Дело № 2а – 469\2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2017 года | с. Долгодеревенское |
Сосновский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи | Куценко Т.Н. |
при секретаре | ФИО1 |
с участием представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО4к Главе администрации Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к Главе администрации Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным действия, выраженного в Уведомлении о возврате исполнительного документа от 08 декабря 2016 года.
В обоснование указано, что решением Сосновского районного суда Челябинской области от 30.303.2016г. с Администрации Алишевского сельского поселения в пользу ФИО4 взыскана денежная сумма в счет возмещении убытков 12 388 000 руб. и судебных расходов 15100 руб., затем выдан исполнительный лист серии ФС №, который был сдан в Управление Федерального казначейства по Челябинской области. В дальнейшем получен ответ УФК по Челябинской области от 06.09.2016г. о том, что исполнительный лист необходимо направить в Администрацию Алишевского сельского поселения, которая является финансовым органом муниципального образования.
08.09.2016г. он (ФИО4) сдал непосредственно в Администрацию Алишевского сельского поселения заявление с банковскими реквизитами, оригинал исполнительного листа и копию решения Сосновского районного суда от 30.03.2016г.
18.10.2016г. на личном приеме глава администрации ФИО5 поставил его в известность, что исполнительный лист не будет исполнен в виду отсутствия денежных средств в местном бюджете.
17.11.2016г. он обратился в прокуратуру Сосновского района для принятия мер прокурорского реагирования в отношении главы сельского поселения по факту отказа от исполнения судебного решения.
После его обращения в правоохранительные органы ему поступило уведомление от 08.12.2016г., подписанное главой Алишевского сельского поселения о возврате исполнительного документа со ссылкой на положения ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ по причине того, что не приложено заявление с банковскими реквизитами и не приложена копия судебного решения от 30.03.2016г.Полагает, что глава сельского поселения злоупотребляет правами и действует в обход закона. Возврат заявления взыскателя о выплате по исполнительному листу, исполнительного листа серии ФС №, копии решения Сосновского районного суда от 30.03.2016г., банковских реквизитов, является самовольным и незаконным действием главы администрации Алишевского сельского поселения.
Ссылается, что действиями главы сельского поселения нарушено право взыскателя на получение денежных средств по исполнительному документу в течение 3-х месяцев с момента поступления исполнительного документа на исполнение (п.6 ст. 242.2 БК РФ). Полагает, что доказательством предъявления всех необходимых документов является ссылка в Уведомлении о возврате исполнительного документа от 08.12.2016г., где в приложении указано количество 7 листов.
(л.д. 5-8)
Административный истец ФИО4 извещен, не явился, ранее свои требования поддержал.
Представитель административного истца ФИО6 поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Главы администрации Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО5, являющийся также представителем Администрации Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО3 (по доверенности) возражает против иска, поддержал письменные возражения, представленные в дело.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела в полном объеме, суд полагает требования ФИО4 не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Сосновского районного суда от 30 марта 2016 года с администрации Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в пользу ФИО4за счет казны муниципального образования Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области взысканы в возмещения убытков денежные средства в размере 1 388 000 рублей, а также в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 15 140 рублей. Решение вступило в законную силу 30.06.2016 года.
Взыскателю по делу был выдан исполнительный лист серии ФС №.
(л.д.10-13)
Письмом от 06.09.2016г. УФК по Челябинской области возвратило ФИО4 без исполнения ошибочно направленный в Управление исполнительный лист серии ФС № с приложениями, разъяснив, что указанный исполнительный лист необходимо направить в администрацию Алишевского сельского поселения.
(л.д.16)
Уведомлением от 08 декабря 2016 года, подписанным главой Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района ФИО5 Администрация Алишевского сельского поселения возвратила исполнительный документ серии ФС №, выданный 30 августа 2016 года на основании решения Сосновского районного суда от 30 марта 2016 года с приложением на 7 листах, не конкретизируя каждый из приложенных документов, указывая в обоснование, что к исполнительному документу не приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя.
(л.д. 17)
Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируются гл. 24.1 БК РФ.
Согласно п. 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу пп. 1 и 2 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Статьей 210 ГПК РФ установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с абзацем первым ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Из приведенного правового регулирования следует, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, а положения БК РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 242.1 БК РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой.
Таким образом, процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
ФИО4 утверждает, что 08.09.2016 года сдал в Администрацию Алишевского сельского поселения в лице бухгалтера все необходимые документы, предусмотренные БК РФ: заявление, исполнительный лист, решение суда от 30.03.2016г., а также банковские реквизиты для перечисления суммы.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Между тем, допустимых доказательств того, что административный истец в указанную им дату представил предусмотренные БК РФ документы, не имеется.
Как видно, на заявлении от 08 сентября 2016г., адресованном главе администрации Алишевского сельского поселения ФИО5 о принятии исполнительного листа серии ФС № с перечислением приложенных документов, не имеется никаких отметок о принятии данного заявления Администрацией Алишевского сельского поселения.
(л.д. 9)
При этом на ксерокопии решения от 30.03.2016г. учинена надпись: «получил 08.09.2016г. гл.бухгалтер ФИО7»
(л.д. 14)
На последнем листе этой же копии решения имеется надпись: «исполнительный лист серия ФС № от 30.03.2016г. получен 08.09.2016г. гл. бухгалтер ФИО7».
(л.д. 15 об.)
Исходя из содержания данных надписей возможно сделать лишь вывод о том, что бухгалтером были получены копия решения суда от 30.03.2106г. и исполнительный лист серия ФС №, но не какие-либо иные документы.
Доводы административного истца и его представителя, что сама ссылка в уведомлении от 08.12.2016г. о том, что возвращаются документы в количестве 7 листов, доказывает, по их мнению, подачу в Администрацию Алишевского сельского поселения всех необходимых документов в полном объеме: заявления взыскателя, исполнительного документа, копии судебного акта, реквизитов банковского счета взыскателя, судом отклоняются, поскольку не представлено доказательств того, сколько листов составляла копия представленного ФИО4 решения и прочих документов, а также нее представлено допустимых доказательств того, что 08.09.2016г. в администрацию Алишевского сельского поселения было бы сдано само заявление ФИО4, о перечислении денежных средств по исполнительному документу.
При этом показания свидетеля ФИО8 о том, что тот приехал вместе с ФИО4 08.09.2016г. в администрацию и в его присутствии бухгалтеру были сданы все необходимые документы, судом не принимаются, поскольку надлежащим средством доказывания не являются.
Из пояснений представителя административного ответчика, подтвержденных обозревавшимися в судебном заседании Журналом регистрации исходящих и входящих документов, следует, что после возвращения ФИО4 исполнительного документа исполнительного листа серия ФС № уведомлением от 08.12.2016г., тот обратился в Администрацию Алишевского сельского поселения 13.12.2016г. с заявлением о принятии к производству исполнительного листа серия ФС №, данное заявление было принято в администрации вх. 676 от 13.12.2016г.
(л.д. 137).
31.01.2017г. указанный исполнительный документ был возвращен на основании п.3 ст. 242.1 БК РФ по причине несоответствия исполнительного листа требованиям федерального законодательства – указания сведения о должнике, не соответствующих записям в ЕГРЮЛ.
(л.д. 135-136)
ФИО4 данный отказ не обжаловал, обратился в Сосновский районный суд за получением исполнительного документа с надлежащими сведениями о должнике, после чего предъявил выданный ему повторно исполнительный документ исполнительный лист № № от 01.02.2017г. в Сосновский РОСП.
21.03.2017г. судебный пристав–исполнитель Сосновского РОСП А.Н.С. вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа исполнительного листа № ФС № от 01.02.2017г. о взыскании задолженность в размере 1338000 руб. с Администрации Алишевского сельского поселения в пользу взыскателя ФИО4
Затем постановлением от 31.03.2017г. судебный пристав–исполнитель Сосновского РОСП А.Н.С. отказала в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа исполнительного листа № ФС № от 01.02.2017г., указывая на порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы РФ, регламентированный гл. 24.1 БКУ РФ и направила указанный исполнительный лист в адрес Администрации Алишевского сельского поселения.
Письмом от 18.04.2017г. Администрация Алишевского сельского поселения возвратила исполнительный документ исполнительный лист № ФС 017026975 от 01.02.2017г. ФИО4, ссылаясь на п.3 статьи 242.1 БК РФ.
24.04.2017г. ФИО4, не обжалуя данный возврат исполнительного документа, обратился в администрацию Алишевского сельского поселения, просил принять к исполнению исполнительный лист ФС № от 21.04.2017г.
Согласно положениям пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Между тем, при выяснении судом вопроса о том, какие именно действия необходимо совершить, либо каким иным образом следует устранить нарушение права ФИО4, представитель истца заявила, что им необходимо судебное решение, которым была бы установлена незаконность действий главы сельского поселения для взыскания в последующем денежной компенсации за неисполнение судебного акта.
Между тем, по смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Поскольку судом не установлено совокупности установленных законом условий, то потому не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО4
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО4о признании незаконными действий главы администрации Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО5, выраженное в Уведомлении о возврате исполнительного документа от 08 декабря 2016 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Т.Н.Куценко