Дело № 2 а– 469 (20)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08» июля 2020 года г. Пролетарск
Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кирюхиной Е.В.,
при секретаре Савченко К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Пролетарского городского поселения, Главному архитектору Пролетарского района Ростовской области ФИО3 о признании незаконным бездействия Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Главного архитектора Администрации Пролетарского района Ростовской области, признании незаконным решения Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Главного архитектора Администрации Пролетарского района Ростовской области, обязании устранить допущенные нарушения
у с т а н о в и л:
ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО4 обратился в Пролетарский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением к Администрации Пролетарского городского поселения, Главному архитектору Пролетарского района Ростовской области ФИО3 о признании незаконным бездействия Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Главного архитектора Администрации Пролетарского района Ростовской области, признании незаконным решения Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Главного архитектора Администрации Пролетарского района Ростовской области, обязании устранить допущенные нарушения, в котором просил: признать незаконным бездействие администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, главного архитектора администрации Пролетарского района Ростовской области, выразившееся в нарушении срока рассмотрения обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года; признать незаконным решение администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, главного архитектора администрации Пролетарского района Ростовской области, об отнесении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> к территориальной зоне Р-1 «зоны парков, скверов»; обязать администрацию Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, главного архитектора администрации Пролетарского района Ростовской области, в течение 5 дней, с даты вступления в законную силу настоящего решения, выдать ФИО1 выписку из правил землепользования и застройки Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области с указанием местонахождения земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в территориальной зоне ОД-2 и возможных видах разрешенного использования земельного участка.
Исковые требования мотивировано тем, что решением Пролетарского районного суда Ростовской области по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ г. исковые требования ФИО1 к Администрации Пролетарского городского поселения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ростовской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Пролетарского района, ФИО5, главный архитектор отдела Архитектуры и строительства Администрации Пролетарского района об определении местоположения границ земельного участка удовлетворены в полном объеме.
Согласно решению Пролетарского районного суда Ростовской области определено местоположение границ, установленных посредством прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее установленная система координат), территориальной зоны ОД-2 в месте нахождения земельного участка КН № по адресу: <адрес> в соответствии с координатами: <данные изъяты>
Апелляционным определением Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (Дело №) - решение Пролетарского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Пролетарского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения. (Дело №).
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист ФС № по делу № был направлен Пролетарским районным судом Ростовской области в Администрацию Пролетарского городского поселения для принудительного исполнения. Однако решение суда Администрацией Пролетарского городского поселения исполнено не было.
ДД.ММ.ГГГГ была подана жалоба в Прокуратуру Пролетарского района Ростовской области по факту неисполнения решения суда Администрацией Пролетарского городского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Пролетарского района Ростовской области был дан ответ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ Главе Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, прокурором района объявлено Главе Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области предостережение о недопустимости нарушения закона.
Однако решение суда Главой Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области исполнено не было.
ДД.ММ.ГГГГ подана повторная жалоба в Прокуратуру Пролетарского района Ростовской области по факту неисполнения решения суда Администрацией Пролетарского городского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Пролетарского района Ростовской области был дан ответ, согласно которому срок рассмотрения ранее вынесенного представления в настоящий момент не истек. Следовательно, оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования не имеется.
В последующем, в связи с неисполнением требований Прокурора Пролетарского района Ростовской области, ДД.ММ.ГГГГ сотрудник Администрации Пролетарского городского поселения был привлечен к административной ответственности. (Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского судебного района Ростовской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области было подано заявление с просьбой, предоставить сведения о возможных видах разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в соответствии с решением Пролетарского района суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ обращение от ДД.ММ.ГГГГ было перенаправлено главному архитектору Пролетарского района для рассмотрения, подготовки ответа и принятия решения по существу.
Главным Архитектором Пролетарского района Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ в виде выписки из Правил землепользования и застройки Пролетарского городского поселения на земельный участок, согласно которому земельный участок с КН № по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне Р-1 «зона парков, скверов» с приложением видов разрешенного использования в указанной территориальной зоне.
Таким образом, в настоящее время, в соответствии с решением Пролетарского районного суда Ростовской области по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находится в территориальной зоне ОД-2, тем не менее, ФИО2 городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Главный Архитектор сектора архитектуры и градостроительства Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО3, игнорируют вступивший в силу судебный акт, что противоречит ст. 13 ГПК РФ.
Согласно решению собрания депутатов Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, полномочия по вопросам архитектуры и градостроительства на территории Пролетарского городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, переданы Администрации Пролетарского района Ростовской области. Муниципальный район реализует переданные полномочия посредством деятельности сектора архитектуры и градостроительства Администрации Пролетарского района.
Согласно п.2.1.2. соглашения о передаче части полномочий из бюджета Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области бюджету Пролетарского района Ростовской области по вопросам архитектуры и градостроительства на территории Пролетарского городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации поселение вправе осуществлять текущий контроль за исполнением переданных полномочий, эффективностью и целевым использованием бюджетных средств.
Согласно п.2.1.4. соглашения о передаче части полномочий из бюджета Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области бюджету Пролетарского района Ростовской области по вопросам архитектуры и градостроительства на территории Пролетарского городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации поселение вправе при ненадлежащем исполнении переданных полномочий направлять письменные уведомления устранении допущенных нарушений.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно абзацу третьему части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае перераспределения вопросов местного значения путем заключения соглашения между муниципальными образованиями различного уровня их правовая природа не меняется, поскольку они передаются на определенный срок и при условии определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Изменяются лишь органы, которые после перераспределения полномочий должны их выполнять.
Считает, что, передача полномочий одним органом местного самоуправления не меняет принадлежности данных полномочий органу, поскольку согласно букве закона передается лишь осуществление данного полномочия на определённый срок.
Кроме того, административный истец указывает, что обращение должно было быть рассмотрено Администрацией Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Главным Архитектором Пролетарского района Ростовской области, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, обращение по существу было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, а принято в отделении почтовой связи, т.е. направлено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтовому отслеживанию, почтовому конверту).
Таким образом, указанный ответ Администрацией Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Главным Архитектором Пролетарского района Ростовской области, дан с нарушением 30 дневного срока предусмотренного ч. 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Полагал, что оспариваемое решение, согласно которому земельный участок с КН № по адресу: <адрес> находится в территориальной зоне Р-1 «зона парков, скверов», нарушает законные права и интересы административного истца, так как территориальная зона земельного участка определяет его возможное использование и варианты застройки.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежаще, обеспечил явку в судебное заседание своих представителей по доверенности ФИО4, ФИО7,
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО4 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований ФИО1 по мотивам и доводам, изложенным в судебном заседании. Дополнительно представитель административного истца ФИО4 пояснил, что факт нахождения земельного участка в территориальной зоне ОД-2 установлен вступившим в законную силу судебным решением и не подлежит доказыванию. Полагал, что отсутствие финансовой возможности у административных ответчиков по оперативному внесению изменений в правила землепользования и застройки не может нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка. При этом пояснил, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения спорного земельного участка в территориальной зоне ОД-2, что не предполагает необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки для целей надлежащего исполнения муниципальной услуги по выдаче выписки из правил землепользования и застройки.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО7 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований ФИО1 по мотивам и доводам, изложенным в судебном заседании, поддержала позицию изложенную представителем административного истца по доверенности ФИО4
Представитель административного ответчика Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области по доверенности ФИО8 в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по мотивам и доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, приобщенном к материалам дела, в котором указывал, что исполнение решения предполагает определенный ряд действий, период времени, соблюдение ряда процедур, предусмотренных Градостроительным Кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами РФ назначение земельных участков определяется по функциональному и территориальному делению. Функциональное назначение земельных участков определяется генеральными планами, в том числе генеральным планом Пролетарского городского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Пролетарского городского поселения от 23.03.2012 № 189.
Территориальное назначение определяется на основании правил землепользования и застройки, в.ч. правилами землепользования и застройки Пролетарского городского поселения, утвержденными решением Собрания депутатов Пролетарского района Ростовской области от 31.03.2017 № 64. Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, то есть, расположение функциональных зон в генеральных планах должна соответствовать расположению территориальной зоне в правилах землепользования и застройки. Внесение изменений в правила землепользования и застройки должно не противоречить генеральному плану.
Генеральный план Пролетарского городского поселения и правила землепользования и застройки Пролетарского городского поселения на данный момент являются действующими. В данных документах территориального планирования спорный земельный участок находится в зоне, не соответствующей принятому решению суда.
Для внесения изменений в правила землепользования и застройки в отношении данного земельного участка нужно изначально внести изменения в генеральный план Пролетарского городского поселения в части установления в отношении него зоны общественно-деловой, а потом на основании внесенных изменений в генеральный план внести изменения в правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны и установления границ территориальных зон.
Для исполнения данного судебного решения решением Собрания депутатов Пролетарского района от 26.12.2019 № 282 «О бюджете Пролетарского района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» были запланированы денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей на подготовку проекта внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области в части подготовки сведений по координатному описанию границ населенных пунктов и сведений о границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации
Согласно соглашению от 30.12.2019 № 4 полномочия по разработке и утверждению генерального плана Пролетарского городского поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генерального плана поселения документации по планировке территории, внесению изменений в градостроительную документацию, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения Администрацией Пролетарского городского поселения переданы Администрации Пролетарского района.
В январе-феврале 2020 года Администрацией Пролетарского района разрабатывалось и согласовывалось с Министерством строительства Ростовской области техническое задание и конкурсная документация на подготовку проекта внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области в части подготовки сведений по координатному описанию границ населенных пунктов и сведений о границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ была размещена на РТС площадке документация на проведение открытого конкурса в электронной форме на подготовку проекта внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области в части подготовки сведений по координатному описанию границ населенных пунктов и сведений о границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного конкурса был заключен муниципальный контракт № на подготовку проекта внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области в части подготовки сведений по координатному описанию границ населенных пунктов и сведений о границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Кроме этого считают необоснованными требования о признании незаконным бездействия Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Главного архитектора Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, выразившееся в нарушении срока рассмотрения обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, так как Администрацией Пролетарского городского поселения, обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», перенаправлено главному Архитектору Пролетарского района для рассмотрения и подготовки ответа. О чем свидетельствует уведомление направленное ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, направление подтверждается почтовыми оправлениями.
Административный ответчик главный архитектор сектора архитектуры и градостроительства Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО3, в судебное заседание явилась, требования не признала, возражала относительно заявленных исковых требований по доводам, изложенных в письменных возражениях, в которых указала, что в соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.
Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Решением суда определены только координаты общественно - деловой зоны в отношение спорного земельного участка. Дальнейшая процедура, результатом которой будет являться выписка из правил землепользования и застройки, подтверждающая факт расположения данного земельного участка в зоне ОД предполагает определенный ряд действий, период времени, соблюдение ряда процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Пролетарского района разрабатывалось и согласовывалось с Министерством строительства Ростовской области техническое задание и конкурсная документация на подготовку проекта внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области в части подготовки сведений по координатному описанию границ населенных пунктов и сведений о границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ была размещена на РТС площадке документация на проведение открытого конкурса в электронной форме на подготовку проекта внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области в части подготовки сведений по координатному описанию границ населенных пунктов и сведений о границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного конкурса был заключен муниципальный контракт №№ на подготовку проекта внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области в части подготовки сведений по координатному описанию границ населенных пунктов и сведений о границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Данный муниципальный контракт предусматривает внесение изменений в функциональные и соответственно в территориальные зоны.
Проектировщикам, с которыми был заключен муниципальный контракт, была предоставлена информация, а именно решение Пролетарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного земельного участка для учета внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки в части изменения функциональной и территориальной зоны и отнесения их к зоне общественно-деловой, а также внесения сведений в ЕГРН посредствам координат указанных в решении суда по этому земельному участку.
Также сообщила, что решением Пролетарского районного суда № от ДД.ММ.ГГГГ было определено только местоположение границ, установленных посредством прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления и на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - установленная система координат), территориальной зоны ОД-1 в месте нахождения спорного земельного участка, но не было возложено обязательств по выдаче выписки из Правил землепользования и застройки Пролетарского городского поселения, не определен законный порядок и сроки исполнения данного решения суда, не был определено лицо, которое должно исполнить в соответствии с определенным судом порядком, данное решение суда.
Ответчиком по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ выступала Администрация Пролетарского городского поселения Ростовской области, главный архитектор Пролетарского района выступал лишь третьим лицом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом, на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права.
Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Решением Пролетарского районного суда Ростовской области по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к ФИО2 городского поселения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ростовской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Пролетарского района, ФИО5, главный архитектор отдела Архитектуры и строительства Администрации Пролетарского района об определении местоположения границ земельного участка удовлетворены в полном объеме.
Согласно решению ФИО6 районного суда <адрес> определено местоположение границ, установленных посредством прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее установленная система координат), территориальной зоны ОД-2 в месте нахождения земельного участка КН № по адресу: <адрес> в соответствии с координатами: <данные изъяты>
Апелляционным определением Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (Дело №) - решение Пролетарского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Пролетарского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения. (Дело №). Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области ФИО1 было подано заявление с просьбой, предоставить сведения о возможных видах разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в соответствии с решением Пролетарского района суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ обращение от ДД.ММ.ГГГГ было перенаправлено главному архитектору Пролетарского района для рассмотрения, подготовки ответа и принятия решения по существу.
Главным Архитектором Пролетарского района Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ в виде выписки из Правил землепользования и застройки Пролетарского городского поселения на земельный участок, согласно которому земельный участок с КН № по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне Р-1 «зона парков, скверов» с приложением видов разрешенного использования в указанной территориальной зоне.
Таким образом, разрешая заявление ФИО1, административные ответчики пришли к выводу, что земельный участок с КН № по адресу: <адрес>, располагается в территориальной зоне в территориальной зоне Р-1 «зона парков, скверов», а определенное решением суда местоположение земельного участка с КН № в территориальной зоне ОД-2, предполагает, по мнению, административных ответчиков, внесение изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области в части подготовки сведений по координатному описанию границ населенных пунктов и сведений о границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
С указанными выводами административных ответчиков суд не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (части 4, 6 статьи 36) определены территории, где зонирование не является способом определения разрешенного использования земельных участков.
Отнесение земельных участков к определенным территориальным зонам и правовой режим использования земельных участков в составе таких зон, виды использования земельных участков определяются генеральным планом. В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок самостоятельно без дополнительных разрешений и процедуры согласования. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (части 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вид разрешенного использования земель определяется нормативными актами территориального зонирования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1, частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим территориальные зоны, включающим в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, а в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых Правил).
На территории Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области действуют Правила землепользования и застройки Пролетарского городского поселения, утвержденные решением Собрания депутатов Пролетарского района от 31.03.2017 г № 64.
Согласно ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. При этом в качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Вступившим в законную силу решением Пролетарского районного суда Ростовской области по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне ОД-2 – зона общественного назначения.
Таким образом, факт нахождения земельного участка в одной территориальной зоне ОД-2 установлен вступившим в силу судебным решением и не подлежит доказыванию.
Согласуется с вышеизложенным решением суда и заключение кадастрового инженера ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>Г, по координатам, внесенным в ЕГРН, расположен в территориальной зоне ОД-2, координаты которой определены решением Пролетарского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № г.
Относительно довода административных ответчиков, о наличии заключенного муниципального контракта по внесению изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области в части подготовки сведений по координатному описанию границ населенных пунктов и сведений о границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, суд полагает необходимым указать следующее.
Вступившим в законную силу решением Пролетарского районного суда Ростовской области по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ установлено местоположение земельного участка в территориальной зоне ОД-2, согласно правилам землепользования и застройки Пролетарского городского поселения, утвержденные решением Собрания депутатов Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ№, действующим как на момент рассмотрения гражданского дела №, так и действующих в настоящее время.
Таким образом, принятие законного решения об отнесении земельного участка с КН № к территориальной зоне ОД-2, не предполагает дополнительных изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки, так как судебным решением установлен юридический факт нахождения земельного участка в территориальной зоне ОД-2 с учетом действующих на настоящее время правил землепользования и застройки ФИО6 городского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Пролетарского района от 31.03.2017 г № 64.
Довод административного ответчика Главного архитектора Пролетарского района Ростовской области ФИО3 о необходимости привлечения денежных средств, для заключения муниципального контракта по внесению изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки городского и сельских поселений Пролетарского района Ростовской области, не имеет юридического значения при рассмотрении настоящего спора.
Отсутствие финансовой возможности органа местного самоуправления для приведения действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области в соответствие с требованиями градостроительного законодательства, не может иметь негативные последствия для правообладателя земельного участка, существенным образом нарушать гарантированные права и законные интересы.
Соответствие принимаемых решений административными ответчиками в данном случае решению Пролетарского районного суда Ростовской области по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть поставлена в зависимость от объема выделенных финансовых средств, состояния бюджета органа местного самоуправления, а также иных обстоятельств. Отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования не свидетельствует о правомерности принимаемых решений административным ответчиком в части не указания в ПЗЗ обязательной информации, предусмотренной градостроительным законодательством, и в данном случае не предполагает внесения таких изменений для принятия законного решения административными ответчиками. При этом правом на переоценку принятого судом решения административные ответчики не наделены.
Изложенное (трудное финансовое положение) не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Кроме того, суд обращает внимание на следующее.
Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" к объектам землеустройства отнесены, в том числе территориальные зоны.
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства в соответствии со статьей 15 указанного федерального закона определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства".
Данный порядок определяет правила описания местоположения границ объектов землеустройства, в том числе границ территориальных зон. Местоположение границ территориальной зоны устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ территориальной зоны (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Координаты характерных точек границ территориальной зоны определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ территориальной зоны.
Таким образом, при утверждении ПЗЗ собранием депутатов Пролетарского района Ростовской области нарушены требования статьи 34 ГрК РФ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 N 267, выразившиеся в отсутствии в составе ПЗЗ на карте градостроительного зонирования отображения установленных границ территориальных зон с их координатном описанием, которое также отсутствует и в текстовой части.
Карта градостроительного зонирования, входящая в состав ПЗЗ, находящаяся в распоряжении Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, не позволяет определить соответствие границ территориальных зон функциональным зонам из-за отсутствия координатного описания границ территориальных зон (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
При установленных обстоятельствах оспариваемое административным истцом решение Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Главного Архитектора Пролетарского района Ростовской области об отнесении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> к территориальной зоне Р-1 «зоны парков, скверов», является незаконным.
Заслуживает внимания и довод административного истца, о нарушении срока рассмотрения обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регламентированы нормами Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьей 12 Закона установлен срок рассмотрения письменного обращения - 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления вышеуказанного запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области ФИО1 было подано заявление с просьбой, предоставить сведения о возможных видах разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в соответствии с решением Пролетарского района суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ обращение от ДД.ММ.ГГГГ было перенаправлено главному архитектору Пролетарского района для рассмотрения, подготовки ответа и принятия решения по существу.
Главным Архитектором Пролетарского района Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ в виде выписки из Правил землепользования и застройки ФИО6 городского поселения на земельный участок, согласно которому земельный участок с КН № по адресу: <адрес> находится в территориальной зоне Р-1 «зона парков, скверов» с приложением видов разрешенного использования в указанной территориальной зоне.
При этом, обращение по существу было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, а принято в отделении почтовой связи, т.е. направлено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтовому отслеживанию, почтовому конверту).
Как пояснил в судебном заседании представитель Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в Администрации Пролетарского поселения в день обращения, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, последним днем для направления ответа ФИО1 является ДД.ММ.ГГГГ, однако ответ был направлен административному истцу ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, ответ по существу на обращение ФИО1 административным ответчиком был направлен с нарушением установленного законом срока.
Как пояснили в судебном заседании административные ответчики, полномочия по вопросам архитектуры и градостроительства Администрацией Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области переданы Администрации Пролетарского района Ростовской области. В свою очередь муниципальный район реализует переданные полномочия посредством деятельности сектора архитектуры и градостроительства Администрации Пролетарского района. В связи с этим, обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено в срок, установленный законом.
Однако с данным выводом административных ответчиков суд не может согласиться по следующим основаниям.
В материалах дела, имеется проект решения о передаче части полномочий по вопросам архитектуры и градостроительства на территории Пролетарского городского поселения Пролетарского <адрес>, соглашения о передаче части полномочий из бюджета Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области бюджету Пролетарского района Ростовской области по вопросам архитектуры и градостроительства на территории Пролетарского городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как пояснили в судебном заседании, административные ответчики данное соглашение является действующим.
Согласно п.1.2 соглашения о передаче части полномочий из бюджета Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области бюджету Пролетарского района Ростовской области по вопросам архитектуры и градостроительства на территории Пролетарского городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации предметом соглашения является осуществление Муниципальным районом части полномочия Администрации Пролетарского городского поселения по вопросам местного значения.
Согласно п.2.1.2. соглашения о передаче части полномочий из бюджета Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области бюджету Пролетарского района Ростовской области по вопросам архитектуры и градостроительства на территории Пролетарского городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации поселение вправе осуществлять текущий контроль за исполнением переданных полномочий, эффективностью и целевым использованием бюджетных средств.
Согласно п.2.1.4. соглашения о передаче части полномочий из бюджета Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области бюджету Пролетарского района Ростовской области по вопросам архитектуры и градостроительства на территории Пролетарского городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации поселение вправе при ненадлежащем исполнении переданных полномочий направлять письменные уведомления устранении допущенных нарушений.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно абзацу третьему части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае перераспределения вопросов местного значения путем заключения соглашения между муниципальными образованиями различного уровня их правовая природа не меняется, поскольку они передаются на определенный срок и при условии определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Изменяются лишь органы, которые после перераспределения полномочий должны их выполнять.
Таким образом, передача полномочий одним органом местного самоуправления не меняет принадлежности данных полномочий органу, поскольку согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соглашения о передаче части полномочий из бюджета Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области бюджету Пролетарского района Ростовской области по вопросам архитектуры и градостроительства на территории Пролетарского городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации закона, передается лишь осуществление данного полномочия на определённый срок.
Кроме того, согласно вышеназванному соглашению, Администрация Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области не была лишена возможности осуществлять контроль над своевременным рассмотрением обращения ФИО1, главным архитектором Администрации Пролетарского района Ростовской области, которая осуществляла непосредственное рассмотрение данного обращения.
В данной части правовая позиция административного истца, изложенная в иске, является последовательной и согласуется с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При таких обстоятельствах, принятие восстановительной меры в виде возложения на административных ответчиков обязанности в течение 5 дней, с даты вступления в законную силу настоящего решения, выдать ФИО1 выписку из Правил землепользования и застройки Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области с указанием местонахождения земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Ростовская область, Пролетарский район, г. № в территориальной зоне ОД-2 и возможных видах разрешенного использования земельного участка, является исполнимой в рамках предоставленных административным ответчикам полномочий, данная мера направлена на восстановление нарушенных прав административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, главного архитектора администрации Пролетарского района Ростовской области, выразившееся в нарушении срока рассмотрения обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года;
признать незаконным решение администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, главного архитектора администрации Пролетарского района Ростовской области, об отнесении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> к территориальной зоне Р-1 «зоны парков, скверов»;
обязать администрацию Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, главного архитектора администрации Пролетарского района Ростовской области, в течение 5 дней, с даты вступления в законную силу настоящего решения, выдать ФИО1 выписку из правил землепользования и застройки Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области с указанием местонахождения земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в территориальной зоне ОД-2 и возможных видах разрешенного использования земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 13 июля 2020 года.
Судья: подпись