ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4707/2021 от 21.10.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0005-01-2021-006397-06

Дело № 2а-4707/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2021 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего Пепеляевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Овчинникова Степана Алексеевича к Комитету ЗАГС Пермского края, и.о. начальника Архивно-информационного отдела Комитета ЗАГС Пермского края – Шевыриной Светлане Анатольевне о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

Адвокат Овчинников С.А. (административный истец) обратился в суд с административным иском к Комитету ЗАГС Пермского края, и.о. начальника Архивно-информационного отдела Комитета ЗАГС Пермского края – Шевыриной С.А. (административные ответчики) о признании решения незаконным, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что в производстве судебного пристава-исполнителя ФИО9 ОСП по Свердловскому району г.Перми находится исполнительное производство -ИП от 14.09.2018 в отношении Ильченко А.С. Взыскателем по данному исполнительному производству является Бурдина Л.В. Адвокатом Овчинниковым С.А. принято поручение на защиту интересов Бурдиной Л.В. в исполнительном производстве -ИП от 14.09.2018.

01.06.2021 судебным приставом-исполнителем ФИО10 ОСП по Свердловскому району г. Перми направлен запрос в комитет ЗАГС Пермского края с целью получения сведений о смерти, регистрации брака, смене фамилии, имени, отчества, о наличии детей должника Ильченко А.С.

В запросе судебным приставом-исполнителем указано выдать ответ на запрос лично на руки представителю Овчинникову С.А.

Судебным приставом-исполнителем при направлении запроса применена аналогия закона, а именно положения ст. 63 КАС РФ и ст. 57 ГПК РФ, в соответствии с которыми суд выдает обязательной для исполнения запрос, а лицо, в которого находится истребуемое судом доказательство, может направить его непосредственно в суд либо выдать на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Ответ на запрос судебный пристав не получил, выдать ответ адвокату Овчинникову С.А. в Комитете ЗАГС отказались.

24.06.2021 адвокатом Овчинниковым С.А. в соответствии со ст. 6.1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» направлен адвокатский запрос на предоставление сведений о смерти, регистрации брака, смене фамилии, имени, отчества, о наличии детей Ильченко А.С., в запросе указано, что сведения необходимы для осуществления исполнительного производства -ИП от 14.09.2018, а также к запросу приложена копия запроса судебного пристава-исполнителя от 01.06.2021, и доверенность от 22.12.2020 на имя Овчинникова С.А., выданная от Бурдиной Л.В., которым подтверждаются полномочия представителя на получение ответа.

08.07.2021 комитет ЗАГС дал ответ на адвокатский запрос, в котором в получении сведений из ЕГР ЗАГС в отношении должника Ильченко А.С. отказано. Указано, что адвокатская палата Пермского края не входит в перечень органов, имеющих право на получение сведений из государственной регистрации актов гражданского состояния.

Решение Комитета ЗАГС является незаконным, нарушает права административного истца. Адвокат, выступая представителем доверителя, обязан хранить адвокатскую тайну, в которую входят любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, в том числе и сведения о персональных данных иных лиц, полученные в ходе осуществления правовой помощи доверителю. Получение сведений о персональных данных адвокатом, который является представителем взыскателя по исполнительному производству, не нарушает права должника.

Административный истец просит признать решение и.о. начальника Архивно-информационного отдела Комитета ЗАГС Пермского края – Шевыриной Светланы Анатольевны об отказе в предоставлении информации в отношении Ильченко А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., адвокату Овчинникову С.А. незаконным. Обязать Комитет ЗАГС Пермского края предоставить адвокату Овчинникову С.А. сведения о смерти, регистрации брака, смене фамилии, имени, отчестве, о наличии детей Ильченко А.С.

Административный истец адвокат Овчинников С.А. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело без его участия, на требованиях настаивает.

Представители административного ответчика Комитета ЗАГС Пермского края, и.о. начальника Архивно-информационного отдела Комитета ЗАГС Пермского края – Шевыриной С. А. в судебное заседание не явились, направляли письменный отзыв, в котором просят отказать в удовлетворении требований, ввиду отсутствия нарушений со стороны органа ЗАГС.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В силу ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Таким образом, Конституция РФ допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима. Исключение информации, относящейся к персональным данным, которая была запрошена заявителем, из режима свободного доступа соответствует предписаниям ч. 2 ст. 24 Конституции РФ. В противном случае под угрозой оказалось бы гарантированное ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни.

Как следует из материалов дела, 01.06.2021 в Комитет ЗАГС Пермского края поступил запрос судебного пристава-исполнителя ФИО8 об истребовании сведений о регистрации актов гражданского состояния в отношении Ильченко Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В запросе указано о необходимости направления ответа по адресу: <адрес>, ОСП по Свердловскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю. Кроме того, имеется указание, что ответ просят выдать лично на руки представителю взыскателя по доверенности Овчинникову Степану Николаевичу либо Карпову Ивану Дмитриевичу.

09.06.2021 письменный ответ о наличии записей актов о рождении ребенка, а также о заключении брака направлен в адрес Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми.

13.07.2021 судебный пристав-исполнитель ФИО9 направила в Комитет ЗАГС Пермского края, повторный запрос в отношении Ильченко А.С.

Ответ о наличии записей актов гражданского состояния направлен в адрес судебного пристава 30.07.2021.

При этом, 21.06.2021 в Комитет ЗАГС Пермского края поступил запрос от адвоката Овчинникова С.А. в отношении Ильченко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об истребовании сведений о регистрации актов гражданского состояния, а также с требованиями выдачи на руки ответа, направленного в адрес судебного пристава-исполнителя ФИО10, к запросу была приложена доверенность от 22.12.2020 на имя Овчинникова С.А., выданная от Бурдиной Л.В., а также запрос судебного пристава.

25.06.2021 Комитетом ЗАГС Пермского края был дан письменный отказ на выдачу сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в отношении Ильченко А.С.

Адвокат Овчинников С.А просит признать незаконным решение и.о. начальника Архивно-информационного отдела Комитета ЗАГС Пермского края – Шевыриной Светланы Анатольевны об отказе в предоставлении информации в отношении Ильченко А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЭ «Об актах гражданского состояния» по запросам физических лиц органом ЗАГС выдается повторное свидетельство или справка о государственной регистрации акта гражданского состояния:

- лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

- родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

- родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);

- опекунам лиц, признанных недееспособными;

- иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Согласно п. 7 ст. 9 вышеуказанного закона при получении повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, в органе записи актов гражданского состояния необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя, и документы, подтверждающие право на получение документа о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Пунктами 3, 4, 5 приказа, утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации от 19.08.2016 №194, установлен перечень документов, подтверждающих в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, являются свидетельство (справка) о смерти лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния, либо его (ее) нотариально удостоверенные копии, документы, подтверждающие родственные отношения с умершим, либо документы, подтверждающие заинтересованность лица в получении документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении умершего.

Законодательство, регулирующее деятельность адвоката, при истребовании адвокатом сведений из органов записи актов гражданского состояния может применяться только в совокупности со специальным законодательством, регулирующим работу указанных органов.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», оказывая юридическую помощь, адвокат представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Из положений вышеприведенных норм следует, что лишь в случаях, специально предусмотренных федеральным законом, адвокат может действовать на основании ордера на исполнение поручения, выдаваемого соответствующим адвокатским образованием; в иных же случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 6 ст. 6.1 Федерального закона №63-ФЗ в случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Сведения, содержащиеся в документах органов ЗАГС, имеют особый статус.

Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 №143-ФЗ установлено, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой органичен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.

Порядок предоставления сведений органами записи актов гражданского состояния регулируется ст. 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

В соответствии с п. 3 ст. 13.2 Федеральный закон от 15.11.1997 №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

Данная норма содержит закрытый перечень органов, имеющих право на получение сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в который Адвокатская палата Пермского края не входит. Информация, касающаяся регистрации актов гражданского состояния имеет особый правовой режим. Отношения, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, регулируются строго ограниченным перечнем нормативно-правовых актов. Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния по запросу адвоката действующим законодательством не предусмотрено.

Из обстоятельств дела следует, что к адвокатскому запросу от 21.06.2021 была приложена доверенность от Бурдиной Людмилы Викторовны, которая является третьим лицом и никакого отношения к Ильченко А.С. не имеет, таким образом, административный истец не представил предусмотренные действующим законодательством документы для получения соответствующей справки.

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем при направлении запроса применена аналогия закона, а именно положения ст. 63 КАС РФ и ст. 57 ГПК РФ, в соответствии с которыми суд выдает обязательной для исполнения запрос, а лицо, в которого находится истребуемое судом доказательство, может направить его непосредственно в суд либо выдать на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд. Указанные нормы права регулируют административный и гражданский процесс при рассмотрении споров в суде, а не регулируют деятельность судебного пристава, к которому применимы нормы ФЗ «Об органах принудительного исполнения», в связи с чем, в данном случае аналогия закона не применима.

Судом также учитывается, что право административного истца и заинтересованного лица в данном случае не нарушено, ответ ЗАГСом на запрос судебного пристава фактически дан.

Кроме того, 06.10.2021 Прокуратурой Пермского края отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении и.о. начальника архивно-информационного Комитета ЗАГС Пермского края Шевыриной Светланы Анатольевны на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. По тексту определение указано на отсутствие нарушений со стороны ЗАГСа при отказе в выдаче сведений адвокату.

С учетом изложенного, административному истцу Овчинникову С.А. следует отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 173-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Овчинникова Степана Алексеевича к Комитету ЗАГС Пермского края, и.о. начальника Архивно-информационного отдела Комитета ЗАГС Пермского края – Шевыриной Светлане Анатольевне о признании незаконным, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья (подпись) И.С. Пепеляева

Копия верна. Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь: