ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-470/19 от 27.02.2019 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-470/2019

УИД 26RS0010-01-2019-000264-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2019 года г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,

при секретаре Булавиной О.С.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя заинтересованного лица - ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» действующей на основании доверенности - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда с использованием средств аудиофиксации административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к заместителю начальника Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору - главному государственному жилищному инспектору Ставропольского края ФИО3, Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору о признании бездействий незаконными, об обязании устранения допущенных нарушений, принятии мер по пресечению и устранению выявленных нарушений, обязании осуществления проверки и контроля за качеством исполнения должностными лицами возложенной на них государственной функции, рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указал, что 28 марта 2018 года он, через информационную систему ГИС ЖКХ, обратился в Управление Ставропольского края по строительству и жилищному надзору с заявлением по вопросу расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, откуда 21 мая 2018 года был получил ответ от заместителя начальника управления — главного жилищного инспектора Ставропольского края ФИО3 о том, что по результатам проверки фактов нарушения начисления оплаты за газ в отношении ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь" вынесено предписание от 17 мая 2018 года №5911 по устранению выявленных нарушений. Срок исполнения предписания - 06 августа 2018 года.

ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь", не выполнив данное предписание, 16 августа 2018 года подало заявление в Арбитражный суд Ставропольского края о признании недействительным его требований, однако в ходе рассмотрения дела А63-15095/2018 Управление Ставропольского края по строительству и жилищному надзору изменило свою позицию, и сняло с контроля предписание от 17 мая 2018 года №5911, в связи с чем 16 октября 2018 года прекращено производство по делу А63-15095/2008 г.

После повторного обращения к ответчику через информационную систему ГИС ЖКХ, так как нарушение начисления оплаты за газ продолжалось, 15 ноября 2018 года был получен ответ от заместителя начальника управления — главного жилищного инспектора Ставропольского края ФИО3, что нарушений в порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь" – не имеется, с чем административный истец не согласен, поскольку это нарушает его права, ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь" в результате неправомерного расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжения создал фиктивную задолженность за коммунальную услугу по газоснабжению и стал начислять пени.

Считает, что главной жилищный инспектор Ставропольского края ФИО3, вначале вынесший предписание от 17 мая 2018 года № 5911 об устранении нарушений, а потом изменившей свою позицию путем снятия предписания с контроля, фактически незаконно бездействует, нарушает его права.

Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06.02.2019 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, в качестве заинтересованного лица - ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь".

В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явился административный ответчик - главной жилищный инспектор Ставропольского края ФИО3, а также представитель административного соответчика - Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив письменные возражения на заявленные требования.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения административного истца и представителя заинтересованного лица, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных не явившихся лиц.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал, указав, что просит признать бездействие административных ответчиков, выразившееся в снятии с контроля предписания № 5911 от 17 мая 2018 года - незаконным; возложить на главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края обязанность устранить допущенные нарушения, принять предусмотренные законодательством Российской Федерации и Административным регламентом меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, осуществить проверку и контроль за качеством исполнения государственной функции ответственными должностными лицами Инспекции в соответствии с Административным регламентом и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ФИО2 возражала против удовлетворения административных исковых требований, в обоснование своей позиции пояснила, что Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору ошибочно вынесло предписание от 17 мая 2018 года № 5911, и в дальнейшем на законных основаниях сняло его с контроля.

Представитель ответчика – Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору - ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В адресованном суду отзыве на иск возражали против удовлетворения административных исковых требований ФИО1 по изложенным в нем основаниям.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом по делу установлено, и из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

28 марта 2018 года он обратился в Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по вопросу расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, предоставленную в жилом помещении <адрес> в связи с чем Управлением была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (распоряжение от 12.04.2018 № 1219).

В ходе проверки установлено, что жилое помещение в многоквартирном <адрес> не оборудовано прибором учета газа, и расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, предоставленную в жилом помещении (квартире) многоквартирного <адрес> за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года осуществлялся с применением норматива потребления коммунального ресурса из расчета двух проживающих лиц.

Однако, за период с 01 января 2018 года по 30 апреля 2018 года данный расчет осуществлялся с применением норматива потребления коммунального ресурса по газоснабжению из расчета трех проживающих лиц.

По результатам проверки должностным лицом Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» был составлен акт проверки от 17 мая 2018 года №1219-01/1, а также выдано предписание №5911 от 17 мая 2018 года об устранении выявленных нарушений в срок до 06.08.2018 в связи с нарушением п.п.90 и 91 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года №549, о чем должностным лицом ФИО3 письменно сообщено ФИО1 21.05.2018.

11.10.2018 года главным государственным жилищным инспектором ФИО3 снято с контроля вышеуказанное предписание №5911 от 17 мая 2018 года, поскольку установлено, что со стороны ФИО1 в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не представлены документы, подтверждающие отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета в жилом помещении в многоквартирном доме ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, перерасчет размера платы за коммунальную услуг по газоснабжению по жилому помещению в многоквартирном <адрес>, в связи с временным отсутствием одного из потребителей за период с 01 января 2018 года по 30 апреля 2018 года, не предусмотрен.

16.10.2018 года определением Арбитражного суда Ставропольского края производство по делу по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору о признании недействительным предписания №5911 от 17 мая 2018 года, - прекращено в связи с отказом от заявленных требований ввиду представления суду решения о снятии предписания с контроля.

22.10.2018 административный истец повторно обратился в Управление по вопросу расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, предоставленную в его квартиру.

14.11.2018 ему дан ответ должностным лицом Управления – ФИО3 о разъяснении мотивов снятия предписания с контроля, разъяснено, что в случае наличия у него акта, подтверждающего отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета газа, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» примет документ, подтверждающий временное отсутствие потребителя по месту регистрации и осуществит перерасчет размера платы за услугу по газоснабжению.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Регулирование отношений, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года №549.

Расчет размера платы за предоставляемую коммунальную услугу по газоснабжению в указанном выше жилом помещении, в связи с отсутствием прибора учета газа, осуществляется исходя из норматива потребления коммунального ресурса, утвержденного Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 87 от 11 марта 2016 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в Ставропольском крае».

Согласно п. 3.1 ч. 3 Приложения № 1 к Приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края №87 от 11 марта 2016 года для приготовления пищи и подогрева воды при газоснабжении природным газом, в многоквартирных и жилых домах, оборудованных газовой плитой и газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) норматив потребления применяется как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении (квартире) на установленный норматив потребления газа, т.е. в рассматриваемом случае - 30,0 куб. м/чел.

16 февраля 2018 года собственник жилого помещения - квартиры № многоквартирного <адрес> ФИО1 обратился в адрес поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» с заявлением об осуществлении перерасчёта размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, в связи с временным отсутствием одного из потребителей, с приложением документов, подтверждающих факт не проживания лица в указанном выше жилом помещении за спорный период.

Так как абонентом ФИО1 к заявлению о произведении перерасчета не было приложено никаких документов, подтверждающих отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета газа в жилом помещении (квартире) № многоквартирного <адрес> края, поставщиком газа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не был произведен абоненту ФИО1 перерасчет размера платы за предоставленную в таком жилом помещении коммунальную услугу соответствующего вида.

В соответствии с требованиями п. 86 Правил № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.

В силу п. 90 Правил № 354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Согласно п. 91 Правил № 354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается, и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами № 354 и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

В силу п. 86 Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.

Однако п. 86 Правил № 354 также предусмотрено, что если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Таким образом, поскольку административным истцом в адрес поставщика газа к заявлению о произведении перерасчета не было приложено никаких документов, подтверждающих отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета газа в его жилом помещении, то в связи с этим ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не был произведен перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу, ввиду чего в ходе судебного разбирательства в Арбитражном суде установлено, что поставщиком газа не были нарушены права ФИО1

Факт того, что вышеуказанные документы не были предоставлены ФИО1 в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», не отрицал в ходе настоящего судебного заседания и сам административный истец, полагая, что он и не обязан их был предоставлять.

При таких обстоятельствах, административным ответчиком ФИО3 правомерно установлено отсутствие законных оснований для продолжения осуществления контроля выданного им ранее в адрес Общества предписания № 5911 от 17.05.2018, а нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность контролирующего органа продолжать осуществление данного контроля в отсутствие к тому правовых оснований.

Иное предполагало бы требовать от поставщика газа исполнить предписание, вынесенное Управлением без учета всех достоверных и объективных данных, необходимых для правильного разрешения обращения ФИО1

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.

Анализируя предписания вышеприведенных законоположений в контексте заявленных требований, суд считает необходимым отметить отсутствие приведенных административным истцом фактов, свидетельствующих о нарушении каких-либо его прав снятием предписания с контроля, в связи с чем утверждение административного истца о нарушении его прав, судом отклоняется.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,227,293 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к заместителю начальника Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору - главному жилищному инспектору Ставропольского края ФИО3, Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору о признании бездействия, выразившегося в снятии с контроля предписания № 5911 от 17 мая 2018 года - незаконным; возложении на главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края обязанности устранить допущенные нарушения, принять предусмотренные законодательством Российской Федерации и Административным регламентом меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, осуществить проверку и контроль за качеством исполнения государственной функции ответственными должностными лицами Инспекции в соответствии с Административным регламентом и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2019 года

Судья Курбанова Ю.В.