ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-470/2021 от 05.05.2021 Судакского городского суда (Республика Крым)

Производство №2а-470/2021

УИД 91RS0021-01-2021-000645-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2021 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Иванова М.Г.,

при секретаре – Игнатюк А.С.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации города Судака Республики Крым, главе администрации г. Судака Республики Крым ФИО3, заинтересованные лица – Судакский городской совет Республики Крым, Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления об отказе в изменении вида разрешенного использования и назначения земельного участка, об обязании выполнить действия по принятию решения об изменении либо об отказе в изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка, -

УСТАНОВИЛ:

09 апреля 2021 года ФИО4, в лице представителя по доверенности ФИО1, обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Судака Республики Крым, главе администрации города Судака Республики Крым ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления администрации г. Судака Республики Крым от 25 марта 2021 года №384 «Об отказе в изменении вида разрешенного использования и назначения земельного участка с кадастровым , находящегося в аренде у ФИО2»; об обязании администрации города Судака Республики Крым выполнить действия по принятию решения об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка либо решения об отказе в изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка, в установленном п. 3.4 Административного регламента муниципального услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка для земельных участков, которые предоставлены в аренду без аукциона», утвержденным постановлением администрации муниципального образования городской округ Судак №66 от 28 января 2020 года, порядке по заявлению ФИО2 об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования указанного земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, с ведения огородничества на ведение садоводства от 27 июля 2020 года по имеющимся документам, принятых (поступивших) администрацией города Судака Республики Крым в период с 27.07.2020 года по 25.09.2020 года в течение 6 дней с момента вступления решения суда в законную силу, о взыскании судебных расходов.

Административные исковые требования мотивированы тем, что согласно договору аренду земельного участка №693 от 20 августа 2018 года администрация г. Судака предоставила ФИО2 на праве аренды для ведения огородничества земельный участок площадью 391 кв.м. из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подала заявление об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования указанного земельного участка с ведение огородничества на ведение садоводства. 25 марта 2021 года администрацией г. Судака Республики Крым было принято постановление №384 об отказе в изменении вида разрешенного использования и назначения земельного участка с кадастровым , находящегося в аренде у ФИО2 Административный истец считает постановление незаконным и необоснованным, указывает о нарушении администрацией г. Судака процедуры принятия решения, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным иском.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обеспечила явку в суд своего представителя ФИО1, который в судебном заседании доводы административного иска поддержал, просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации г.Судака Республики Крым Клешня А.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направила заявление об отложении судебного заседания.

Административный ответчик – глава администрации г. Судака ФИО3, представители заинтересованных лиц – Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, Судакского городского совета Республики Крым в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, их явка не была признана судом обязательной.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что договором аренды земельного участка №693 от 20 августа 2018 года администрацией города Судака Республики Крым предоставлен во временное владение и пользование ФИО2 для ведения огородничества земельный участок, площадью 391 кв.м., из земель находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества, код 13.1, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, договор аренды заключен сроком до 16 декабря 2053 года, зарегистрирован в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру 19 сентября 2018 года (л.д.5-12).

27 июля 2020 года ФИО2 обратилась в администрацию г. Судака Республики Крым с заявлением об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , площадью 391 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с «ведение огородничества» на «ведение садоводства» (л.д.13).

15 октября 2020 года письмом администрации г. Судака за исх. №Н-964/17 ФИО2 сообщено, что в ходе рассмотрения заявления и приложенных документов возникла необходимость в проведени проверки в отношении земельного участка с кадастровым на наличие/отсутствие объектов капитального строительства и/или частичного расположения таких объектов в границах арендуемого земельного участка, который предоставлен во временное владение и пользование для ведения огородничества, также сообщено, что ФИО2 будет уведомлена о результатах проведенной работы в соответствии с процедурой предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов» (л.д.18).

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2021 года, вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие администрации города Судака Республики Крым по не рассмотрению в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации муниципального образования городской округ Судак №66 от 28 января 2020 года, заявления ФИО2 об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , площадью 391 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с «ведение огородничества» на «ведение садоводства» от 27 июля 2020 года; также на администрацию города Судака Республики Крым возложена обязанность рассмотреть в установленном Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации муниципального образования городской округ Судак №66 от 28 января 2020 года, порядке заявление ФИО2 об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , площадью 391 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с «ведение огородничества» на «ведение садоводства» от 27 июля 2020 года в течение двадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.19-23).

25 марта 2021 года администрацией г. Судака Республики Крым принято постановление №384, которым в изменении вида разрешенного использования «ведение огородничества, код 13.1» земельного участка с кадастровым , общей площадью 391 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на вид разрешенного использования «введение садоводства, код 13.2», в связи с поступлением уведомления о выявлении самовольной постройки на указанном земельном участке.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412:

вид разрешенного использования «ведение огородничества», код 13.1, предусматривает использование земельного участка для осуществления отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

вид разрешенного использования «ведение садоводства», код 13.2, предусматривает осуществление на земельном участке отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение на земельном участке для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

В соответствии с градостроительным обоснованием по смене разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде по договору №693 от 20.08.2018 года, расположенного по адресу: <адрес>, согласно карты градостроительного зонирования ПЗЗ территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», на земельном участке с кадастровым , частично расположен объекты капитального строительства – жилой дом, общей площадью 111 кв.м., назначение жилое, который на кадастровом учете не стоит, не является ранее учтенным, расположен в пределах объектов недвижимости с кадастровыми и (л.д.14-17)

На основании ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Исходя из изложенного, на земельном участке с видом разрешенного использования «ведение огородничества», не предназначенном для строительства, расположен жилой дом с нарушением правил целевого назначения земли.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

Согласно п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Суд отмечает, что земельный участок был предоставлен административному истцу для конкретной деятельности – для ведения огородничества.

Пунктом 1.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования городской округ Судак №66 от 28 января 2020 года (далее – административный регламент №66), установлено, что данный административный регламент разработан в целях повышения качества и доступности предоставления указанной муниципальной услуги и определения порядка и стандарта ее предоставления, а также порядок осуществления контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) ответственных должностных лиц за предоставление муниципальной услуги.

В соответствии с п. 2.5 административного регламента №66 срок предоставления данной муниципальной услуги составляет не более 60 дней со дня поступления заявления в администрацию, из них:

десять дней для назначения публичных слушаний или общественных обсуждений и направления сообщения о проведении публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросу об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования правообладателям смежных земельных участков, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается изменение цели предоставления и вида разрешенного использования;

не более одного месяца со дня оповещения жителей города о проведении публичных слушаний или общественных обсуждений до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений;

в течение пятнадцати дней со дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (далее – Комиссия) готовит рекомендации по вопросу об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка и направляет их Главе администрации г. Судака;

не более трех дней со дня поступления рекомендаций Комиссии, для принятия Главой адмнистрации г. Судака решения в виде постановления об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования или об отказе в изменении цели предоставления и вида разрешенного использования;

два дня со дня принятия постановления об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка (постановления об отказе в предоставлении муниципальной услуги) для его выдачи или направления заявителю по адресу, указанному в заявлении либо через многофункциональный центр.

Согласно п. 2.4.1.2 административного регламента №66 итоговым результатом предоставления муниципальной услуги является постановление об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов либо постановление об отказе в изменении цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов.

Исходя из изложенных норм, заключение о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений, подготовленное Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, носит рекомендательный характер и не является обязательным при принятии окончательного решения.

Само по себе нарушение срока рассмотрения заявления ФИО2 администрацией г. Судака Республики Крым не является достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого решения и не влечет его незаконность с учетом соблюдения в целом процедуры принятия решения.

Рассматривая требование о возложении на административного ответчика обязанности выполнить действия по принятию решения об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка либо решения об отказе в изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка, в установленном п. 3.4 Административного регламента муниципального услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка для земельных участков, которые предоставлены в аренду без аукциона», утвержденным постановлением администрации муниципального образования городской округ Судак №66 от 28 января 2020 года, порядке по заявлению ФИО2 об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования указанного земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, с ведения огородничества на ведение садоводства от 27 июля 2020 года по имеющимся документам, принятых (поступивших) администрацией города Судака Республики Крым в период с 27.07.2020 года по 25.09.2020 года в течение 6 дней с момента вступления решения суда в законную силу, суд отмечает следующее.

Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в той связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Поскольку вопрос об изменении цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов, относится к исключительной компетенции администрации города Судака Республики Крым, суд не имеет полномочий возлагать на административного ответчика обязанность по принятию решения.

Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Поскольку в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказано, то и судебные расходы взысканию с административного ответчика не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО2 к администрации города Судака Республики Крым, главе администрации г. Судака Республики Крым ФИО3, заинтересованные лица – Судакский городской совет Республики Крым, Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления администрации г. Судака Республики Крым №384 от 25 марта 2021 года «Об отказе в изменении вида разрешенного использования и назначения земельного участка с кадастровым , находящегося в аренде у ФИО2», об обязании выполнить действия по принятию решения об изменении либо об отказе в изменении цели предоставления и вида разрешенного использования земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 14 мая 2021 года.

Председательствующий – судья М.Г. Иванов