ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-469/2022 от 08.06.2022 Барышского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2а-469/2022г.

73RS0006-01-2022-000743-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2022 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,

при секретаре Сидоровой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Пиманова А.Е. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учёте земельного участка и возложении обязанности поставить земельный участок на кадастровый учёт,

УСТАНОВИЛ:

Пиманов А.Е. обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, в котором просит признать незаконным отказ в государственном кадастровом учёте земельного участка кадастровым номером 73:02:015301:ЗУ1, расположенного в кадастровом квартале 73:02:015301, площадью 135400 кв.м. и обязать заинтересованное лицо осуществить постановку на кадастровый учёт данного земельного участка, на основании Постановления № 15 от 22.01.2021 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка (Барышский район)».

В судебное заседание истец Пиманов А.Е. не явился, извещён надлежащим образом. Его представитель Сикеева Н.М. поддержав иск, пояснила, в декабре 2020 года на основании заявления Пиманова А.Е. было вынесено Распоряжение КУМИЗО МО «Барышский район» № 15 от 22.01.2021 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка (Барышский район)», в отношении земельного участка кадастровым номером 73:02:015301:ЗУ1, расположенного в кадастровом квартале 73:02:015301, площадью 135400 кв.м. Межевой план подготовлен при образовании земельного участка с условным обозначением :ЗУ1 расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район. Образуемый участок :ЗУ1 - расположен в кадастровом квартале 73:02:015301. Территориальная зона образуемого земельного участка градостроительным регламентом не установлена. Категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование - садоводство. Доступ к образуемому земельному участку будет осуществляться посредством земель общего пользования.

При рассмотрении Межевого плана на вышеуказанный земельный участок, было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД-001/2021-5129106/2 от 11 марта 2021 года. Уведомление об отказе государственного кадастрового учета было получено 03.03.2022 года №КУВД-001/2021-50288135/4. Обоснованием данного отказа является отсутствие основания полагать, что на территории муниципального образования имеются неучтённые земли сельскохозяйственного назначения. В рамках приватизации земель, земли сельскохозяйственного назначения колхозов и совхозов были разделены на земельные доли без выдела в натуре, остальные же земли сельскохозяйственного назначения, в соответствии с п.5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 года №323 « О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» были включены в фонд перераспределения земель. Также в постановлении КУМИЗО МО «Барышский район» не был указан источник образования земельного участка. При обращении в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, за разъяснением по поводу отказа государственного кадастрового учёта и устранении причины отказа, были даны разъяснения, что «в состав приложения межевого плана от 28.03.2021 года, представленного дополнительными документами к заявлению №КУВД- 001/2021-5129106 от 12.02.2021 года после приостановления осуществления государственного кадастрового учёта образуемого земельного участка, включено Распоряжение КУМИЗО МО «Барышский район» No94 от 22.01.2021 года», в котором указано, что источником образования земельного участка является фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. При этом в результате анализа документов государственного фонда данных (Проект перераспределения земель коопхоза «Барышский» Барышского района Ульяновской области 1993 года, Годовой отчет о наличии и распределении земель по Барышскому району Ульяновской области по состоянию на 01.01.2021 года), и исходя из местоположения образуемого земельного участка, отсутствуют основания полагать, что образование земельного участка происходит из земель районного фонда перераспределения. Для подтверждения обоснований образования земельного участка из земель фонда перераспределения или определения необходимости формирования земельного участка из невостребованных земельных долей СПК «Барышский» рекомендуется провести дополнительный анализ сведений о земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных данному СПК, в том числе с учётом документов государственного фонда данных». Проведя полный анализ документов ГФД: проекта перераспределения земель коопхоза «Барышский» Барышского района Ульяновской области 1993 года; годового отчёта о наличии и распределении земель по Барышскому району Ульяновской области по состоянию на 01.01.2021 года и дела о предоставлении земли Барышской швейной фабрики для коллективного садоводства было выявлено, что земельный участок расположенный в кадастровом квартале 73:02:015301, площадью 20 га был выделен под садоводство согласно решения Барышского районного Совета народных депутатов от 25.01.1990 года №31, на остальную часть квартала площадью примерно около 30 га, подтверждающие документы отсутствуют. Земли, расположенные в кадастровом квартале 73:02:015301 в рамках приватизации земель не участвовали, данные земли сельскохозяйственного назначения на земельные доли не были разделены. В кадастровом квартале 73:02:015301, гражданам были предоставлены земельные участки для ведения садоводства. Образуемый земельный участок площадью 135400 кв.м., был сформирован из не выявленного массива в квартале 73:02:015301. Соответственно земельный участок, образованный в кадастровом квартале 73:02:015301, относится к муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена. Считает уведомление о приостановление государственного кадастрового учёта от 03 декабря 2021 года незаконным. Просит признать незаконным отказ в постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 73:02:015301 :ЗУ 1 от 03 марта 2022 года и обязать заинтересованное лицо осуществить постановку на кадастровый учёт указанного земельного участка.

Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Митрофанова С.В. в судебном заседании возражая против иска пояснила, что действительно представитель Пиманова А.Е.- Сыкеева Н.М. в ноябре месяце 2021 года обращалась в Управление с заявлением о государственном кадастровом учёте образуемого земельного участка, приложив к заявлению межевой план от 26.11.2021 года и распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО Барышский район» от 22.01.2021 года №15. 03.12.2021 года осуществление государственного кадастрового учёта по указанному заявлению было приостановлено до 03.03.2022 года в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта, не соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации. Представленный межевой план не соответствовал п.49 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 921, поскольку в сведениях об адресе образуемого земельного участка не было указано наименование муниципального образования. Кроме того, в соответствии с межевым планом, земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения образуется на основании Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно распоряжению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» от 26.03.2021 года №94 «О внесении изменений в распоряжение № 15 от 22.01.2021 года», которым ранее была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 73:02:015301 с условным номером 73:02:015301 :ЗУ 1 площадью 135400 кв.м., источником образования земельного участка является фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, но кадастровый номер земельного участка, фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения не указан. Заявителю рекомендовано было провести дополнительный анализ сведений о земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных СПК «Барышский», в том числе с учетом документов ГФД, для подтверждения обоснования образования земельного участка из земель фонда перераспределения либо определения необходимости формирования земельного участка из невостребованных земельных долей данного СПК. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд. В результате анализа документов государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства (ГФД), учитывая указанное в представленных Пимановым А.Е. документах местоположение образуемого земельного участка, отсутствуют основания полагать, что образование указанного земельного участка происходит из земель районного фонда перераспределения. Сведения о сформированном в границах кадастрового квартала 73:02:015301 земельном участке фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения в ЕГРН, в ГФД отсутствуют, доказательства обратного не представлены. Согласно представленным заявителем в Управление документам, вновь образуемый земельный участок расположен в границах кадастрового квартала 73:02:015301. В соответствии с приложением №1 к Постановлению Главы Барышского района от 13.04.1998 года №77 «Об утверждении границ кадастровых массивов по Барышскому району», кадастровый квартал 73:02:015301 занят землями садового общества «Швейник». Кроме того, в ЕГРН содержатся актуальные сведения о ранее учтённых земельных участках в кадастровом квартале 73:02:015301, поставленных на государственный кадастровый учёт 05.12.2004 года, предоставленных гражданам в с/о «Швейник». В отношении указанных земельных участков в ЕГРН содержатся сведения о ранее возникших незарегистрированных правах физических лиц. Согласно имеющемуся в ГФД Проекту перераспределения земель коопхоза «Барышский» Барышского района Ульяновской области 1993 года, Годовому отчету о наличии и распределении земель по Барышскому району Ульяновской области по состоянию на 01.01.2021 года, с учётом представленного в документах заявителя местоположения образуемого земельного участка, образование спорного земельного участка не может происходить из земель районного фонда перераспределения. Данный факт подтвержден представленной с иском Резолюцией от 01.06.2021 года, подготовленной начальником отдела ведения ЕГРН филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области Ивановой М.В. Также выявлено, что по координатам, указанным в межевом плане, образуемый земельный участок расположен в двух кадастровых кварталах 73:02:015301 и 73:02:014801, но в самом межевом плане указан только кадастровый квартал 73:02:015301, что является нарушение п.18 Требований. На основании изложенного просит в иске отказать.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области в ли филиала в судебное заседание не явился, в отзыве возражая против иска указал, что сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Ульяновская область, Барышский район площадью 135400 кв.м. в ЕГРН отсутствуют. 26 ноября 2021 года в орган регистрации прав поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка, площадью 135 400 кв.м., расположенного по адресу: 433750, обл. Ульяновская, Барышский р-н, обозначение земельного участка в межевом плане: 73:02:015301:ЗУ1, поданного представителем Пиманова А.Е. Сыкеевой Н.М. (КУВД-001/2021-50288135). 03 декабря 2021 года было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, в связи со следующим: содержание документа, представленного для государственного кадастрового учета не соответствует требованиям законодательства РФ, а именно: в межевой план внесены сведения об адресе образуемого земельного участка: Российская Федерация, Ульяновская область, Барышский район, без указания наименования: муниципального образования (п.49 Требований). В соответствии с представленным межевым планом, образование земельного участка с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения происходит на основании Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением. Согласно Постановления от 26.03.2021 года №94 источником образования является фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, при этом не указан кадастровый номер земельного участка, являющегося фондом перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, (следовательно, способ образования земельного участка должен быть иной). В результате анализа документов государственного фонда данных (далее ГФД) и исходя из местоположения образуемого земельного участка, отсутствуют основания полагать, что образование земельного участка происходит из земель районного фонда перераспределения. Для подтверждения обоснований образования земельного участка из земель фонда перераспределения или определения необходимости формирования земельного участка из невостребованных земельных долей СПК «Барышский», рекомендовано провести дополнительный анализ сведений о земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных данному СПК, в том числе с учетом документов ГФД; согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Обнаружена область чересполосицы с ЗУ 73:02:014801:3. Буферная зона чересполосицы: 5 м.; образующийся земельный участок :ЗУ1; обнаружена область чересполосицы с ЗУ 73:02:014801:415, буферная зона чересполосицы: 5 м. Осуществление действий по государственному кадастровому учёту приостанавливалось до 03 марта 2022 года. В указанный срок необходимо было устранить причины, послужившие основанием для приостановления. 03 марта 2022 года было вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учёта, в указанный срок приостановления дополнительные документы не поступили.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законности решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.

Проверив материалы дела, заслушав доводы представителей административного истца, ответчика, показания свидетеля, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учёт, государственная регистрация прав, ведение единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В соответствии с Приказом Росреестра от 30.07.2021 года № П/0327 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав и оказании отдельных государственных услуг.

Согласно статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме, который состоит из 6 разделов, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости). В соответствии с частью 1 статьи 8 данного Закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Ульяновская область, Барышский район площадью 135400 кв.м. в ЕГРН отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов регулируется статьёй 18 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В судебном заседании установлено, что 26 ноября 2021 года Пиманов А.Е. в лице представителя по доверенности Сыкеевой Н.М. обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учёте образуемого земельного участка 135400 кв.м., расположенного по адресу: 433750, обл. Ульяновская, Барышский р-н, обозначение земельного участка в межевом плане: 73:02:015301:ЗУ1, приложив к заявлению межевой план от 26.11.2021 года и распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО Барышский район» от 22.01.2021 года №15 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка (Барышский район)».

03 декабря 2021 года осуществление государственного кадастрового учёта по указанному заявлению было приостановлено до 03.03.2022 года, поскольку содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации. А именно, в межевой план внесены сведения об адресе образуемого земельного участка: Российская Федерация, Ульяновская область, Барышский район, без указания наименования: муниципального образования (п.49 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 921).

В соответствии с представленным межевым планом, образование земельного участка с категорией земель- земли сельскохозяйственного назначения происходит на основании Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО Барышский район» от 22.01.2021 года №15 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка (Барышский район)».

Согласно распоряжению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» от 26.03.2021 года № 94 «О внесении изменений в распоряжение № 15 от 22.01.2021 года», которым ранее была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 73:02:015301 с условным номером 73:02:015301 :ЗУ 1 площадью 135400 кв.м., источником образования земельного участка является фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, но кадастровый номер земельного участка, фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения не указан (следовательно, способ образования земельного участка должен быть иной).

В результате анализа документов государственного фонда данных (далее ГФД) и исходя из местоположения образуемого земельного участка, у регистрирующего органа отсутствовали основания полагать, что образование земельного участка происходит из земель районного фонда перераспределения. Для подтверждения обоснований образования земельного участка из земель фонда перераспределения или определения необходимости формирования земельного участка из невостребованных земельных долей СПК «Барышский», было рекомендовано провести дополнительный анализ сведений о земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных СПК «Барышский», в том числе, с учётом документов ГФД.

Согласно пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Обнаружена область чересполосицы с ЗУ 73:02:014801:3. Буферная зона чересполосицы: 5 м.; образующийся Земельный участок :ЗУ1:. Обнаружена область чересполосицы с ЗУ 73:02:014801:415. Буферная зона чересполосицы: 5 м.

В связи с перечисленными недостатками, осуществление действий по государственному кадастровому учёту было приостановлено до 03 марта 2022 года, что не противоречит действующего законодательству. В указанный срок необходимо было устранить причины, послужившие основанием для приостановления. Указанное выше решение о приостановлении действий по государственному кадастровому учёту административным ответчиком не обжаловалось.

Вместе с тем, как установлено в суде, 03 марта 2022 года в осуществлении государственного кадастрового учёта было отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих учёту.

Согласно пункта 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе, осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учёт или государственный учёт, в том числе технический учёт, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтёнными объектами недвижимости.

Исходя из содержания частей 4 и 9 выше указанной статьи, ранее учтёнными земельными участками являются: земельные участки, государственный кадастровый учёт которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 1 марта 2008 г.); земельные участки, государственный кадастровый учёт которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона № 122- ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учёт которых не осуществлен.

При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтённых земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» могут быть внесены в ЕГРН на основании: имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтённом земельном участке; представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтённом земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу, органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учёт земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта, на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

Постановка на государственный кадастровый учёт земельных участков, не являющимися ранее учтёнными, осуществляется на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером в соответствии с Требованиями к его подготовке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России № 921 от 08.12.2015 года «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.

В соответствии с пунктом 22 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 3) документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования; 4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд; 7) решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; 8) вступившие в законную силу судебные акты; 9) иные предусмотренные законодательством документы.

В данном случае, как установлено в суде, образование земельного участка происходило на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, утвержденной распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» от 22.01.2021 года №15 с изменениями, внесенными распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» от 26.03.2021 года №94.

Схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации. Схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.

В соответствии со статьёй 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в предусмотренных законодательством случаях, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является одним из документов-оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемый объект недвижимости, и должна соответствовать требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 года № 762.

Между тем, как правильно указано в оспариваемом решении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта, образование земельного участка происходит на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распорядительным актом Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области, в котором в качестве источника образования земельного участка указан фонд перераспределения земель в отсутствие доказательства наличия такого фонда в границах кадастрового квартала 73:02:015301, без указания кадастрового номера земельного участка фонда перераспределения земель, наличии документов, свидетельствующих о предоставлении земель в указанном квартале членам садоводческого товарищества «Швейник». Доказательств того, что на территории муниципального образования имеются неучтенные земли сельскохозяйственного назначения, отсутствуют.

Согласно имеющемуся в ГФД Проекту перераспределения земель коопхоза «Барышский» Барышского района Ульяновской области 1993 года, Годовому отчёту о наличии и распределении земель по Барышскому району Ульяновской области по состоянию на 01.01.2021 года, с учётом представленного в документах заявителя местоположения образуемого земельного участка, образование спорного земельного участка не может происходить из земель районного фонда перераспределения. Данный факт подтвержден представленной с иском Резолюцией от 01.06.2021 года, подготовленной начальником отдела ведения ЕГРН филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области Ивановой М.В.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учёт и государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости осуществляются одновременно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8-10 части 5 настоящей статьи.

В соответствии со статьёй 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, вьпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счёт земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В суд административным истцом не предоставлено доказательств того, что на территории муниципального образования «Барышский район» имеются неучтённые земли сельскохозяйственного назначения, поскольку, как указывает ответная сторона, в рамках приватизации земель, земли сельскохозяйственного назначения колхозов и совхозов были разделены на земельные доли без выдела в натуре, остальные же земли сельскохозяйственного назначения, в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» были включены в фонды перераспределения земель, из которых впоследствии предоставлялись заинтересованным лицам. Не соглашаться с данными доводами у суда оснований не возникло.

Далее в суде установлено, что административным ответчиком был проведён анализ документов государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства (ГФД). Учитывая указанное в представленных Пимановым А.Е. документах местоположение образуемого земельного участка, у регистрирующего органа отсутствуют основания полагать, что образование указанного земельного участка происходит из земель районного фонда перераспределения.

Сведения о сформированном в границах кадастрового квартала 73:02:015301 земельном участке фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения в ЕГРН, в ГФД отсутствуют, доказательства обратного не представлены.

Как установлено в суде, согласно представленным заявителем в Управление документам, вновь образуемый земельный участок расположен в границах кадастрового квартала 73:02:015301. В соответствии с приложением №1 к Постановлению Главы Барышского района от 13.04.1998 года №77 «Об утверждении границ кадастровых массивов по Барышскому району», кадастровый квартал 73:02:015301 занят землями садового общества «Швейник».

Кроме того, в ЕГРН содержатся актуальные сведения о ранее учтённых земельных участках в кадастровом квартале 73:02:015301, поставленных на государственный кадастровый учет 05.12.2004 года, предоставленных гражданам в с/о «Швейник». В отношении указанных земельных участков в ЕГРН содержатся сведения о ранее возникших незарегистрированных правах физических лиц.

На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не доказан факт нарушения Управлением требований действующего законодательства и прав и законных интересов административного истца. Доказательства обратного в административном исковом заявлении отсутствуют. В связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 8 статьи 219, и статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Пиманова А.Е. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учёте от 03.03.2022 года земельного участка с кадастровым номером 73:02:015301:ЗУ1 площадью 135 400 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, и возложении обязанности поставить данный земельный участок на кадастровый учёт оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Л.И. Зотова

Мотивированное решение изготовлено 22.06.2022 года