ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4707/15 от 21.10.2015 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-4707/15 21 октября 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга

в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре Азбековой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пантелеева Б.Е. об оспаривании отказа дежурного помощника начальника больницы ФКЛПУ им. Ф.П. Гааза незаконным

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Пантелеев Б.Е. обратился в суд с указанным административным иском.

Заявленные требования обоснованы тем, что Пантелеев Б.Е. является членом общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Санкт-Петербурга (ОНК СПб) созданной на основании федерального закона от 10.06.2008 года «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (ФЗ № 76).

Во время официального посещения, 10.06.2015 года, Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Областная больница имени доктора Ф.П. Гааза Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (ФКЛПУ им. Ф. П. Гааза) расположенного по адресу: <адрес>, им был подан устный запрос на предоставление документации (с целью ознакомления) - «Журнал учета информации о происшествиях» и «Книга учета информации о преступлениях».

Данный запрос был подан, в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (ФЗ № 76).

Административный истец указывает что, в соответствие с подпунктом 2 пункта 1 ст. 5 ФЗ № 76 субъектами общественного контроля являются члены общественных наблюдательных комиссий - «...Общественный контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют:.. . члены общественных наблюдательных комиссий».

Тем не менее, от дежурного помощника начальника больницы (ДПНБ) им. Ф. П. Гааза - Бутременко С. В. - был получен отказ в предоставлении членам ОНК СПб данных документов для ознакомления. Отказ был мотивирован тем, что у членов комиссии, как самостоятельных субъектов общественного контроля (членов ОНК СПб) отсутствует запрос председателя ОНК СПб, что и было зафиксировано в акте о воспрепятствовании осуществлению деятельности членам ОНК СПб. В этом же акте ДПНБ ФКЛПУ им. Ф. П. Гааза С. В. Бутременко подтвердил свою позицию в графе «Предложено расписаться в ознакомлении сотруднику ФКЛПУ им. Ф. П. Гааза», поставив свои: звание, фамилию, подпись и записав - «Отсутствовал запрос (официальный)».

Административный истец считает, в связи с вышеизложенным, что данным отказом ДПНБ ФКЛПУ им. Ф. П. Гааза С. В. Бутременко нарушено его право на получение информации, гарантированное подпунктом 5 пункта 1 ст. 16 ФЗ № 76 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ - «...Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом...», а, также создано препятствие к осуществлению им прав предусмотренных Федеральным законом от 10.06. 2008 года № 76 ФЗ.

Административный истец Пантелеев Б.Е. просит признать действие ДПНБ ФКЛПУ им. Ф. П. Гааза - С. В. Бутременко (отказ в предоставлении документов для ознакомления) являющимся властным волеизъявлением, не облеченным в форму решения, незаконным, обязать сотрудников ФКЛПУ им. Ф. П. Гааза, в частности, ДПНБ ФКЛПУ им. Ф. П. Гааза С. В. Бутременко, предоставлять беспрепятственную возможность членам ОНК СПб знакомится с документами «Журнал учета информации о происшествиях» и «Книга учета информации о преступлениях».

Административный истец Пантелеев Б.Е. в судебное заседание явился, административный иск поддерживает, считает, что как член комиссии имеет право получать запрошенную информацию на основании своего устного запроса. Просит суд учесть, что ранее членам комиссии предоставлялись для ознакомления указанные журналы.

Административный ответчик дежурный помощник начальника больницы ФКЛПУ им. Ф.П. Гааза Бутременко С.В. в судебное заседание явился, иск не признает, суду пояснил, что ранее журналы предоставлялись для ознакомления членам комиссии на основании распоряжения руководителя Учреждения, который вправе рассматривать соответствующие запросы. При этом дежурный помощник по должности подчиняется руководителю и не вправе принимать решение о предоставлении какой-либо информации либо документов. Бутременко С.В. поддерживает позицию представителя ФКЛПУ.

Представитель административного ответчика ФКЛПУ им. Ф.П. Гааза по доверенности Шуткарина Т.П. в судебное заседание явилась, административный иск не признает, суду сообщила, что запрошенные журналы содержат сведения, не предназначенные для неопределенного круга лиц, в них содержатся заявления о преступлениях, явки с повинной и иные заявления, относящиеся к тайне следствия.

Представитель административного ответчика представила суду письменные возражения, в которых указала следующее. Требования заявителя не могут подлежать удовлетворению, поскольку ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В соответствии с приказом Минюста РФ от 11.07.2006 № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и происшествиях» информация, содержащаяся в Книге регистрации сообщений о преступлениях является информацией ограниченного доступа, т.к. в данной Книге подлежат регистрации следующие документы: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. К ним могут относиться процессуальные и иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 20 и ст. 141 - 143 УПК Российской Федерации: заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной. Данные сведения относятся к конфиденциальной информации ограниченного доступа, поскольку становятся данными предварительного расследования, являющиеся тайной следствия. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» относит к сведениям конфиденциального характера сведения, составляющие тайну следствия. В соответствии со ст. 161 УПК РФ данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением, случаев когда данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Также в Книге учета информации о преступлениях и Журнале учета информации о происшествиях могут содержаться персональные данные граждан, в том числе потерпевших, которые также являются данными ограниченного доступа. В соответствии с п. 32 приказа Минюста РФ от 11.07.2006 № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и происшествиях» организация контроля за соблюдением порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и происшествиях возлагается на начальника учреждения или органа УИС. В связи с этим предоставление Журнала регистрации информации о происшествии и Книги регистрации сообщений о преступлениях членам общественных наблюдательных комиссий не предусмотрено ввиду содержания информации ограниченного доступа. При необходимости, по мотивированному запросу, возможно предоставление информации из указанных источников в отношении конкретных лиц. Приказ Минюста России от 28.11.2008 № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий» регламентирует действия администрации при осуществлении деятельности общественных наблюдательных комиссий. В соответствии с п. 11 данного Приказа администрация учреждений УИС: Проводит разъяснительную работу с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными к лишению свободы о целях, задачах и формах деятельности комиссий. На информационных стендах размещает списки членов комиссии с указанием ее почтового адреса. Назначает лиц, обеспечивающих сопровождение и безопасность членов комиссии во время посещения учреждения УИС. Создает возможность для бесед членов комиссии с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, в том числе предоставляет помещения для индивидуальных бесед и принятия жалоб, оснащенные необходимой мебелью, канцелярскими принадлежностями, а также оборудованные кнопкой тревожной сигнализации. Обеспечивает возможность участия членов комиссии в коллективных мероприятиях (вечерах вопросов и ответов, культурно-массовых и спортивных мероприятиях). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» правовое регулирование в области общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, иными федеральными законами, в том числе Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые устанавливают правовые нормы в отношении предоставления общедоступной информации, информации ограниченного доступа. Соответственно, предоставление информации членам общественных наблюдательных комиссий должно быть осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный ответчик считает, что действия дежурного помощника начальника больницы дежурной части отдела безопасности Бутременко С.В. были правомерными, осуществлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные суду доказательства, выслушав участников процесса, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пантелеев Б.Е. является членом общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», общественные наблюдательные комиссии действуют на постоянной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Согласно части 1 статьи 23 УИК РФ, общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ, и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Одной из основных форм деятельности общественной наблюдательной комиссии является рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания (пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ).

Статья 16 указанного Закона предусматривает право членов общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии (пункт 5 части 1). При осуществлении своих полномочий члены общественной наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания. Проведение общественного контроля не должно создавать препятствий осуществлению процессуальных действий (часть 2).

Аналогичные положения установлены статьями 23, 24 УИК РФ.

Таким образом, административный истец как член общественной наблюдательной комиссии был вправе запросить у административного ответчика ФКЛПУ им. Ф.П. Гааза сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Актом от 10.06.2015 года подтверждается, что дежурным помощником начальника больницы Бутременко С.В. членам комиссии ФИО1 и Пантелееву Б.Е. было отказано в ознакомлении с Журналом учета информации о происшествиях и Книгой учета информации о преступлениях.

Суд полагает данный отказ законным и обоснованным.

Согласно п. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Таким образом, осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом, которым, в частности, являются Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии со ст. 8 Закона № 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч. 1).

Суд полагает обоснованными возражения административных ответчиков и считает, что запрос о предоставлении сведений не мог быть устным и не мог быть адресован дежурному помощнику начальника больницы, поскольку последний не наделен правом принятия решения о возможности предоставления тех или иных сведений. По мнению суда, является очевидным, что запрос должен был быть адресован руководителю Учреждения.

При этом обоснованными являются доводы административных ответчиков о том, что запрошенные Журнал учета информации о происшествиях и Книга учета информации о преступлениях не могли быть представлены по запросу членов общественной наблюдательной комиссии.

В соответствии с Инструкцией о приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и происшествиях, утвержденной приказом Минюста РФ от 11.07.2006 года № 250, сообщения о преступлениях регистрируются в Книге регистрации сообщений о преступлениях, а информация о происшествиях - в Журнале регистрации информации о происшествиях.

Книге регистрации сообщений о преступлениях подлежат регистрации следующие документы: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. К ним относятся процессуальные и иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 20 и ст. 141 - 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст. 476 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации); протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной (приложение 3 к ст. 476 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации); рапорт об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст. 476 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Информация о происшествиях - информация, которая требует проверочных действий на наличие признаков преступления и правонарушения или отсутствия таковых и в случае подтверждения подлежит оформлению рапортом об обнаружении признаков преступления, в том числе самоубийства, с последующей регистрацией в Книге регистрации сообщений о преступлениях.

Таким образом, информация, содержащаяся в указанных Книгах, является информацией ограниченного доступа.

Статья 161 УПК Российской Федерации, устанавливая, что данные предварительного расследования не подлежат разглашению (часть первая), позволяет предать их гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, при этом разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается (часть третья); следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем берет у них подписку с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 310 УК Российской Федерации (часть вторая).

Суд полагает, что административный ответчик обоснованно указывает на то, что информация, содержащаяся в Журнале регистрации информации о происшествиях и Книге регистрации сообщений о преступлениях, может быть предоставлена по мотивированному запросу в отношении конкретных лиц.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что у Пантелеева Б.Е. отсутствовало право на ознакомление с Журналом регистрации информации о происшествиях и Книгой регистрации сообщений о преступлениях, в связи с чем, ему было обоснованно отказано в предоставлении данных документов. При этом права Пантелеева Б.Е. как члена общественной наблюдательной комиссии, по мнению суда, нарушены не были, поскольку отказ в предоставлении указанных документов не препятствует осуществлению им полномочий и реализации предусмотренных законом прав члена указанной комиссии.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Пантелеева Б.Е. об оспаривании отказа дежурного помощника начальника больницы ФКЛПУ им. Ф.П. Гааза незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.П. Матусяк