных положений орган местного самоуправления обладает полномочиями по постановке гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости поскольку отсутствие должного контроля за их состоянием увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

Учитывая что, бесхозяйное гидротехническое сооружение, расположенное на территории муниципального образования Овощинского сельсовета, не ликвидировано путем его демонтажа, засыпания, сноса либо иным способом и фактически продолжает свое существование с возможностью определения его на местности, данное ГТС с целью обеспечения его безопасной эксплуатации, в том числе, реконструкции, консервации и ликвидации, подлежит принятию его на кадастровый учет как бесхозяйного объекта недвижимости.

Кроме того, на основании ст. 12.1 Закона № 117-ФЗ и Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ решения о ликвидации гидротехнических сооружений могут приниматься их собственниками либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен с учетом предложений органов местного самоуправления, на территории которых находится это гидротехническое сооружение, о необходимости его консервации и (или) ликвидации. На данном основании, для указанных целей необходимо признание гидротехнического сооружения бесхозяйным объектом недвижимости либо оформление его в муниципальную собственность.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, административным ответчиком администрацией села Овощи меры к постановке на кадастровый учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта недвижимости не принимались, орган местного самоуправления в органы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения не обращался. Документы, подтверждающие постановку ГТС на кадастровый учет, и иные правоустанавливающие документы в отношении ГТС отсутствуют, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация не определены.

В связи с отсутствием собственника гидротехнического сооружения, а также бездействия органа местного самоуправления по их определению и постановке гидротехнического сооружения на учёт в качестве бесхозяйного, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, работа по содержанию, реконструкции и ликвидации ГТС проводиться не может, что создает угрозу причинения ущерба окружающей природной среде, материальных потерь и нарушает права неопределенного круга лиц.

С учетом всех обстоятельств, суд считает бездействие администрации муниципального образования села <адрес>, выразившиеся в не обращении в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением и принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – незаконным.

Поскольку администрация муниципального образования села <адрес> на основании п. 19. ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины, суд не считает возможным взыскивать государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Овощинского сельсовета <адрес>, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения: - Г- водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах Овощинского сельсовета, в 3,1 км западнее от <адрес>, географические координаты 45°21"55.44" с.ш., 43°16"39.36" в.д.

Возложить на администрацию Овощинского сельсовета <адрес> обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме и обеспечить направление в Управление Росреестра по <адрес> документацию, необходимую для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение: - Г- водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах Овощинского сельсовета, в 3,1 км западнее от <адрес>, географические координаты 45°21"55.44" с.ш., 43°16"39.36" в.д.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись А.В. Иванов

Подлинник решения

хранится в материалах дела № 2а-469/2017

Туркменского районного суда

Ставропольского края.