Дело №2а-4704/18РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нальчик 11 декабря 2018 года
Судья Нальчикского городского суда КБР А.В.Маржохов, рассмотрев по правилам упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Кучменова Т.М. и Кучменовой М.И. к Местной администрации г.о. Нальчик о признании решения органа местного самоуправления по признанию жилого помещения нежилым незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Кучменов Т.М. и Кучменова М.И. обратились в Нальчикский городской суд КБР с указанным административным иском к Местной администрации г.о. Нальчик, в котором просят признать отказ Местной администрации г.о. Нальчик на перевод квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, из жилого помещения в нежилое незаконным; возложить на Местную администрацию г.о. Нальчик обязанность выдать разрешение на перевод указанной квартиры из жилого помещения в нежилое.
Административные исковые требования аргументированы следующим.
Административные истцы являются собственниками помещения, расположенного по адресу: КБР, <адрес>.
Кучменов Т.М. и Кучменова М.И. обратились в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением о выдаче разрешения на перевод жилого помещения в нежилое, в чем им было отказано.
Считая данный отказ незаконным, административный истец обратилась в суд.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
От представителя Местной администрации г.о. Нальчик поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором также просит отказать в удовлетворении административного иска за необоснованностью, а также с многочисленными жалобами жильцов многоквартирного жилого дома.
Поскольку судья не счел обязательной явку сторон, а также руководствуясь правилами ч.7 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено по правилам упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, Кучменов Т.М. и Кучменова М.И. являются собственниками помещения общей площадью 56 кв.м., расположенного по адресу: КБР, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном жилом помещении административными истцами произведены работы по переводу в нежилое.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения иска Местной администрации городского округа Нальчик отменить и принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Местной администрации городского округа Нальчик об обязании ФИО1 и ФИО2 привести самовольно реконструированное жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, в прежнее состояние путем восстановления демонтированной части стены жилой комнаты и привести фасад многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в прежнее состояние, отказать.
Между тем порядок перевода жилого помещения в нежилое регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно части 2.1 данной статьи заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Административные истцы обратились в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением о выдаче разрешения перевода жилого помещения в нежилое, однако им было отказано в связи с жалобами жильцов дома и продолжением судебного разбирательства.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа приведен в ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которым относятся: - непредставление определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; - поступление в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 данного Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 данного Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; - представления документов в ненадлежащий орган; - несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещения; - несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Исходя из положений ч. 8 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, уведомление о переводе является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 данной статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 данной статьи документе.
Иные основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое, предусмотренные ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не приведены.
В силу ч.2 ст. 23 ЖК РФ, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно ч.1 ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
ФИО2 и ФИО1 не представлены: план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Помимо этого, учитывая, что квартиры редко оборудованы отдельными выходами на улицу, перевод помещения возможен только посредством проведения работ по перепланировке или реконструкции такого помещения, которые в свою очередь могут повлиять на режим общего имущества в многоквартирном доме (например, прорубание стены, принадлежащей в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, для входа и возведение крыльца влечет за собой уменьшение общего имущества).
Таким образом, в случае если обустройство отдельного доступа в переводимое помещение предполагает использование объекта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо его части, наравне с положениями главы 3 Жилищного кодекса РФ должны применяться часть 3 статьи 36, часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Более того, обустройство отдельного доступа в помещение не должно нарушать права и законные интересы собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, в том числе и в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данное требование следует также из положений части 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 1 и части 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ.
Поскольку закон требует получения согласия каждого сособственника на совершение действий по оборудованию административными истцами отдельного входа в многоквартирный дом в помещение и в отсутствие такого согласия Местная администрация г.о. Нальчик пришла к обоснованному выводу об отказе в положительном решении вопроса.
Такое согласие должно подтверждаться документом установленной формы, а отсутствие указанного документа в силу приведенных законоположений влечет отказ в переводе жилого помещения в статус нежилого.
Между тем от ФИО3, ФИО4 и ФИО5 поступила кассационная жалоба на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ и Определением судьи Верховного Суда КБР Бабугоевой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Местной администрации городского округа Нальчик к ФИО1 и ФИО2 о приведении квартиры в прежнее состояние, встречному иску ФИО1 и ФИО2 к Местной администрации городского округа Нальчик о сохранении квартиры в перепланированном состоянии с кассационной жалобой ФИО3, ФИО4, ФИО5 на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ передано на рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда КБР. Данный факт подтверждает несогласие собственников жилых помещений в МКД по адресу: КБР, <адрес>, на перевод жилого помещения в статус нежилого.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-189 КАС РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО2 и ФИО1 к Местной администрации г.о. Нальчик о признании отказа Местной администрации г.о. Нальчик на перевод квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, из жилого помещения в нежилое незаконным и возложении на Местную администрацию г.о. Нальчик обязанности выдать разрешение на перевод указанной квартиры из жилого помещения в нежилое оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.В.Маржохов
Копия верна:
Судья Нальчикского городского суда А.В.Маржохов