Дело № 2а-4703/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Прокопьевой К.Е.,
при секретаре Семиволковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности выдачи уведомления о реконструкции,
УСТАНОВИЛ:
К.А.Б. обратился в суд с административным иском к ГУАиГ Администрации города Ижевска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности выдачи уведомления о реконструкции.
Исковые требования мотивированы тем, что 05.03.2019 года К.А.Б. обратился к ответчику с уведомлением №01-07/00960 о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. 14.03.2019 года ответчик уведомил о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка <номер>), мотивируя тем, что согласно проекту планировки территории микрорайона №12 жилого района «Север» в Октябрьском районе, утвержденным постановлением Администрации г. Ижевска от 12.07.2013г. №784, земельный участок с кадастровым номером <номер>, на котором планируется реконструкция индивидуального жилого дома, расположен в зоне размещения объектов социальной сферы (детский сад, начальная школа), следовательно, строительство или реконструкция жилого дома, не соответствует данному проекту планировки. Истец с указанным отказом не согласен, считает его незаконным. Просит признать незаконным Уведомление 14.03.2019г. №202 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с последующей выдачей уведомления о реконструкции (разрешения на реконструкцию) жилого дома по адресу: <адрес> и возложить обязанность устранить в полном объеме нарушения прав истца.
В судебном заседании административный истец К.А.Б. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика К.Т.В. исковые требования не признала.
Заинтересованное лицо К.В.А., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
К.А.Б. (7/8 доли) и К.В.А. (1/8 доли) являются собственниками земельного участка площадью 598 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома и ведение личного подсобного хозяйства, кадастровый <номер>, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 18АБ №813774, 18АБ№813775, 18АБ№813776 от 27.08.2013 года.
К.А.Б. (7/8 доли) и К.В.А. (1/8 доли) являются собственниками объекта незавершенного строительства, назначение: объект незавершенного строительства,, мансарда-этажный, площадь застройки 245,4 кв.м, степень готовности 82%, инв№22501, лит. А, кадастровый <номер>, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 18АБ №813777, 18АБ№813778, 18АБ№813779 от 27.08.2013 года.
17.08.2018 года подготовлен градостроительный план <номер> земельного участка с кадастровым номером 18:26:010259:46 по адресу <адрес>.
05.03.2019 года К.А.Б., К.В.А. обратились в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>.
Уведомлением № 202 от 14.03.2019 года ГУАиГ Администрации г. Ижевска сообщило К.А.Б. и К.В.А. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, кадастровый номер <номер>, по следующим основаниям (ч.10 п.2 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ):
Согласно проекту планировки территории микрорайона №12 жилого района «Север» в Октябрьском районе, утвержденным постановлением Администрации г. Ижевска от 12.07.2013г. №784, земельный участок с кадастровым номером 18:26:010259:46, на котором планируется реконструкция индивидуального жилого дома, расположен в зоне размещения объектов социальной сферы (детский сад, начальная школа), следовательно, строительство или реконструкция жилого дома, не соответствует данному проекту планировки.
Кроме того, ГУАиГ Администрации г. Ижевска уведомило о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам, разрешенного строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительств; по указанному выше адресу по следующим основаниям (п.1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ):
При размещении объекта капитального строительства должны учитываться Градостроительные регламенты, предусматривающие соблюдение действующих строительных, противопожарных, экологических, санитарных и иных норм и правил, требований технических регламентов, а также местных и республиканских нормативов градостроительного проектирования (п. 1 ст. 8 Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными Решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года №344 (в ред.15.08.2018 г.№957-р).
Согласно п.п. 5.3.4 СПЗО-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" (принят Постановлением Госстроя России от 30.12.1999 N 94), для объектов индивидуального жилищного строительства предусмотрены минимальные отступы от границы соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям, которые составляют 3 м.
Указанные выше отступы от границ соседних земельных участков (<адрес>) заявителями не соблюдены.
Согласно Правил землепользования и застройки города Ижевска для объектов индивидуального жилищного строительства установлен максимальный процент застройки - 20%. В данном случае, площадь застройки, указанная в п.3.3.4 Уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства превышает нормативный (36,78 %), что является нарушением градостроительных регламентов.
Противопожарные разрывы между соседними постройками должны приниматься согласно таблице 1 СП 4.13130.2013, утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288, а также согласно правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 года. В данном случае не соблюдены противопожарные разрывы между планируемым к реконструкции объектом капитального строительства и соседними постройками по адресу: <адрес>.
Полагая, что указанное уведомление ГУАиГ Администрации г. Ижевска не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца, К.А.Б. обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом оспаривается уведомление ответчика о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, доведенное до сведения К.А.Б. 14.03.2019 года. С административным исковым заявлением об оспаривании указанного уведомления истец обратился в суд 14.06.2019 г., то есть в пределах установленного законом срока.
ГУАиГ Администрации г. Ижевска в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 года № 121, является структурным подразделением Администрации г. Ижевска, осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования "Город Ижевск" в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.
Согласно пункту 2.7 Положения о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.
Согласно пункту 3.6 Положения о ГУАиГ начальник ГУАиГ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ и его заместители вправе рассматривать вопросы о выдаче уведомлений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу уведомления о соответствии (несоответствии) планируемой реконструкции индивидуального жилого дома административным истцом не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый акт принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из системного толкования указанных положений и положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и нарушение при этом прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Рассматривая вопрос о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, а также о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В силу подпункта 2 пункта 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно уведомления К.А.Б. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства и схеме планировочной организации по ул. В.Сивкова, 319, усматривается, что отступ от границ соседних земельных участков №317 и 321 по ул.В.Сивкова составляет 1 метр. Площадь земельного участка, занятая под объектом капитального строительства составляет 220 кв.м., т.е. процент застройки составляет 36,78%.
Рассматривая основания несоответствия параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам реконструкции объекта капитального строительства, указанные в ГУАиГ в уведомлении №202 от 14.03.2019 года, а именно: несоблюдение минимального отступа от земельных участков – 3 метра, превышение коэффициента плотности застройки – 20%, несоблюдение противопожарных разрывов между планируемым к реконструкции объектом капитального строительства и соседними постройками по адресу: <адрес>, суд приходит к следующим выводам.
Принцип единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием, является одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)).
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Строительство новых объектов, реконструкция должны осуществляться в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 40 ЗК РФ).
Положениями пункта 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, разрешенное использование земельного участка, землевладелец вправе продолжить использование этого участка без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает опасности использования, не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Кроме того, в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Из приведенных правовых норм следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, действующее законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит утверждение или изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории, иной вид разрешенного использования земельного участка.
При этом любая реконструкция или строительство нового объекта недвижимости отличающегося по параметрам от прежнего, то есть изменение такого объекта, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Между тем вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по <адрес> (эксплуатация и обслуживание жилого дома и ведение личного подсобного хозяйства) под индивидуальным жилым домом, был определен до принятия и вступления в силу Правил землепользования и застройки г.Ижевска, утвержденных решением городской думы города Ижевска от 27.11.2007 года №344.
Из материалов дела следует, что существующий жилой дом расположен в границах принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с 2006 года. При этом административный истец не планирует строительство нового индивидуального жилого дома, то есть отличающегося в большую сторону параметрами от существующего индивидуального жилого дома, а намерен осуществить реконструкцию объекта недвижимости, на существующем фундаменте в существующем пятне застройки.
Суд считает, что принятие Правил землепользования и застройки не исключает возможность использования собственниками земельных участков по целевому назначению. Выполнение собственником индивидуального жилого дома реконструкции не противоречит использованию земельного участка в соответствии с его назначением.
Иное означает запрет на сохранение собственниками жилых домов, после принятия правил землепользования и градостроительного регламента.
При этом анализируя вышеприведенные правовые нормы, судебная коллегия отмечает, что реконструкция жилого дома на земельном участке является реализацией установленного для земельного участка разрешенного вида использования – эксплуатация и обслуживание жилого дома и ведение личного подсобного хозяйства. В связи с чем, реконструкцию административным истцом жилого дома на спорном участке следует отнести к правомерному использованию этого земельного участка на основании части 8 статьи 36 ГрК РФ и абзаца 4 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ.
Индивидуальный жилой дом, принадлежащий административному истцу, расположен с отступом от границ земельных участков по <адрес> – 1 метр. Однако в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ГУАиГ административному истцу направляло требование о приведении расположения существующего дома в соответствие с предусмотренным СП30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», а именно о необходимости отступа от границы соседнего земельного участка – 3 метра, а также соблюдения необходимого процента застройки земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска. 27.08.2013 года истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки 245,4 кв.м, степень готовности 82%, инв№22501, лит. А, кадастровый <номер>, расположенный по адресу <адрес>. Собственники соседних земельных участков также не обращались с требованиями о нарушении их прав несоблюдением расстояния от границы жилого дома административного истца до границ их земельных участков.
Из оспариваемого уведомления ГУАиГ усматривается, что размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке недопустимо, поскольку согласно проекту планировки территории микрорайона №12 жилого района «Север» в Октябрьском районе, утвержденным постановлением Администрации г. Ижевска от 12.07.2013г. №784, земельный участок с кадастровым номером 18:26:010259:46, на котором планируется реконструкция индивидуального жилого дома, расположен в зоне размещения объектов социальной сферы (детский сад, начальная школа).
Из градостроительного плана <номер> земельного участка с кадастровым номером 18:26:010259:46 по адресу <адрес>, на котором К.А.Б. планируется реконструкция существующего индивидуального жилого дома, земельный участок расположен в территориальной зоне ЖД1-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой.
Согласно части 10 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска целями выделения зоны многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой (ЖД1-1) являются:
– развитие объектов общественно-делового назначения в сочетании с многоэтажной (подзона ЖД1-1) и малоэтажной (подзона ЖД1-2) жилой застройкой преимущественно в центральной части города и вдоль основных транспортных магистралей;
– развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей «дневного» населения и жителей указанных территорий в соответствующих среде формах; развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Из таблицы 1 (приложение 3 Правил землепользования и застройки города Ижевска) следует, что к основным видам разрешенного использования для зоны ЖД1-1 отнесены: многоквартирные жилые дома до 5 этажей; многоквартирные жилые дома от 5 до 9 этажей; многоквартирные жилые дома от 10 до 17 этажей; гостиницы; общежития; детские дошкольные учреждения (ДДУ); учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования; объекты, рассчитанные на малый проток посетителей (менее 150 кв.м. общей площади); объекты общей площадью от 150 кв.м. до 1000 кв.м.; библиотеки, клубы, детские и взрослые музыкальные, художественные, хореографические школы и студии, дома творчества (исключая ночные заведения); сады, скверы, бульвары; открытые спортивные площадки, теннисные корты, катки и другие аналогичные объекты; амбулаторно-поликлинические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты и пр.
Из таблицы 1 (приложение 3 Правил землепользования и застройки города Ижевска) следует, что к условно разрешенным видам разрешенного использования для зоны ЖД1-1 отнесены: многоквартирные жилые дома от 18 этажей и выше; жилые здания специального назначения (дома для престарелых и семей с инвалидами квартирного типа); ночные клубы, дискотеки, развлекательные центры, боулинг – центры и другие развлекательные объекты; комплексы аттракционов и аквапарки; стадионы, спортивные комплексы, бассейны, крытые катки и иные объекты городского, республиканского и федеральная значения; санаторно-курортные учреждения и пр.
Таким образом, размещение индивидуальных жилых домов не является ни основным, ни условно разрешенным видом использования для зоны ЖД1-земельных участков и объектов капитального строительства.
Вместе с тем, права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, закрепленные в статье 209 ГК РФ, предусмотрены также и в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и в пункте 1 статьи 263 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Из анализа положений статьи 56 ЗК РФ и статьи 280 ГК РФ следует, что ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 - 6 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Системное толкование вышеперечисленных норм права и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации. При этом данное ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, лишь возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и невключение последних в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
Из материалов дела следует, что в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности на основании договора от 29.11.2006 года, каких-либо ограничений его прав не существует. Как указывалось выше, в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 27.08.2013 года обозначено разрешенное использование последнего- «эксплуатация и обслуживание жилого дома и ведение личного подсобного хозяйства».
В связи с чем намерение административного истца осуществить строительство на данном участке объекта индивидуального жилищного строительства не противоречит разрешенному использованию земельного участка.
В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении прав административного истца на принадлежащий ему земельный участок, доказательств тому суду не представлено.
Не содержит указания на наличие таких ограничений прав собственника и Градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно – делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года).
Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска 27 ноября 2007 года № 344, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников в части возведения объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.
В соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 7 Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичные положения закреплены в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ.
Таким образом, разрешенный вид использования земельного участка не противоречит законодательству и основания для направления К.А.Б. уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренные п. 2 ч.10 статьи 51.1 ГрК РФ, также отсутствуют.
Установленное, свидетельствует о том, что действия административного ответчика по выдаче оспариваемого уведомления №202 от 14.03.2019 года К.А.Б., К.В.А. не основано на законе и нарушает права и законные интересы административного истца, как правообладателя земельного участка.
Рассматривая исковые требования в части возложения на ГУАиГ Администрации г.Ижевска обязанности выдать уведомление о реконструкции (разрешения на реконструкцию) жилого дома по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В данном случае суд полагает целесообразным, руководствуясь частью 2 статьи 227 КАС РФ, ограничиться возложением на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения уведомления от 05.03.2019 года.
По мнению суда, возложение на административного ответчика обязанности по выдаче уведомления о соответствии реконструкции приведет к возможности подмены судом функций административного ответчика, поскольку суд не вправе обязывать совершить действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного или муниципального органа и тем самым исполнять его функции. Кроме того, совершить названные действия административный ответчик обязан в силу прямого указания закона после повторного рассмотрения уведомления административного истца.
В связи с изложенным исковые требования в части возложения на ГУАиГ Администрации г.Ижевска обязанности выдать уведомление о реконструкции (разрешения на реконструкцию) жилого дома по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск К.А.Б. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности выдать уведомление о реконструкции удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление № 202 от 14.03.2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительству или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска обеспечить повторное рассмотрение в установленном законом порядке уведомление К.А.Б. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, имеющем кадастровый <номер>, расположенном по адресу <адрес>, без учета тех обстоятельств, которые изложены в уведомлении №202 от 14.03.2019 года.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме принято 29 июля 2019 года.
Председательствующий судья Прокопьева К.Е.