ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4703/13-2019 от 22.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 2а-4703/13-2019 г.

46RS0030-01-2019-005965-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2019 года г.Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи: Авериновой А.Д.,

при секретаре: Коршунове А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щеглакова Валерия Викторовича к и.о. начальника государственной жилищной инспекции Курской области Орехову С.Н., государственной жилищной инспекции Курской области, начальнику государственной жилищной инспекции Курской области ФИО11 об оспаривании отказа,

У С Т А Н О В И Л:

Щеглаков В.В. обратился в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к и.о. начальника государственной жилищной инспекции Курской области ФИО6 При этом указав, что он обратился в государственную жилищную инспекцию Курской области с заявлением, в котором указал о нарушениях «УК Курска» в части надлежащего соглашения общего имущества, в том числе крыши, поскольку в месте расположения его квартиры крыша протекла вовнутрь, причинив значительный имущественный вред его собственности. По его обращению инспектором был осуществлен выход по адресу нахождении его квартиры и инспектором государственной жилищной инспекции Курской области произведена проверка, были произведены осмотры состояния поверхности крыши многоквартирного дома и внутриквартирное повреждение последствия причинения вреда в результате протечки внутрь квартиры. Поскольку ранее, несмотря на его обращения, инспектором были допущены нарушения, управляющая компания не была привлечена к ответственности, им ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление на ознакомление с материалами проверки. Данное заявление было подписано и.о. начальника государственной жилищной инспекции Курской области ФИО6 Он по согласованному с инспектором ФИО4 временем и днем прибыл в государственную жилищную инспекцию Курской области для ознакомления с материалами проверки. Однако, его право на ознакомление с использованием собственной техники было нарушено, поскольку инспектором ФИО4 было отказано в ознакомлении указанным способом. Указал, что относиться к малоимущим гражданам, не имеет возможности нанимать адвоката. Кроме того, указал, о том, что ему необоснованно было отказано в предоставлении розетки для подключения ксерокса, несмотря на то, что ему ранее была предоставлено такое право. Считает, что нарушено его право предусмотренное Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Просит признать нарушения в части действий по отказу в предоставлении возможности ознакомления заявленным способом и обязать предоставить уполномоченного государственной жилищной инспекции Курской области предоставить материал проверки для ознакомления.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен инспектор государственной жилищной инспекции Курской области Веселова Н.Н.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена государственная жилищная инспекция Курской области.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник государственной жилищной инспекции курской области ФИО5, государственная жилищная инспекция исключена из числа заинтересованных лиц и привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика.

В судебное заседание административный истец Щеглаков В.В. не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.

Ранее в судебном заседании Щеглаков В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям и просил их удовлетворить. При этом указав, что в назначенное инспектором ФИО4 время он прибыл в государственную жилищную инспекции Курской области для ознакомления с материалами проверки по его обращению. Им было написано заявление на ознакомление с материалами проверки с использованием собственных техсредств. Данное заявление было подписано и.о. начальника государственной жилищной инспекции <адрес>ФИО6 С указанным заявлением он подошел к инспектору ФИО4 Однако, последняя отказала ему в предоставлении материалов проверки для ознакомления с использованием самостоятельных технических средств, мотивировав отсутствием розетки и наличием в материалах проверки сведения о персональных данных представителя управляющей компании. Указал, что при этом ксерокса у него с собой не было. Ксерокс находился в машине, припаркованной возле здания государственной жилищной инспекции Курской области.

Административный ответчик заместитель начальника государственной жилищной инспекции Курской области ФИО6 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом указав, что им было подписано заявление Щеглакова В.В. на ознакомление с материалами проверки по его обращению. Пояснил, что Щеглаков В.В. отказался знакомиться ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен соответствующий акт. При этом ксерокса при нем не было.

Представитель административного ответчика государственной жилищной инспекции Курской области по доверенности Дёмина Е.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку права Щеглакова В.В. нарушены не были, он сам отказался от ознакомления с материалами проверки, о чем был составлен соответствующий акт. Указала о том, что административным истцом не предоставлено доказательств того, что ему было отказано в ознакомлении с материалами проверки. Также по факту проведенной проверки Щеглакову В.В. был дан ответ, им были получены копии акта проверки и копия предписания. При обращении для ознакомления с материалами проверки ксерокс у административного истца отсутствовал. Щеглакову В.В. было предложено иным способом ознакомиться с материалами проверки, однако, от ознакомления с материалами проверки он отказался. Указала, что в материале проверки действительно содержаться персональные данные представителя управляющей компании.

Административный ответчик начальник государственной жилищной инспекции Курской области ФИО5 в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.

В судебное заседание не явился заинтересованное лицо инспектор государственной жилищной инспекции Курской области Веселова Н.Н. О слушании дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела заявлено не было. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ находиться в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно частям 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Частью 3 статьи 5 данного федерального закона установлено, что информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

В силу статьи 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1).

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2). Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).

В силу статьи 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно частям 1 и 3 статьи 8 Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

В пункте 2 статьи 5 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Судом установлено, что по обращению (поименованным заявлением) Щеглакова В.В. должностным лицом государственной жилищной инспекции Курской области ФИО4 была проведена проверка в отношении ООО «УК Курска».

ДД.ММ.ГГГГ Щеглаков В.В. написал заявление об ознакомлении с материалами проверки с помощью ксерокопирования собственным средством- ксероксом, имеющим сертификат.

Установлено, что на приеме у инспектора государственной жилищной инспекции <адрес>ФИО4 ксерокса у Щеглакова В.В. не было, что не отрицалось им в судебном заседании. От ознакомления иным способом с материалами проверки Щеглаков В.В. отказался, что им не отрицалось в судебном заседании.

ДД.ММ.ГГГГ Щеглакову В.В. был вручены копия акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и копия предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Щеглакову В.В. был направлен ответ по факту его обращений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из предоставленных материалов, ФИО5 является начальником государственной жилищной инспекции <адрес>.

ФИО6 назначен на должность государственной гражданской службы <адрес> - заместителя начальника государственной жилищной инспекции <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения -ргл от ДД.ММ.ГГГГ.

На период отсутствия ФИО5 его обязанности исполняет его заместитель ФИО6

Приказом государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден порядок организации работы с обращениями граждан в государственной жилищной инспекции <адрес>.

Согласно п.п.4 п.4 Порядка организации работы с обращениями граждан в государственной жилищной инспекции Курской области гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В силу п. 19 Порядка организации работы с обращениями граждан в государственной жилищной инспекции Курской области ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению начальника госжилинспекции, заместителей начальника инспекции, ответственного исполнителя если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо письменное мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи заявления гражданина. Специалисты госжилинспекции, непосредственно рассматривающие обращение гражданина, обеспечивают предоставление материалов проверки для ознакомления с ними гражданина. После ознакомления гражданина с материалами проверки составляется и (или) приобщается к материалам расписка о том, с какими материалами заявитель ознакомился.

Установлено, что Щеглакову В.В. не было отказано в ознакомлении с материалами проверки, что подтверждено резолюцией заместителя начальника госжилинспекции ФИО6 на его заявлении об ознакомлении с материалами проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ 16.15 час. в предварительное согласованное время визита Щеглаков В.В. отказался ознакомиться с материалами дела по его обращению, копию акта проверки и копию предписания, выданного ООО «УК Курска» по результатам рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ, были выданы Щеглакову В.В. на руки, расписаться в получении указанных документов, Щеглаков В.В. отказался, мотивация-невозможность провести ксерокопирование материалов на свой ксерокс. При ознакомлении с материалами дела ксерокс у Щеглакова В.В. отсутствовал, заявителю было предложено компромиссное решение – сфотографировать материалы дела на мобильный телефон.

Данный акт подписан ведущим консультантом ФИО4, ведущим консультантом ФИО7, зам. начальником отдела инспекторских проверок ФИО8, и.о. начальником инспекции ФИО6

Указанные обстоятельства подтверждены: материалами проверки, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-ргл, приказом государственной жилищной инспекции Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ), а также иными материалами дела.

Утверждение Щеглакова В.В. о том, что ему не было предоставлено место для ознакомления с помощью своего ксерокса, не может быть принято во внимание, поскольку Щеглаковым В.В. не предоставлено доказательств наличия у него ксерокса при обращении для ознакомления с материалами проверки.

Кроме того, опрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании ФИО9 показал, что Щеглаков В.В. отказался от ознакомления с материалами проверки иным способом, о чем был составлен соответствующий акт. Пояснил, что ксерокса при Щеглакове В.В. не было.

Тем более, что Щеглаков В.В. не лишен права на ознакомление с материалами проверки. Так, в ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика ему предлагалось ознакомиться с материалами проверки, в связи с чем, судебное заседание было отложено, однако, Щеглаков В.В. не воспользовался данным правом, в том числе и не получил заверенные копии материалов проверки.

Довод Щеглакова В.В. о том, что должностными лицами государственной жилищной инспекции Курской области ранее ненадлежащим образом проводиться проверка по его обращения, не может быть предметом рассмотрения, поскольку выходит за рамки заявленных требований.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу п.11 ст.226 КАС РФ административным истцом Щеглаковым В.В. не предоставлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Поскольку нарушения прав административного истца не допущено (последний самостоятельно отказался от ознакомления с материалами проверки, ксерокс им предоставлен не был должностному лицу, ответ на его обращение был дан ДД.ММ.ГГГГ), то оснований для удовлетворения требований как о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении с материалами проверки, так и обязании устранить допущенные нарушения, предоставив для ознакомления материал проверки, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Щеглакова Валерия Викторовича к и.о. начальника государственной жилищной инспекции Курской области Орехову С.Н., государственной жилищной инспекции Курской области, начальнику государственной жилищной инспекции Курской области Афонькину И.А. о признании незаконным отказа от 21.05.2019 г. об ознакомлении с материалами проверки заявленным способом и обязании устранить допущенные нарушения, предоставив для ознакомления материал проверки, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: