54RS0010-01-2020-006844-61 Дело № 2а-4716/2020 | ||||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||||
06 октября 2020 года
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи С.Л. Малахова,
при секретаре Е.А.Кириченко
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 хх об оспаривании решения государственного органа,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, просит признать уведомление МИФНС №15 от 26.09.2019 №87520370, незаконным и подлежащим отмене, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в связи с нарушением прав и законных интересов истца расчетом уплаты земельного налога по налоговой ставке 1,5 процента.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд своего представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, который в судебном заседании заявленные исковые требования подержал, дал соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика МИФНС №15 ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дала соответствующие пояснения.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований при этом исходя из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судебным разбирательством установлено, и сторонами судебного разбирательства не оспаривалось, что ФИО1 является плательщиком земельного налога, состоит на учете в МИФНС №15.
ФИО1 в период с 05.04.2012 по 03.12.2013 зарегистрировано право собственности в отношении 65 земельных участков с видом разрешенного использования: «для дачного строительства», расположенных в границах ДНП «Содружество» Кубовинского сельсовета Новосибирского муниципального района Новосибирской области.
МИФНС №15 по Новосибирской области ФИО1 произведены расчеты земельного налога за 2016 и 2017 г.г., исходя из ставки 0,3%. Обязанность по уплате налога ФИО1 не исполнил, доказательств иного материалы дела не содержат.
Произведя перерасчет в соответствие с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ, МИФНС №15 направило ФИО1 налоговое уведомление от 26.09.2019 №87520370 о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №61891468, 69849730, 49878552 за 2016-2019 г.г. на общую сумму 754270 рублей, рассчитанного, исходя из налоговой ставки 1,50 %.
Не согласившись с расчетом, ФИО1 обратился в вышестоящий налоговый орган с жалобой, в которой выразил несогласие с применением налоговой ставки 1,50 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Решением УФНС по Новосибирской области от 15.06.2020 №393 жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с перерасчетом земельного налога по ставке 1,50 %, полагая, что расчет налога должен быть произведен по ставке 0,3 %, в связи с недоказанностью обстоятельств, на которые ссылается административный ответчик при расчете земельного налога, исходя из ставки 1,50 % - а именно использование ФИО1 земельных участков для предпринимательской деятельности, административный истец обратился в суд с данным иском.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 названного кодекса должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам и сборам.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно ставки земельного налога, утвержденного Решением Совета депутатов Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 17.10.2019 N 5 "Об определении налоговых ставок, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области" земли – относящиеся к категории: не используемые в предпринимательской деятельности, приобретенные (предоставленные) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельные участки общего назначения, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" облагаются налогом по ставке 0,3%; прочие земельные участки – по ставке 1,5 %.
Аналогичные ставки применялись с 2016-2018 г.г. (решение Совета депутатов Кубовинского сельсовета от 10.11.2016 N 4; от 14.11.2017 N 5; от 22 ноября 2018 г. N 6).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действующим на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение) (статья 1).
В силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" пониженная ставка земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, устанавливается для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного и дачного хозяйства (строительства) или садоводства и огородничества, а не в целях извлечения прибыли.
Поскольку налоговая ставка 0,3 процентов по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182).
При начислении ФИО1 земельного налога за 2016-2018 г.г. по налоговой ставке 1,5 % МИФНС №15 исходило из следующих обстоятельств: налоговым органом установлено, что согласно выпискам из ЕГРН, ФИО1 в период с 2012 по 2018 г.г. продано 37 участков из 65, находящихся в ДНП «Содружество» и принадлежащих ему на праве собственности; из ответа № 323 от 29.04.2020 на запрос налогового органа в Кубовинский сельсовет (исх. №13-04/006946@ от 30.03.2020) следует, что земельные участки, расположенные в ДНП «Содружество» не используются для сельскохозяйственного производства, в ДНП «Содружество» имеются линии электропередач, газопровод, щебеночные дороги. Земельные участки размежеваны и состоят на кадастровом учете.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ перерасчет ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Кодекса. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым пункта 2.1 статьи 52 Кодекса, в отношении налога не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм налога.
Доказательств уплаты сумм налога ранее исчисленного по ставке 0,3% за налоговый период 2016-2017 г.г., как уже казано выше, административным истцом суду не представлено, следовательно, положения Кодекса о недопустимости перерасчета в большую сторону ранее уплаченного налога в рассматриваемом случае не применимы.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Исходя из данного принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Суд, оценив представленные административным ответчиком в материалы дела доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что земельные участки, по которым произведен перерасчет земельного налога, налогоплательщиком по целевому назначению не использовались (не использовались для возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Доказательств обратного, отвечающих принципам относимости и допустимости, установленных статьями 59, 60, 61 названного Кодекса (фотографий, пояснений свидетелей и т.д.), вопреки требованиям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным истцом, на которого возложена, как указано выше, обязанность доказать применения к нему льготной ставки 0, 3% суду не представлено.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что использование административным истцом земельных участков относится к предпринимательской деятельности и исключает возможность применения к ним пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента, вследствие чего, полагает применение Инспекцией при перерасчете (доначислении) налога по ставке 1,5 % законным, обоснованным и соответствующим вышеприведенным нормам действующего законодательства в их совокупности.
Срок для обращения в суд с данным иском административным истцом не пропущен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск ФИО1 хх – оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2020 года
Судья С.Л.Малахов