Дело № 2а-469/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 декабря 2018 года село Илек
Илекского района
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего, судьи Волобоевой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Липатовой Е.А.,
с участием: представителя административного истца Карпенко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» Илекского района Оренбургской области к государственному инспектору Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектору ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А. Перченко к ГУ МЧС России по Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в продлении сроков исполнения предписания,
УСТАНОВИЛ:
МБОУ детский сад «Солнышко» обратилось в суд с вышеуказанным заявлением о признании незаконным отказ Государственного инспектора Ташлинского, Первомайского и ... по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам в продлении сроков предписания № от ..., выраженный в письме ......, об обвязывание Государственного инспектора Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам продлить срок исполнения предписания от ... до ....
В обоснование доводов заявитель указал следующее.
... МБОУ детский сад «Солнышко» обратилось к Государственному инспектору Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектору ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А. Перченко с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения предписания № от ....
Государственным инспектором Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектором ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А.Перченко (далее государственным инспектором) было отказано МБОУ детскому саду «Солнышко» в продлении сроков исполнения предписаний № от ....
При вынесении ответа государственным инспектором не учтено, что в соответствии с п.91 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 г № 644, сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа государственного пожарного надзора с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
Для устранения нарушений требований пожарной безопасности требуются значительные финансовые средства ... и значительные временные затраты.
МБОУ детский сад «Солнышко» является бюджетным учреждением.
Предписание № МБОУ детский сад «Солнышко» не обжаловало.
... учреждением были направлены письма в ... и Совет депутатов МО .... По результатам рассмотрения указанных обращений мероприятия пожарной безопасности по учреждению были включены в подпрограмму «Обеспечение безопасности образовательных организаций Илекского района» муниципальной программы « Развитие системы образования Илекского района на 2015-2020 годы». В рамках указанной программы в ... учреждению выделено ... рублей на огнезащитную обработку, расчет пожарного риска и установку противопожарных дверей.
Частично предписание № исполнено (исполнены п.1,3,8).
... учреждением повторно направлены письма вышеуказанным адресатам в связи с тем, что выделенных денежных средств недостаточно для устранения всех нарушений по вынесенному предписанию. Учреждением подготовлен проект сметы, согласно которой сумма проведения противопожарных мероприятий составит более миллиона рублей.
Денежных средств в бюджете учреждения на ремонт помещений, в целях приведения их в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» не имеется.
Согласно ответу, полученного от Совета депутатов МО ... от ...№ выделение денежных средств на решение вопросов выполнения требований пожарной безопасности в образовательных организациях в ... не планируется.
Учреждение обратилось ... к Государственному инспектору Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектору ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А. Перченко с заявлением о переносе сроков исполнения некоторых пунктов предписания и исключением некоторых из них в связи с невозможностью их выполнения из-за отсутствия финансов.
МБОУ ДОД детский сад «Солнышко» сочло письмо от ......, как отказ в продлении сроков исполнения предписаний незаконным в связи, с чем и обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Кроме того, финансирование пожарной безопасности будет осуществляться в ..., таким образом, срок для устранения вышеуказанных нарушений по предписанию № от ... является исполнимым в ... году, а отказ в продлении данного срока выраженный в письме государственного инспектора от ... законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель административного истца Абрамова Т.Н. настаивал на удовлетворении административного иска.
В судебном заседании административный ответчик государственный инспектор Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектор ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А. Перченко не явился, извещены о дате, времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом.
Согласно письменному отзыву представитель ответчика - Инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области старший лейтенант внутренней службы В.А. Перченко, не согласен с изложенными в заявлении МБДОУ детский сад «Солнышко» доводами по следующим основаниям: количество учащихся в МБДОУ детский сад «Солнышко» превышает допустимые нормы в более чем в три раза (161 ребёнок на основании справки № от ...) в нарушении п.6.7.10 СП 2.13130.2012; ч.3 ст.4,п.2 ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.2008г. №121-Фз, где в здании детских дошкольных учреждений 5 степени огнестойкости количество учащихся не должно превышать 50 человек. Также обращает внимание, что необходимо учесть, что основной контингент учреждение детского сада является маломобильным. Нарушения, указанные в предписании № от ... были выявлены ... при проведении плановой проверки во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Ташлинского, Первомайского и Илекского районов по пожарному надзору № от ... За данные нарушения руководитель учреждения был привлечен к административной ответственности, предусмотренного ч.1,ч.2, и ч.3 ст.20.4 КоАП РФ. Результаты проверки, в том числе предписание № от ... обжаловано не было. Заявление по поводу предоставления отсрочки в отдел НД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам УНД ГУ МЧС России по Оренбургской области не поступало. После чего ... была проведена внеплановая проверка, по результатам которой, руководитель учреждения был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.13 ст.19.5 КоАП РФ. Следовательно, с момента выявления нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты прошло более 1,5 лет. Учитывая состояние здания детского сада, степень мобильности учащихся, а также продолжительный срок устранения выявленных нарушений, указанных в предписании № от ...- имеется непосредственная угроза безопасности людей в учреждении.
Определением суда от 30.11.2018 г. привлечено в качестве соответчика ГУ МЧС России по Оренбургской области. В судебном заседании представитель соответчика, действующий на основании доверенности от ...№, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам УНД ГУ МЧС России по Оренбургской области подполковник внутренней службы С.П.Карнаухов не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором указал что, учитывая общее противопожарное состояние здания детского сада, степень мобильности воспитанников, а также прошедший продолжительный срок устранения выявленных нарушений, указанных в предписании № от ... продолжает присутствовать непосредственная угроза безопасности людей в учреждении. На основании этого просит суд признать законным отказ в продлении сроков устранения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участков) по предотвращению угрозы возникновения пожара № от ..., а жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения главного государственного инспектора Ташлинского, Первомайского и Илекского районов по пожарному надзору № от ..., ст.6 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в период с ... проведена проверка инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области старший лейтенант внутренней службы Перченко В.А. муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области по адресу: .... При проверке присутствовал заведующий МБДОУ детский сад «Солнышко» ...
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, отраженные в акте N 102/1/1 от ....В соответствии со ст. 3 ФЗ от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, данным Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом (часть 2).
Статья 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Согласно ч. 4 ст. 1 ФЗ от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Частью 1 ст. 2 ФЗ от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
На основании п. 3 ст. 5 ФЗ от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона.
В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Порядок рассмотрения обращений граждан и организаций в органах МЧС регламентирован Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31.03.2015 N 145.
В соответствии с п. 3.20 названной Инструкции ответ на обращение должен содержать обоснованный и мотивированный ответ на каждый изложенный в обращении вопрос. При необходимости в ответе приводится ссылка на законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 89 Приказа МЧС от 30.11.2016 №644, в случае поступления в орган ГПН, издавший распоряжение о проведении проверки, направленного в течение 15 дней с даты получения акта проверки лицом, в отношении которого проводилась проверка, возражения в письменной форме от указанного лица в отношении акта проверки, акта проверки физического лица – правообладателя в целом или его отдельных положений, а также документов, подтверждающих обоснованность таких возражений, или их заверенных копий, и (или) выданного предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, орган ГПН рассматривает указанные возражения в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.
Срок исполнения предписания является одним из положений предписания, в связи, с чем Отдел вправе рассматривать обращения о переносе срока исполнения выданного предписания.
Данный вывод согласуется с пунктом 136 Административного регламента, где по результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу: признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными; признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
Не допускается сокращение обжалуемых в предписании об устранении нарушений или по устранению несоответствия сроков устранения и (или) иное ухудшение положения лица, направившего жалобу, или лица, в отношении которого было принято обжалуемое решение, предпринято обжалуемое действие (бездействие) должностного лица.
Согласно пункту 134 Административного регламента органы ГПН и должностные лица органов ГПН: обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости – с участием заинтересованного лица, направившего жалобу, или его законного представителя; вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
В направленном МБДОУ детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области в адрес Государственного инспектора Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А. Перченко заявлении от ...№ ставится вопрос о продлении срока исполнения предписания до ... в связи с невозможностью организации выполнения обозначенных работ в установленный в предписании срок, об исключении некоторых пунктов из предписания.
Вместе с тем, в ответе инспектора ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области В.А. Перченко от ... №Б-н-2-18-9, который обжалуется административным истцом, ответ на поставленный МБДОУ детский сад «Солнышко» ... вопрос не содержится. Фактически ответ должностного лица состоит из обоснований включения пунктов в предписание. Таким образом, отказ в продлении срока исполнения предписания является неполным и немотивированным, ссылок на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия такого решения, не содержит. Такой ответ не соответствует ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от ... N 145, чем нарушаются законные права и интересы административного истца.
Как предусмотрено п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из п. 91 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от ... N 644 следует, что сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
Поскольку решение вопроса об установление срока устранения нарушений пожарной безопасности находится в исключительных полномочиях должностного лица ГПН, требование административного истца о продлении срока исполнения предписания № от ... не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного суд находит требования МБОУ ДОД детский сад «Солнышко» ... обоснованными и считает необходимым признать отказ государственного инспектора Ташлинского, Первомайского и ... по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А. Перченко от ...... в продлении срока исполнения предписания N 40 от ... незаконным, обязав его разрешить данный вопрос в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» Илекского района Оренбургской области к государственному инспектору Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектору ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А. Перченко к ГУ МЧС России по Оренбургской области - удовлетворить частично.
Признать отказ начальника государственного инспектора Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А. Перченко в продлении срока исполнения предписания от ...... незаконным.
Обязать государственного инспектора Ташлинского, Первомайского и Илекского района по пожарному надзору, инспектора ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам В.А. Перченко разрешить по существу заявление МБОУ ДОД детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области о продлении срока исполнения предписания ... в установленном законом порядке.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу,
судья Илекского районного суда
Оренбургской области Л.К. Волобоева
Мотивированное решение принято 10 декабря 2018 года.
Судья
Илекского районного суда
Оренбургской области Л.К. Волобоева