ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-469/18 от 26.09.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-469/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2018 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретаре Туриловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колосова Георгия Сергеевича и присоединившихся к нему лиц Григорьевой Ирины Ивановны, Коваленко Нины Николаевны, Гапонова Андрея Валентиновича, Канивца Александра Юрьевича, Кошелева Николая Александровича, Артемова Ивана Владимировича, Бердыева Мурата Мухамедовича, Хорошайкина Александра Николаевича, Мирмиковой Ольги Викторовны, Иванова Виктора Владимировича, Шарамоновой Екатерины Леонидовны, Курдюмовой Людмилы Викторовны, Ивановой Нины Ивановны, Шершневой Натальи Николаевны, Горчакова Александра Григоьевича, Ильюшко Валерия Михайловича, Букиной Марины Владимировны, Мурашовой Натальи Борисовны, Мызова Николая Александровича, Шилкиной-Побиванец Лидии Серафимовны, Кравченко И.В., Шульгиной Л.П., Андреева Л.С., Мишаниной Ольги Леонидовны, Миргородского Виктора Васильевича, Абшилава Мананы Пажиковны, к Администрации города Костромы о признании незаконным разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Колосов Г.С. и присоединившиеся к нему лица обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Костромы о признании незаконным разрешения на строительство от <дата> (выданного в замен разрешения на строительство от <дата>-RU:), иск обоснован тем, что при выдаче разрешения на строительство было допущено нарушение норм законодательства о градостроительной деятельности в отношении дворовой территории по адресу 1, в частности нормы ст. 51, ст. 49 ГрК РФ, а так же строительных и пожарных норм и правил. Так письмами Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Администрации Костромской области подтверждается, что на квартал, ограниченный улицами И.Сусанина, Свердлова, 8 Марта, Войкова проект планировки территории не разрабатывался. Проект детальной планировки, действующий в г. Костроме и утвержденный решением Комитета городского Совета народных депутатов от 28 июля 1984 года № 450 не предусматривает размещение на территории земельного участка по адресу 1 никаких объектов недвижимости, что подтверждается и Представлением Прокуратуры г. Костромы. Кроме того проект планировки территории и проект межевания территории не согласованы с Министерством культуры РФ для г. Костромы. В результате публичных слушаний все кроме застройщика высказались против разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и против утверждения проекта межевания и высказались о необходимости подготовки проекта планировки территории, что было проигнорировано администрацией г. Костромы, фактически скрыв от застройщика существенное ограничение использование земельного участка по по адресу 1. Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, выданное ООО «Имхотеп» от 12 декабря 2016 года является недействительным: ООО «Имхотеп» не имело право проводить экспертизу модифицированной проектной документации, которая должна быть направлена в ГАУ «Костромагосэкспертиза». В тексте заключения негосударственной экспертизы проектной документации имеются многочисленные ссылки на несуществующие организации, ошибки, противоречащие градостроительным, противопожарным нормам. Администрация г. Костромы выдала разрешение на строительство, не рассматривая заключение экспертизы. Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м. не согласованы в обязательном порядке при его межевании с заинтересованными лицами, что является нарушением требований ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Указанные действия и решения ответчика по выдаче разрешения на строительство привели к ухудшению условий и безопасности проживания, возникновению препятствий для неопределенного круга лиц на право благоприятной жизнедеятельности, реализации прав и законных интересов по использованию территории земельного участка по по адресу 1, который до передачи его в собственность ООО «Ивстрой» относился к территории общего пользования, а не являлся объектом муниципальной собственности, а также являлся территорией благоустройства в проектах по строительству домов по адресам 2,3,4,5

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы.

В судебном заседании административные истец Колосов Г.С., а также из числа присоединившихся граждан Кошелев Н.А., Григорьева И.И., Канивец А.Ю., Гапонов А.В., Коваленко Н.М., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации города Костромы на основании доверенности Харитонова А.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что поскольку в администрацию города Костромы был представлен весь пакет документов, предусмотренный ст.51 ГрК РФ, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось. Считает доводы истцов основаны на ошибочном толковании закона

Представители заинтересованного лица ООО «Ивстрой» на основании доверенностей Симонова Ю.Б., возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные возражения.

Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица явку представителей не обеспечили, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-2895/2017, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, граждане, обратившиеся в суд, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, а именно, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. ч. 1 ст. 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома к вопросам местного значения отнесены вопросы в области градостроительства и архитектуры, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с ч.1 ст.4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно- строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ (в редакции, действующей по состоянию на 21 апреля 2017 года.) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом."

В соответствии с ч. 1.1 ст. 51 Гр.К в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство определен в ч.7 ст.51 ГрК РФ.

В силу ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Таким образом, разрешение на строительство является государственным или муниципальным ненормативным правовым актом. Разрешение на строительство выполняет две основные функции: подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (с 1 января 2017 г. - градостроительному регламенту) или проекту планировки территории и проекту межевания территории (при строительстве линейных объектов). Проверяется соответствие проектной документации на допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством РФ. Если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в его отношении не устанавливается градостроительный регламент, проверке подлежит соответствие требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (ч. 1.1 ст. 51 ГрК, которая действует с <дата>). При этом оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов не входит в полномочия органа местного самоуправления при выдаче разрешений на строительство.

Земельный участок под строительство многоквартирного жилого дома по адресу 1 находится на территории городского округа город Кострома, в связи с чем в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство является орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, то есть администрация г. Костромы.

Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером , площадью ... кв.м, расположенный по адресу: 1, принадлежал на праве собственности ООО «Ивстрой».

Постановлением главы Администрации города Костромы от 19 ноября 2014 г. №3148 принято решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: г.Кострома, пер.Красный, д.9, 9а.

Постановлением Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 г. №274 утвержден проект межевания территории, ограниченной улицами И. Сусанина, Свердлова, 8-е Марта, Войкова.

На основании утвержденного постановлением Администрации г.Костромы от 10 февраля 2016 г. №274 проекта межевания и заключенного между администрацией г.Костромы и ООО «Ивстрой» соглашения о перераспределении земель, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью ... кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером по адресу 1 расположен в зоне археологического культурного слоя, что сторонами не оспаривалось, в связи с чем действия градостроительных регламентов на него не распространяются.

11 июля 2016 года Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области выдала заключение по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников, которым определила требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на спорном земельном участке.

Наименование объекта и планируемые мероприятия - многоквартирный жилой дом, проектирование, строительство; этажность: 6-12 этажей; процент застройки земельного участка 60%, предельная высота объекта 42 метра, минимальные отступы от границ земельного участка 3 метра.

Постановлением Администрации г.Костромы от <дата> утвержден градостроительный план указанного земельного участка, в котором отражены вышеуказанные параметры.

<дата> ООО «Ивстрой» выдано разрешение на строительство , с проектными характеристиками: количество этажей - 9, количество квартир - 36, площадь застройки 416,8 кв.м, площадь участка 2 215 кв.м.

<дата> в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Костромы поступило обращение ООО «Ивстрой» о выдаче нового разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по по адресу 1 в связи с изменением проектной документации на строительство данного дома.

Указанная проектная документация получила положительное заключение экспертизы от <дата>, выданное ООО «Имхотеп».

<дата> от инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области поступило заключение о соответствии раздела проектной документации «Архитектурные решения» объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как следует из пояснений представителя Администрации города Костромы, поскольку из проектной документации, разработанной ООО ИСПО «Костромагострой» в 2016 году, следовало, что запроектированный объект является новым объектом с иными технико-экономическими показателями, принято решение о выдаче нового разрешения на строительство от <дата>, взамен ранее выданного.

<дата> Администрацией г. Костромы взамен разрешения на строительство от <дата> ООО «Ивстрой» выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома , с проектными характеристиками: количество этажей - 9, количество квартир - 45, площадь застройки -420,7 кв.м, площадь участка - 2 215 кв.м.

Согласно ч.10.1. ст. 51 ГрК РФ в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В соответствии с ч. 11.1. ст. 51 ГрК РФ в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос":

1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенные к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, предусмотренный пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренное пунктом 4 части 9 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в случае выдачи лицу такого разрешения. При этом проверка проектной документации или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства на соответствие установленным градостроительным регламентом требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства не проводится;

3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

С учетом того, что весь необходимый пакет документов, предусмотренный ст.51 ГрК РФ был ответчику представлен, администрация города Костромы на основании ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ выдала оспариваемое разрешение на строительство.

У администрации города Костромы не имелось оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство по той причине, что на плане детальной планировки, утвержденном решением Исполнительного Комитета городского Совета народных депутатов от 28 июля 1984 года № 450 не предусмотрено размещение объектов недвижимости на спорной территории, поскольку план детальной планировки в данной ситуации на стадии выдачи разрешения на строительство не относится к тем документам, на соответствие которым проверяется проектная документация.

Согласно доводов истцов разрешение на строительство от 21 апреля 2017 г. является незаконным, поскольку выдано на основании незаконного постановления Администрации города Костромы от 10.02.2016г. № 274 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами И.Сусанина, Свердлова, 8-е Марта, Войкова».

Решением Свердловского районного суда города Костромы от 25.12.2017г., по административному делу № 2а-2895/2017, вступившим в законную силу 28.05.2018г., в удовлетворении исковых требований о признании постановления от 10.02.2016г. незаконным в части предусматривающей, согласно утвержденного проекта межевания территории увеличение площади земельного участка по по адресу 1 с ... кв.м. до ... кв.м. отказано.

Несмотря на оспаривание истцами постановления администрации от 10 февраля 2016 года, данное постановление отменено либо признано недействительным не было, на момент выдачи разрешения являлось действующим, при этом согласование Министерством культуры РФ самого разрешения на строительство федеральным законодательством не предусмотрено.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.

Разработка проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома по по адресу 1 осуществлялось ООО ИСПО «Костромагорстрой» в 2014 году на основе модифицированной проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома по адресу 6, получившей положительное заключение государственной экспертизы.

В связи с изменением квартирографии жилого дома произведена корректировка ранее разработанной проектной документации, получившей положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Строительная Экспертиза» от <дата>.

По результатам проведенной экспертизы ООО «Имхотеп» выдано положительное заключение от <дата>.

Выполненная корректировка проектной документации не затрагивала общих (основных) конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта.

Таким образом, соответствие проектной документации техническим регламентам и иным обязательным нормативным требованиям, в том числе местным нормативам градостроительного проектирования, противопожарным требованиям подтверждены соответствующими положительными заключениями экспертных организаций, уполномоченных на проведение соответствующей экспертизы.

При таких обстоятельствах экспертиза проектной документации на строительство многоквартирного дома на земельном участке по пер. Красному, 9,9а может проводиться в форме негосударственной экспертизы, в связи с чем оснований не принимать положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Имхотеп» по проверке проектной документации у администрации города Костромы не имелось и как уже указано выше оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов не входит в полномочия органа местного самоуправления при выдаче разрешений на строительство, в связи с чем в указанной части доводы стороны истцов о нарушении при проектировании дома санитарно-эпидемиологических, противопожарных, строительных норм и правил не имеют юридического значения при рассмотрения спора.

Подпунктом 1 п.2 ст.227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения органа власти необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение не может быть признано незаконным.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом лицо, не являющееся застройщиком, должно не только указать что решением органа местного самоуправления о выдаче разрешения на строительство нарушаются требования закона, но и в том числе документально подтвердить, чем нарушаются его права и имущественные интересы.

Судом установлено, что у администрации города отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в выдаче застройщику разрешения на строительство. Разрешение адресовано застройщику и не содержит в себе властного предписания в отношении истцов, не возлагает на них какой-либо административной обязанности, не влечет ограничение их охраняемых законом интересов и не препятствует осуществлению полномочий собственника в отношении принадлежащего ему имущества (земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества)

В ходе рассмотрения дела административными истцами не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о нарушении их прав, и не указано, каким конкретно образом будут восстановлены их нарушенные права признанием незаконным оспариваемого решения о выдаче разрешения на строительство.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что разрешение на строительство от 21 апреля 2017 года выдано Администрацией города Костромы в пределах компетенции данного органа, соответствовало требованиям закона на дату его принятия, факт нарушения прав административных истцов данным разрешением не установлен, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Согласно ч. 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС).

Как следует из материалов административного дела а-2895/2017 в судебном заседании <дата> (л.д. 214-217), в котором принимал участие истец Колосов Г.С., по ходатайству представителя администрации города Костромы приобщена к материалам дела, копия оспариваемого разрешения на строительство от <дата> (л.д. 208)

Таким образом доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд по оспариванию разрешения на строительство заслуживают внимание, поскольку с данным иском истец вправе был обратиться не позднее <дата>

Истец (и присоединившиеся к нему граждане) обратился в суд с иском <дата>, то есть за пределами установленных сроков, при этом истцом было заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим иском, полагая, что наличие в производстве других административных дел и ожидание результатов их рассмотрения явилось причиной несвоевременного обращения.

Однако доводы истца по мнению суда не могут быть признаны в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в суд, поскольку каких-либо объективных препятствий для своевременного обращения с настоящим иском наличие споров в суде не создавало. Оснований для восстановления срока судом не установлены. Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Колосова Георгия Сергеевича и присоединившихся к нему лиц к Администрации города Костромы о признании незаконным разрешения на строительство от 21 апреля 2017 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья