ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-46/20 от 13.02.2020 Суджанского районного суда (Курская область)

Дело №2а-46/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Суджа 13 февраля 2020 года

Суджанский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи - Заречного А.А.,

при секретаре - Панариной Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Суджанский район» Курской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению договоров аренды и купли-продажи земельных участков в соответствие с положениями действующего законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие администрации МО «Суджанский район» Курской области, в части непринятия мер к перерасчету арендной и выкупной платы по договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и договорам купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также расторжению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ и уточнению его границ. В обоснование указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией района земельного законодательства при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и установлено, что деятельность должностных лиц администрации муниципального образования не обеспечивает соблюдение положений действующего законодательства РФ в указанной сфере правоотношений. В результате анализа договоров аренды земельных участков, заключенных администрацией района за период 2018-2019 гг. установлено, что в нарушение приведенного законодательства размер арендной платы по договорам аренды некоторых земельных участков, заключенных администрацией района с гражданами, имеющими право на получение таких участков на основании п.14 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ, определена на основании решения Представительного Собрания Суджанского района от 05.04.2018 №358 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков, для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района «Суджанский район» Курской области» без учета требований п. 5 ч.3 ст. 39.7 ЗК РФ. На момент проверки дополнительные соглашения о перерасчете арендной платы и приведении ее в соответствие с п. 5 ч.3 ст. 39.7 ЗК РФ не разработаны и не утверждены в отношении вышеуказанных договоров аренды земельных участков, что в свою очередь нарушает права граждан из числа инвалидов на социальную поддержку, предусмотренную ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того в 2018-2019 г.г. администрацией района заключены договора купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов. Цена выкупа земельных участков, в соответствии с договорами, определена на основании постановления администрации Курской области от 27.02.2015 №97-па «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, приобретаемых без проведения торгов». Расчет платы по договорам купли-продажи земельных участков, которые не предоставлялись в аренду, произведен без учета положений п. 4 постановления администрации Курской области от 27.02.2015 №97-па и составляет менее 50 процентов от кадастровой стоимости земельных участков, что в свою очередь снижает доходную часть бюджета муниципального образования «Суджанский район». Кроме того, в нарушение п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ, администрацией района заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при наличии факта пересечения границ указанного участка с другим земельным участком. До настоящего времени администрацией района не принято мер к расторжению указанного договора и уточнению границ предоставленного земельного участка. До настоящего времени указанные нарушения федерального законодательства не устранены, что в свою очередь нарушает права граждан и ограничивает управленческий потенциал органов местного самоуправления. Кроме того, просит обязать администрацию муниципального образования «Суджанский район» Курской области: произвести перерасчет арендной платы в отношении договоров аренды земельных участков приведенных выше и вернуть излишне уплаченную сумму арендателям; произвести перерасчет выкупной платы в отношении вышеуказанных договоров купли-продажи земельных участков приведенных выше, а также принять меры к взысканию недополученных денежных средств в бюджет муниципального образования; расторгнуть договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером .

Представитель административного истца – помощник прокурора Головач Е.С. в судебном заседании поддержала требования, заявленные в административном иске и просила их удовлетворить по основаниям в нем изложенным.

Представитель административного ответчика, администрации муниципального образования «Суджанский район» по доверенности Прохорова Т.В., в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что по договорам аренды, где на стороне арендаторов – лица имеющие льготу по арендной плате, в настоящий момент произведена уступка права требования и обязанностей, в связи с чем администрация не имеет возможности заключить дополнительные соглашения с первоначальными арендателями и возвратить им денежные средства, при этом не отрицала того обстоятельства, что действительно указанные лица не должны были вносить арендную плату, перерасчет которой может быть произведен, однако сам механизм ее возврата арендателям, в настоящий момент администрации района неизвестен. Относительно производства перерасчета выкупной платы в отношении договоров купли-продажи указанных административным истцом, то пояснила, что всем покупателям по данным договорам ранее эти же земельные участки были предоставлены на законном основании, при этом все покупатели являлись собственниками зданий и сооружений, расположенных на данных земельных участках, в связи с чем полагает, что стоимость земельных участков определена в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, пояснила, что все обязательства сторонами по договору от ДД.ММ.ГГГГ в настоящий момент исполнены, в связи с чем расторгнуть его не представляется возможным, однако указала, что действительно границы проданного земельного участка с кадастровым номером пересекают границы иного земельного участка, в связи с чем администрация района в настоящий момент рекомендовала собственникам участка обратиться к кадастровому инженеру для исправления реестровой ошибки.

Выслушав представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с положениями ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с положениями ЗК РФ и целевым назначением.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №540.

Статьей 39.17 ЗК РФ предусмотрен порядок подачи заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.39.7 ЗК РФ).

В соответствии с положениями ст. 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.

П. 5 ч.3 ст. 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.

В судебном заседании установлено, что администрацией <адрес> с гражданами, имеющими право на получение таких участков на основании п.14 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ, были заключены договора аренды земельных участков: от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый ), от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый ), от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый ), от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый ), от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый ), от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый ). Из расчета, следует, что арендная плата определена на основании решения Представительного Собрания Суджанского района от 05.04.2018 №358 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков, для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района «Суджанский район» Курской области», то есть без учета требований п. 5 ч.3 ст. 39.7 ЗК РФ.

Дополнительные соглашения о перерасчете арендной платы и приведении ее в соответствие с п. 5 ч.3 ст. 39.7 ЗК РФ в отношении договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, не разработаны и не утверждены.

Согласно ответа главы администрации Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией района не усмотрено нарушений земельного законодательства при заключении указанных договоров, поскольку по ним в дальнейшем заключены договоры о передаче (уступке) прав и обязанностей лицам, не имеющим льгот при начислении арендной платы.

Однако, договоры о передаче (уступке) прав и обязанностей заключены и зарегистрированы спустя продолжительный период времени, а именно: по договору от ДД.ММ.ГГГГ уступка прав зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ (право пользования гражданином из числа инвалидов составило 37 дней); по договору от ДД.ММ.ГГГГ уступка прав зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ (право пользования гражданином из числа инвалидов составило 119 дней); по договору от ДД.ММ.ГГГГ уступка прав зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ (право пользования гражданином из числа инвалидов составило 173 дня); по договору от ДД.ММ.ГГГГ уступка прав зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ (право пользования гражданином из числа инвалидов составило 389 дней); по договору от ДД.ММ.ГГГГ уступка прав зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ (право пользования гражданином из числа инвалидов составило 41 день); по договору от ДД.ММ.ГГГГ уступка прав зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ (право пользования гражданином из числа инвалидов составило 127 дней).

Таким образом, до заключения договоров о передаче (уступке) прав и обязанностей расчет арендной платы произведен с нарушением положений п. 5 ч.3 ст. 39.7 ЗК РФ. В нарушение приведенных норм федерального законодательства администрацией района до настоящего времени не произведен перерасчет арендной платы за указанные периоды для граждан из числа инвалидов, имеющих право на социальную поддержку, что по мнению суда свидетельствует о бездействии со стороны административного ответчика и является основанием для возложения на последнего обязанности произвести перерасчет арендной платы по вышеуказанным договора аренды земельным участков и возврату излишне уплаченных сумм.

Что же касается требования административного истца относительно производства перерасчета выкупной платы в отношении договоров купли-продажи земельных участков, а также принять меры к взысканию недополученных денежных средств в бюджет муниципального образования, то суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, администрацией Суджанского района без проведения торгов заключены договора купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Цена выкупа земельных участков, в соответствии с вышеуказанными договорами, определена на основании постановления администрации Курской области от 27.02.2015 №97-па «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Курской области, приобретаемых без проведения торгов».

В соответствии с п.п. 4,5 указанного постановления продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, осуществляется по цене, определяемой в размере 50 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, а в случае продажи земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также продажи садового земельного участка гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке, осуществляется по цене, определяемой в размере 10 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Из вышеуказанных договоров купли продажи, следует, что разрешенное использование (назначение) проданных земельных участков по договорам № – для ведения личного подсобного хозяйства, по договору -объекты гаражного назначения, при этом на все вышеуказанных земельных участках расположены здания (сооружения), возведенные в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенные на приобретаемом земельном участке, о чем свидетельствует, то обстоятельство, что все здания стоят на кадастровом учете, имеют кадастровый номер, площадь, их строительство полностью завершено, из чего следует, что земельные участки по данным договорам, ранее были предоставлены покупателям для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального гаражного строительства и покупатели являются собственниками объектов недвижимости расположенных на данных земельных участках, а, следовательно, административный ответчик на законных основаниях произвел расчет стоимости таких участков на основании пункта 5 постановления администрации Курской области от 27.02.2015 №97-па в размере 10 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, при том, что административным истцом доказательств обратного, а именно отсутствия у покупателей ранее предоставленного права на земельный участок, представлено не было.

Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца в данной части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, административным истцом заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации района в части непринятия мер к расторжению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ и уточнению его границ, а также возложении обязанности расторгнуть договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером .

Из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , следует, что граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО1, ФИО2, в нарушение п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, когда границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», был заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером

Административный истец, ссылаясь на то, что административным ответчиком не принято мер к расторжению указанного договора и уточнению границ предоставленного земельного участка, просит признать бездействие незаконным возложив на ответчика обязанность по расторжению договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года

Вместе с тем, на момент обращения покупателей в администрацию о заключении договора купли-продажи, границы земельного участка в соответствии с земельным законодательством установлены не были, в связи с чем у администрации наличествовали основания для отказа в предоставлении земельного участка, в связи с необходимостью требования проведения работ по уточнению границ такого земельного участка, поскольку данное требование закона, исключало предоставление земельного участка, так как в силу указанной нормы подача в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка возможна только после уточнения заинтересованным гражданином или юридическим лицом границ земельного участка, при этом на уполномоченный орган в рассматриваемом случае обязанность проведения кадастровых работ не возложена, а, следовательно, поскольку, административным истцом ставится на разрешение суда несколько иной вопрос, чем признание действий по заключению договора купли-продажи незаконным, и подобного требования не заявлялось, то судом в настоящий момент, оно не может быть разрешено, в связи с чем в этой части в удовлетворении административного иска необходимо отказать, при том, что прокуратура района не лишена возможности оспорить состоявшийся договор в ином порядке, о чем пояснила в судебном заседании и представитель административного истца.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершать конкретные действия (ст.227 КАС РФ).

Исходя из особенностей формирования бюджета муниципального образования «Суджанский район» Курской области, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований, частично.

Руководствуясь ст. ст. 187, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Суджанского района Курской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Суджанский район» Курской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению договоров аренды и купли-продажи земельных участков в соответствие с положениями действующего законодательства, удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации МО «<адрес>» <адрес>, в части непринятия мер к перерасчету арендной платы по договорам аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать администрацию МО «Суджанский район» Курской области в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет арендной платы в отношении договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и вернуть излишне уплаченную сумму арендателям по указанным договорам.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет составлено в день принятия данного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: