Производство № 2а-469/2022 (2а-8462/2021;)
УИД 28RS0004-01-2021-011529-85
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 января 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,
При секретаре Коваленко Е.Г.,
С участием представителя административного истца МА, представителей административных ответчиков администрации города Благовещенска ЕГ, Правительства Амурской области КН,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Благовещенска, действующего в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Благовещенска, Правительству Амурской области о признании незаконным бездействия, об обязании сформировать и включить в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам, обеспечить строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Благовещенска, действуя в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд с настоящим заявлением, в обоснование указав, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что по состоянию на 27.08.2021 года состоит на учете 699 многодетных семей на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Амурской области, в том числе, семьи, состоящие на учете с 2015 года. Администрацией г. Благовещенка предоставлено 584 земельных участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетным гражданам: в 2012 году – 80 участков; в 2013 году – 164 участка; в 2014 году – 93 участка; в 2015 году – 71 участок; в 2016 году – 52 участка; в 2017 году – 0; в 2018 году – 30 участков; в 2019 году – 40 участков; в 2020 году – 23 участка; в 2021 году – 21 участок. Доля граждан, получивших земельные участки, либо сертификаты в общем количестве граждан, включенных в очередь на получение земельного участка в собственность бесплатно в г. Благовещенске, ежегодно составляет менее 4 %. В мае 2021 года прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка соблюдения администрацией г. Благовещенска требований законодательства о социальной защите многодетных семей, в ходе которой было установлено, что по состоянию на 14.05.2021 года на учете состояло 722 многодетных семьи на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Амурской области, в том числе семьи, состоящие на учете с 2015 года. По данному факту прокурором города 14.05.2021 года мэру г. Благовещенка вынесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, за отсутствие ненадлежащего контроля за организацией предоставления земельных участков заместитель мэра г. Благовещенска АЕ привлечен к дисциплинарной ответственности. Администрацией г. Благовещенска до настоящего времени не приняты в разумный срок меры по обеспечению земельными участками в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка, что влечет нарушение прав состоящих на учете многодетных семей на своевременное улучшение жилищных условий, приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. По состоянию на 27.08.2021 года в муниципальном образовании сформировано 6 земельных участков, что является недостаточным для обеспечения граждан, состоящих на учете.
На основании изложенного, уточнив в порядке ст. 46 КАС РФ административные исковые требования, прокурор города Благовещенска, действуя в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие администрации города Благовещенска Амурской области, Правительства Амурской области, выразившееся в непринятии мер в соответствии с требованиями Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» по формированию и включению в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей; женщине, родившей (усыновившей) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, а также мужчине, являющемуся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года; гражданину Российской Федерации, являющемуся родителем ребенка-инвалида, в количестве, достаточном для выполнения процедуры обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка; обязать администрацию города Благовещенска Амурской области, Правительство Амурской области сформировать и включить в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, женщине, родившей (усыновившей) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, а также мужчине, являющемуся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года; гражданину Российской Федерации, являющемуся родителем ребенка-инвалида, земельные участки в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка, в срок не позднее 01.12.2022 года; обязать Правительство Амурской области, администрацию города Благовещенска Амурской области обеспечить строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к сформированным земельным участкам, подлежащим предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей; женщине, родившей (усыновившей) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, а также мужчине, являющемуся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года; гражданину Российской Федерации, являющемуся родителем ребенка-инвалида, в срок до 01.09.2023 года.
Определениями Благовещенского городского суда от 11.10.2021 года, от 11.11.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска; Министерство строительства и архитектуры Амурской области, Министерство финансов Амурской области.
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска; Министерство строительства и архитектуры Амурской области, Министерство финансов Амурской области, сведений о причинах неявки суду не представлено, ходатайств об отложении не заявлено, в письменном отзыве представитель Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска просил о рассмотрении заявления в отсутствие Комитета. Учитывая мнение представителя административного истца, представителей административных ответчиков, руководствуясь положениями ст. ст. 150, 152 КАС РФ, суд определил рассматривать дело при данной явке.
В судебном заседании представитель административного истца требования административного искового заявления с учетом его уточнения поддержала, подробно указала на обстоятельства, изложенные в иске, дополнительно пояснила, что на территории Амурской области порядок предоставления земельных участков установлен Законом Амурской области от 10.02.2015 года 489-03 «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области», которым закреплено право граждан рассматриваемых категорий на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Амурской области, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов. В подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства на территории области» выделена задача «Создание условий для развития массового жилищного строительства, обеспечение земельных участков социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой в целях жилищного строительства», в рамках которой реализуются основные мероприятия «Мероприятие по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям». Проверкой установлено, что по состоянию на 23.11.2021 года на учете в администрации города стоит 692 семьи, из них до 01.01.2020 года поставлены 586 семей, которые не обеспечены земельными участками, при этом, 210 семей стоят на учете более 5 лет, две семьи с 2012 года. За истекший период 2021 года администрацией города многодетным семьям предоставлено лишь 22 земельных участка, в 2020 году только 23 земельный участка, что является недостаточным для обеспечения граждан, состоящих на учете. Указанное свидетельствует о непринятии достаточных мер администрацией города Благовещенска по обеспечению земельными участками данных категорий граждан. В связи с изложенным, представитель административного истца просила требования административного иска с учетом его уточнения удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации города Благовещенска с предъявленными требованиями искового заявления не согласилась, в обоснование своих возражений, также изложенных в письменном виде, указала, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется Земельным кодексом РФ, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельные участки, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на территории области, а также порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, порядок снятия граждан с данного учета, а также порядок предоставления в собственность земельных участков бесплатно, основания для отказа в предоставлении и предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно в собственность. Указанным Законом также определены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, и основания предоставления таким гражданам земельной участка, в том числе: женщины, родившие (усыновившие), начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2011 года, являющихся гражданами Российской Федерации, проживающих не менее 3 лет на территории области и не имеющих в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельных участков для индивидуального жилищного строительства или обслуживания индивидуального жилого дома либо земельного участка, расположенного в границах населенного пункта и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка) либо для ведения садоводства; граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, проживающие не менее 3 лет на территории области, состоящие на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, граждане Российской Федерации, являющиеся родителем ребенка-инвалида, проживающие не менее 3 лет на территории области, состоящие на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении, сельскому специалисту. Учет таких граждан осуществляется в соответствии с положениями Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ. Сведения о принятых на учет гражданах заносятся в журнал учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, в котором очередность определяется датой и временем подачи заявления гражданина о постановке на учет. Закон № 489-ОЗ относит граждан, имеющих трех и более детей, наряду с другими гражданами, указанными в Законе, к категории граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно, состоящих на едином учете независимо от оснований постановки на такой учет. При этом право на внеочередное или первоочередное получение земельного участка в собственности Закон № 489-ОЗ не предусматривает. По состоянию на 10.01.2022 года в администрации города Благовещенска на учёте в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка состоит 674 семей - из них ИЖС - 535 (из них 501 семья до 01.01.2019 года, 34 семьи - с 01.01.2019 года - нуждающиеся), садоводство - 139 семей (с 01.01.2019 года), в число которых входят вышеперечисленные категории граждан, в том числе родители, имеющие ребенка-инвалида - 27 семей. До вступления в силу Закона № 489-ОЗ действовал Закон Амурской области Амурской области от 21.01.2005 года № 422-0З «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставленных гражданам в собственность, на территории Амурской области», в который в 2011 году были внесены изменения, предусматривающие, что граждане, имеющие трех и более детей, вправе приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки. За период с 01.01.2012 года по 29.12.2021 года гражданам, состоящим на учете при администрации города Благовещенска с целью получения земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), предоставлено 590 участков, из них: в 2012 году – 80 участков, в 2013 году – 168 участков; в 2014 году – 95 участков; в 2015 году – 75 участков; в 2016 году – 53 участка; в 2017 году – 0; в 2018 году – 32 участка; в 2019 году – 41 участок; в 2020 году – 23 участка; в 2021 году – 23 участка. В настоящее время происходит сокращение очереди в большем темпе, чем её увеличение. Такая положительная динамика связана с проведенной администрацией города Благовещенска совместно с министерством имущественных отношений Амурской области работой по предоставлению альтернативной меры поддержки взамен предоставления земельного участка – единовременной денежной выплаты в виде земельного сертификата. Администрация города Благовещенска на постоянной основе осуществляет мониторинг земельных участков в целях выявления свободных от прав третьих лиц, отвечающих требованиям действующего градостроительного и земельного законодательства. Однако количество территорий в границах муниципального образования города Благовещенска, пригодных для образования земельных участков для ИЖС, не позволяет в максимально короткие сроки сократить очередность и увеличить количество граждан, улучшивших свои жилищные условия. Граждане, вставшие на учет до 01.01.2019 года, в том числе имеют право (по выбору) на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для ведения садоводства. Администрацией города Благовещенска проведена работа, согласно которой Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 № 26/100, предусмотрена возможность строительства жилых домов на земельных участках, расположенных в территориальной зоне ведения садоводства (СД-1), с видом разрешенного использования ведение садоводства. Администрацией города Благовещенска предпринимаются все надлежащие меры по розыску земельных участков, а также формированию таких участков, отвечающих требованиям к наличию инженерной инфраструктуры на земельных участках для их дальнейшего предоставления льготным категориям граждан. Кроме того, предоставление земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, как заявлено административным истцом, нарушит права других категорий граждан, состоящих на учете и имеющих право на бесплатное получение земельного участка, поскольку позволит указанной в иске категории граждан получить земельные участки раньше лиц, не заявленных в иске, при том, что Закон № 489-ОЗ предусматривает очередность предоставления земельных участков, исходя из даты и времени подачи заявления гражданина о постановке на учет. В силу требований КАС РФ об обязательности судебных актов, об исполнении решения суда и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым. Отсутствие на территории муниципального образования города Благовещенска свободных от прав третьих лиц и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков приведет к неисполнению решения суда в заявленном объеме. Решение суда будет являться неисполнимым, будет противоречить задачам судопроизводства по административным делам. Также решение суда будет неисполнимым в части обеспечения строительства объектов инженерной инфраструктуры, поскольку исковые требования не содержат указаний на то, каких конкретно объектов инженерной инфраструктуры должно быть обеспечено строительство, что не позволяет ответчикам на этапе принятия решения суда определить возможность строительства таких объектов. Кроме того, представитель административного ответчика указала на необоснованность обращения прокурора в интересах неопределенного круга лиц, поскольку такой круг лиц определен списком физических лиц, состоящих на учете с целью бесплатного предоставления в собственность земельного участка в рамках Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ. На основании изложенного, представитель администрации города Благовещенска просила в удовлетворении административных исковых требований прокурору города Благовещенска отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Амурской области требования иска также не признала, изложила правовую позицию, аналогичную позиции ответчика администрации города Благовещенска, дополнительно пояснила, что органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о том, что граждане, имеющие трех и более детей, должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, или у таких граждан имеются основания для постановки их на данных учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. На органы местного самоуправления возложена обязанность включать в Перечень земельных участков земельные участки, свободные от прав третьих лиц, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства. В случае отсутствия на территории муниципального образования земельных участков от прав третьих лиц, орган местного самоуправления осуществляет мероприятия по образованию земельных участков. Учитывая изложенное, представитель Правительства Амурской области полагала, что Правительство Амурской области по данному спору не может являться надлежащим ответчиком, так как не наделено полномочиями по формированию и предоставлению земельных участков для указанной категории граждан, а также не наделено обязанностью обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к сформированным земельным участкам, поскольку данные вопросы отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Относительно заявленных требований к администрации города Благовещенска указала, что администрация города Благовещенска, учитывая финансовые и ресурсные возможности, предпринимала и предпринимает все надлежащие меры по розыску земельных участков, их формированию и включению в перечень для дальнейшего предоставления гражданам, имеющих право на получение земельного участка. При этом ни положения федерального законодательства, ни положения регионального законодательства не устанавливают срок, в течение которого данным гражданам должны быть предоставлены земельные участки. Учитывая совершенные администрацией города Благовещенска действия по исполнению требований Закона № 489-ОЗ, отсутствие законодательно закрепленного срока реализации права гражданина на бесплатное получение земельного участка, требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации города Благовещенска является необоснованным. Порядок предоставления земельного участка, категории граждан, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка, устанавливаются нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации. Закон Амурской области № 489-ОЗ относит граждан, имеющих трех и более детей, наряду с другими гражданами, к категории граждан, имеющих право на получение в собственность земельного участка, состоящих на едином учете независимо от оснований постановки на такой учет. При этом право на внеочередное получение земельного участка в собственность данный закон не гарантирует. Само по себе наличие у заявителя права на получение земельного участка не означает безусловную обязанность соответствующего органа предоставлять земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, закрепленной законодательно. Поскольку положениями федерального и регионального законодательства не установлен первоочередной или внеочередной принцип предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, по отношению к другим категориям граждан, имеющих право на получение земельного участка, соответственно, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, по решению суда, то есть во внеочередном порядке, нарушит права других категорий граждан, состоящих на учете и имеющих право на бесплатное получение земельного участка. Учитывая объективное отсутствие свободных от прав третьих лиц земельных участков, пригодных для предоставления гражданам, то есть около 700 земельных участков, требования иска необоснованные. Кроме того, некоторые граждане, имеющие трех и более детей, состоящие на учете, готовы на получение денежной выплаты взамен земельного участка, в связи с чем требования прокурора о необходимости сформировать земельные участки в количестве, достаточном для устранения очередности, преждевременны. Также представить административного ответчика указан на необоснованность обращения прокурора с настоящим заявлением в интересах неопределенного круга лиц. В связи с изложенным, представитель Правительства Амурской области просила в удовлетворении требований прокурору города Благовещенска отказать.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд в интересах неопределенного круга лиц об обязании Администрацию города Благовещенска и Правительство Амурской области сформировать и включить в перечень земельных участков, подлежащих передаче льготным категориям граждан, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного участка, обеспечить строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к сформированным земельным участкам.
Согласно нормам Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. ч. 1, 2 ст. 38).
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность, в том числе обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Задача государства по обеспечению многодетных граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на первоочередное получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства предоставлено инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.
Лица, относящиеся к данной категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 1 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно определены в ст. 39.5 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подп. 6, 7 ч. 1 указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 39.19 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Анализ приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации показывает, что порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий граждан, поименованных в подп. 6, 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, отнесен к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Амурской области такой порядок установлен Законом Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области», которым закреплено право граждан, отнесенных к рассматриваемым категориям, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Амурской области в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.
В рамках усовершенствования отдельных программных мероприятий государственной программы области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», в том числе мероприятий подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области», Постановлением Правительства Амурской области от 18.06.2020 года № 397 внесены изменения в Постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446 об утверждении государственной программы области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области», в части реализации дополнительного мероприятия: финансовое обеспечение предоставления гражданам, состоящим на учете, мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты для улучшения жилищных условий, приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Законом Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 и статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на территории области, порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, порядок снятия граждан с данного учета, а также порядок предоставления в собственность земельных участков бесплатно, основания для отказа в предоставлении и предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно в собственность.
Частями 1, 2, 3 статьи 2 Закона Амурской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории области, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность: женщине, родившей (усыновившей) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, а также мужчине, являющемуся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающим не менее 3 лет на территории области и не имеющим в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельных участков для индивидуального жилищного строительства или обслуживания индивидуального жилого дома либо земельного участка, расположенного в границах населенного пункта и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка) либо для ведения садоводства; гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей, проживающему не менее 3 лет на территории области, состоящему на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях: не имеющему и не имевшему в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельного участка для индивидуального жилищного строительства, или для обслуживания индивидуального жилого дома, или для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок); имеющему или имевшему в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок для индивидуального жилищного строительства, или для обслуживания индивидуального жилого дома, или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), при условии, что на таком земельном участке расположен (располагался) жилой дом, находящийся (находившийся) в собственности гражданина (общей собственности гражданина и членов его семьи) и являющийся (являвшийся) для него (для него и членов его семьи) единственным жилым помещением; имеющему или имевшему на праве долевой собственности земельный участок для индивидуального жилищного строительства, или для обслуживания индивидуального жилого дома, или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), при условии, что доля в праве общей собственности гражданина на такой земельный участок (в пересчете на квадратные метры) составляет (составляла) менее 400 кв.м. в городских поселениях, менее 600 кв.м. в сельских поселениях; а также гражданину Российской Федерации, являющемуся родителем ребенка-инвалида, проживающему не менее 3 лет на территории области, состоящему на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении: не имеющему и не имевшему в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельного участка для индивидуального жилищного строительства, или для обслуживания индивидуального жилого дома, или для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок); имеющему или имевшему в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок для индивидуального жилищного строительства, или для обслуживания индивидуального жилого дома, или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), при условии, что на таком земельном участке расположен (располагался) жилой дом, находящийся (находившийся) в собственности гражданина (общей собственности гражданина и членов его семьи) и являющийся (являвшийся) для него (для него и членов его семьи) единственным жилым помещением; имеющему или имевшему на праве долевой собственности земельный участок для индивидуального жилищного строительства, или для обслуживания индивидуального жилого дома, или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), при условии, что доля в праве общей собственности гражданина на такой земельный участок (в пересчете на квадратные метры) составляет (составляла) менее 400 кв.м. в городских поселениях, менее 600 кв.м. в сельских поселениях.
Кроме того, гарантии в жилищной сфере для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, также закреплены в ст.ст. 16, 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которыми закрепляются права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью и на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Судом установлено, в том числе из материалов проведенной прокурорской проверки, также не оспаривалось представителем Администрации города Благовещенска, по состоянию на 10.01.2022 года в Администрации города Благовещенска на учете в целях бесплатного предоставления земельного участка состоит 674 семьи, из которых 535 семей претендуют на получение земли под индивидуальное жилищное строительство, из них 501 семья поставлена на указанный учет до 01.01.2019 года, 34 семьи признаны нуждающимися после 01.01.2019 года; 139 семей претендующих на получение земли под садоводство, при этом в их число входят также родители, имеющие ребенка-инвалида (27 семей).
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона Амурской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» сведения о принятых на учет гражданах заносятся в журнал учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - журнал учета граждан), в котором очередность определяется датой и временем подачи заявления гражданина о постановке на учет.
Частью 1 статьи 4 указанного Закона определено, что гражданам, состоящим на учете, предоставляются земельные участки из Перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, состоящих на учете (далее - Перечень земельных участков), в порядке очередности. Органы местного самоуправления включают в Перечень земельных участков земельные участки, свободные от прав третьих лиц, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства.
В силу части 2 указанной статьи в случае отсутствия на территории муниципального образования земельных участков, свободных от прав третьих лиц, орган местного самоуправления осуществляет мероприятия по образованию земельных участков. С этой целью орган местного самоуправления: 1) в случае, если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, а также в случае, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: а) осуществляет подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; б) обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования либо уточнения границ земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 2) направляет в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы в уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральный орган исполнительной власти (далее - орган регистрации прав) для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также о государственной регистрации права муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно сведениям, размещенным на официальной сайте Администрации города Благовещенска, в 2021 году было сформировано 24 земельных участка, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, состоящим на учете, в собственность, от трех земельных участков граждане, включенные в список, отказались, еще 3 участка были сформированы дополнительно.
Таким образом, в 2021 году в муниципальном образовании города Благовещенска было сформировано 27 участков, 21 из которых был предоставлен гражданам, включенным в список, однако, учитывая общее количество нуждающихся граждан, поставленных на соответствующий учет и относящихся к категории граждан, поименованных в ч.ч. 1, 2, 3 ст. 2 Закона Амурской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области», оснований полагать, что меры, предпринятые ответчиками, являются достаточными для обеспечения указанной категории граждан земельными участками, у суда не имеется.
При этом доводы стороны ответчиков о том, что ими проводилась и проводится работа по розыску, формированию и предоставлению земельных участков льготной категории граждан, а также формированию таких участков, однако количество территорий в границах муниципального образования города Благовещенска, пригодных для образования земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не позволяет в максимально короткие сроки сократить очерёдность и увеличить количество граждан, улучшающих свои жилищные условия, по мнению суда, не свидетельствуют о принятии исчерпывающих мер ответчика для обеспечения граждан земельными участками на бесплатной основе. Проводимая муниципальным органом работа не способствует реализации состоящих на учете граждан их имущественных прав в полном объеме
Ограниченное количество территорий в границах муниципального образования города Благовещенска, пригодных для образования земельных участков для индивидуального жилищного строительства, или наличие иных граждан, состоящих на регистрационном учете, не являются достаточными основаниями для не предоставления гражданам, поименованным в ч.ч. 1, 2, 3 ст. 2 Закона Амурской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области», земельных участков в предусмотренные действующим законодательством порядке и сроки.
Отсутствие на территории муниципального образования достаточного количества земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно, не отвечает требованиям действующего законодательства в сфере предоставления права на получение земельного участка в собственность граждан бесплатно и нарушает гарантированные законом права льготных категорий граждан на приобретение земельных участков.
Таким образом, учитывая приведенные положения регионального и федерального законодательства в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу, что непринятии Администрацией города Благовещенска и Правительством Амурской области достаточных мер в соответствии с требованиями Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» по формированию и включению в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, женщине, родившей (усыновившей) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, а также мужчине, являющемуся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года, гражданину Российской Федерации, являющемуся родителем ребенка-инвалида, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка бесплатно, как меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан, потенциально находящихся в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой защите и заботе со стороны государства и общества, в жилище, незаконно.
На основании изложенного, утверждение административных ответчиков об отсутствии бездействия, в том числе со ссылкой на представленный в материалы дела муниципальный контракт № 2021.0138 на выполнение работ по разработке проекта Генерального плана городского округа города Благовещенска от 15 июня 2021 года, подлежат отклонению.
В связи с этим требования прокурора города Благовещенска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер в соответствии с требованиями Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ по формированию и включению в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам в количестве, достаточном для выполнения процедуры обеспечения граждан указанных категорий, состоящих на учете, на предоставление в собственность земельного участка; об обязании сформировать и включить в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам, земельные участки в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
При этом доводы представителя Правительства Амурской области о том, что Правительство Амурской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судом признаются ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки, в том числе многодетных семей, детей-инвалидов, одиноких родителей, иных категорий граждан, имеющих право на льготы, предоставленные субъектом Российской Федерации, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В статье 8, в частности её пунктах 1.1-1.2 части 2, Закона Амурской области от 07.06.2007 года № 347-ОЗ «О Правительстве Амурской области» определено, что Правительство области осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина без какой-либо дискриминации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09.11.2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подхода, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом термин «организация», используемый для целей определения вопросов местного значения, не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы возможность как произвольного возложения на муниципальное образование публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Понятие «оснащение» необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, дано в подп. 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 34 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории определена как осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно - делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно - строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в числе прочих ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.
В силу пункта 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 4 и пунктом 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83, обязанность обеспечения предоставляемого земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения возложена на орган местного самоуправления.
Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам от 09.09.2013 года № 372, указало, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также осуществление иных полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам заявленных категорий, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В системе действующего правового регулирования органы публичной власти при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, поименованным в ч.ч. 1, 2, 3 ст. 2 Закона Амурской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области», должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Приведенные правовые нормы в их взаимодействии позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые гражданам рассматриваемых категорий, по возможности на момент их предоставления гражданам, либо в течение определенного разумного срока после такого предоставления должны быть обеспечены электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, транспортной инфраструктурой. Иное толкование понятия «оснащения» необходимой инфраструктурой земельных участков и будущих объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках будет противоречить правовым нормам, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом законодательство Российской Федерации не ставит вопрос обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Соответственно, в ситуации объективной невозможности органа местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансов земельные участки объектами необходимой инфраструктуры органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования, суд приходит к выводу, что именно на органах публичной власти лежит обязанность по формированию и включению в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность граждан, а также благоустройству данных земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
В этой связи судом признаются ошибочными, не согласующимися с приведенным законодательством, суждения представителя Правительства Амурской области относительно того, что Правительство Амурской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, с учетом необходимости совершения органами публичной власти действий, предшествующих предоставлению гражданам земельных участков, связанных с формированием и включением в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, требование прокурора города Благовещенска об обязании администрацию города Благовещенска Амурской области, Правительство Амурской области обеспечить строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к сформированным земельным участкам, подлежащим предоставлению в собственность граждан, также подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом приведенного законоположения, поскольку исполнение обязанности по формированию и включению в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам, а также обеспечению строительства объектов инженерной инфраструктуры к сформированным земельным участкам, затрагивают права, свободы и законные интересы граждан, находящихся потенциально в наиболее уязвленном социальном положении и нуждающихся в особой защите со стороны государства и общества, принимая во внимание продолжительный период неисполнения обязательств по обеспечению граждан земельными участками (с 2012 года), суд считает необходимым установить в решении срок для его исполнения, и обязать ответчиков Администрацию города Благовещенска и Правительство Амурской области сформировать и включить в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам, в срок до 01.12.2022 года, а также обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к сформированным земельным участкам в срок до 01.09.2023 года, полагая данные сроки разумными для исполнения.
Доводы стороны административных ответчиков о заведомой неисполнимости требований прокурора города Благовещенска в случае их удовлетворения судом в установленный срок в виду отсутствия в целевом земельном фонде муниципального образования пригодных для предоставления земельных участков подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не являются условием, при котором административные ответчики освобождаются, либо могут быть освобождены от исполнения возложенных на них законом обязанностей. При этом права граждан указанных категорий не могут быть поставлены в зависимость от отсутствия на территории муниципального образования города Благовещенска свободных от прав третьих лиц и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков, в связи с чем такое отсутствие земельных участков не является препятствием для исполнения решения суда, иное бы свидетельство о нарушении прав граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, женщин, родивших (усыновивших) начиная с 01 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, а также мужчин, являющихся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года, гражданин Российской Федерации, являющихся родителем ребенка-инвалида.
Также следует отметить, что при предъявлении достоверных доказательств, объективно исключающих возможность исполнения решения суда в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в соответствии со статьей 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, суд также учитывает, что права иных граждан, поименованных в Законе Амурской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области», которые также вправе рассчитывать на предоставление в собственность земельного участка и были включены в единый сводный список учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, нарушены не будут при условии надлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей по обеспечению данных граждан земельными участками и соблюдения очередности их предоставления, определяемой датой и временем подачи гражданином заявления о постановке на учет.
При этом, суд также отмечает, что, поскольку прокурором города Благовещенска при уточнении исковых требований учтены интересы всех категорий граждан, состоящих на учете с целью бесплатного обеспечения на праве собственности земельным участком в рамках Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ в соответствии с соответствующим списком, в связи с чем при предоставлении земельных участков должны будут соблюдены интересы граждан в соответствии с установленной списком очередностью, суд не усматривает, что права граждан, учтенных в данной очереди в связи с принятием настоящего решения, будут каким-либо образом нарушены или ограничены.
Возражения представителей административных ответчиков о необоснованном обращении прокурора города Благовещенска в интересах неопределенного круга лиц, поскольку такой круг определен списком физических лиц, состоящих на учете с целью бесплатного предоставления в собственность земельного участка в рамках Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ФЗ, об отсутствии доказательств, подтверждающих факт нарушения прав неопределенного круга лиц, либо возникновения реальной угрозы их нарушения, суд признает несостоятельными, поскольку в силу статьи 39 КАС РФ, статьи 2 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-01 "О прокуратуре Российской Федерации", иск прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц, участников публичных правоотношений, а сам по себе факт наличия списка граждан, состоящих на учете с целью бесплатного предоставления в собственность земельного участка в рамках Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ФЗ, отсутствия обращений граждан в связи с непредоставлением в собственность бесплатно земельных участков не свидетельствует о соблюдении объема гарантий бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации рассматриваемых категорий, установленных федеральным и региональным законодательством.
Таким образом, учитывая всю совокупность исследованных по делу обстоятельства, приведенных положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что требования административного истца – прокурора города Благовещенска, действующего в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Благовещенска, Правительству Амурской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора города Благовещенска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Благовещенска Амурской области, Правительства Амурской области, выразившееся в непринятии мер в соответствии с требованиями Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» по формированию и включению в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей; женщине, родившей (усыновившей) начиная с 1 января 2011 года, третьего ребенка или последующих детей, а также мужчине, являющемуся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года; гражданину Российской Федерации, являющемуся родителем ребенка-инвалида, в количестве, достаточном для выполнения процедуры обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка.
Обязать администрацию города Благовещенска Амурской области, Правительство Амурской области сформировать и включить в перечень земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, женщине, родившей (усыновившей) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, а также мужчине, являющемуся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года; гражданину Российской Федерации, являющемуся родителем ребенка-инвалида, земельные участки в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка, в срок не позднее 01.12.2022 года.
Обязать администрацию города Благовещенска Амурской области, Правительство Амурской области в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446 об утверждении государственной программы области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», Методическими рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года № 372, Градостроительным кодексом Российской Федерации обеспечить строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к сформированным земельным участкам, подлежащим предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей; женщине, родившей (усыновившей) начиная с 1 января 2011 года, третьего ребенка или последующих детей, а также мужчине, являющемуся единственным усыновителем третьего или последующих детей, у которых решение суда вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года; гражданину Российской Федерации, являющемуся родителем ребенка-инвалида, в срок до 01.09.2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2022 года.