ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-470/18 от 17.10.2018 Заокского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2018 года п.Заокский Тульской области

Заокский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.Ю.,

при секретаре Ситниковой С.Б.,

рассмотрев в судебном заседании в здании суда административное дело №2а-470/2018 по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, обязании заключить соглашение,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Заокский район Тульской области, выраженного в уведомлении от <данные изъяты> в заключении с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков, обязании заключить соглашение, в обоснование указав, что является собственником земельного участка площадью 516 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>

В целях реализации своего права как собственника земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ в администрацию муниципального образования Заокский район истцом было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка для его перераспределения с земельным участком, находящимся в неразграниченной государственной собственности.

02 июля 2018 года администрация МО Заокский район уведомила ФИО1 об отказе ему в утверждении схемы расположения земельного участка, мотивируя это тем, что согласно п. 4.14 СП 4.13130.2013 Свода правил противопожарной безопасности МЧС России, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах, лесопарках должны быть не менее 50 м., а от границ застройки городских и сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) — не менее 30м. Так как строительство не представляется возможным, то и формирование земельного участка также не допускается.

Истец считает данное решение незаконным, поскольку каких-либо доказательств тому, что при образовании новых земельных участков путем перераспределения будут нарушены принципы земельного законодательства, администрацией не представлено, а образование нового земельного участка не приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца по ордеру адвокат Давыдов В.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Заокский район в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, явка которого не признана обязательной.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как это предусмотрено частью 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, ФИО1, являясь собственником земельного участка общей площадью 516 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> года обратился в администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 356 кв. м и земельного участка, находящегося в его собственности.

Решением администрации муниципального образования Заокский район Тульской области, выраженным в уведомлении от <данные изъяты> ФИО1 отказано в заключении соглашения по основанию: согласно п. 4.14 СП 4.13130.2013 Свода правил противопожарной безопасности МЧС России, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах, лесопарках должны быть не менее 50 м., а от границ застройки городских и сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) — не менее 30м. Так как строительство не представляется возможным, то и формирование земельного участка также не допускается.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.

Согласно п. 2, 3 ст. 39.28, п. 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса;

не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п. 4 ст. 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и

или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п. 19 ст. 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, :рок действия которого не истек;

образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и ели) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, изкоторых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса;

границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;

приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, предусмотренный ст.39.29 ЗК РФ, является исчерпывающим, отказ по иным основаниям не допускается.

Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, непредусмотренный п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, является исчерпывающим, отказ по иным основаниям не допускается.

Вместе с тем, в отказе административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка и перераспределении земельных участков не приведены основания отказа, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 и п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Из заключения кадастрового инженера <данные изъяты>., подготовившего схему расположения земельного участка следует, что находящийся в государственной неразграниченной собственности земельный участок, в отношении которого подано заявление о перераспределении, расположен в границах населенного пункта п. Заокский в границах территориальной зоны Ж1.

Согласно приложению к Правилам землепользования и застройки муниципального образования Демидовское Заокского района в рамках градостроительного зонирования территории муниципального образования вид территориальной зоны Ж1 предназначен для застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного и усадебного типа высотой 1 -3 этажа.

Согласно пп. 5,6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Согласно ст.4 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок может использоваться не только для возведения жилого дома, но и для выращивание сельскохозяйственной продукции.

При таком положении, суд признает незаконным отказ администрации муниципального образования Заокский район Тульской области, выраженный в уведомлении от <данные изъяты><данные изъяты> в заключении с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков.

В целях восстановления нарушенного права ФИО1 надлежит обязать администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области повторно рассмотреть вопрос о заключении с ФИО1 соглашения о перераспределении принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым № <данные изъяты>, площадью 516 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, обязании заключить соглашение, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Заокский район Тульской области, выраженный в уведомлении от <данные изъяты> года <данные изъяты> в заключении с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области повторно рассмотреть вопрос о заключении с ФИО1 соглашения о перераспределении принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, площадью 516 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Заокский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 19 октября 2018 года.

Председательствующий Т.Ю.Семенова