РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2016 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Воронцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-4716/16 по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 2 009 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 290А. <адрес> испрашиваемого участка уточнена до 1 000 кв. м.
В связи с длительным не рассмотрением заявления, она обратилась в суд. Решением Ленинского районного суда города Самары от 15.10.2015 года, вступившим в законную силу, бездействие Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, выразившееся в не принятии решении по вопросу об утверждении схемы расположении испрашиваемого земельного участка, признано незаконным. На Департамент возложена обязанность принять решение по заявлению.
02.12.2015 года Департамент направил в её адрес заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в связи с чем, образование земельного участка в соответствии с пп.4.п.3, ст.11.3 Земельного кодекса РФ возможно после утверждения соответствующего проекта межевания территории.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 15.07.2016 года признан незаконным отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 02.12.2015 года. На Департамент возложена обязанность рассмотреть заявление от 10.11.2014 года о предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка.
17.08.2016 года Департамент направил в её адрес заключение №СП-9/1081-4-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, поскольку, испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. По мнению Департамента в таком случае образование и последующее предоставление земельного участка возможно после подготовки и утверждения соответствующего проекта межевания территории. Также указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зон охраны памятников истории и культуры, в связи с чем, не может использоваться под садоводство п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ.
По её мнению, данное заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является незаконным и нарушающим её права. Так, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является этапом формирования земельного участка, при этом, согласно части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию без нарушения прав иных лиц. Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, он имеет четырёхугольную форму и не нарушает прав третьих лиц. Соответственно указание Департамента на то, что данный земельный участок расположен в границах зон охраны памятников истории и культуры, в связи с чем, не может использоваться под садоводство, не состоятельно, поскольку, в соответствии с градостроительным регламентом зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности «А» существуют только ограничения в размещении зданий по высоте. Других ограничений не имеется.
Указание Департамента на то, что образование и последующее предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только после подготовки и утверждения соответствующего проекта межевании территории также несостоятельно, поскольку, суд по ранее рассмотренному делу установил его несоответствие положениям действующего законодательства.
В обоснование своей позиции Департамент не представил доказательств тому, что испрашиваемый участок находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В силу положений ст.41 Градостроительного кодекса РФ элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
Так, согласно карте градостроительного зонирования, испрашиваемый земельный участок не входит в границы элемента планировочной структуры, поскольку, с трёх сторон граничит с земельными участками, поставленными на кадастровый учёт, четвертая сторона выходит на незастроенный участок земли вплоть до водоёма.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным отказ Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, выразившийся в письменном заключении о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара утвердить схему расположения на кадастровой плане территории план границ земельного участка по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> армии, участок 3290А, для садоводства.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 2 009 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 290А. <адрес> испрашиваемого участка уточнена до 1 000 кв. м.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано незаконным бездействие Департамента градостроительства, выразившееся в непринятии решения по вопросу об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2009 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 290А, по заявлению ФИО1 На Департамент возложена обязанность принять решение по вопросу об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2009 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 290А, по заявлению ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о. Самара направил в адрес ФИО1 заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с тем, что в силу полпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, при этом проект межевания территории не подготовлен и не утверждён. Также в заключении имеется ссылка на то, что максимальный размер земельного участка в соответствии со статьей 1 Закона Самарской области «О земле» составляет 0,1 га.
Не согласившись с указанным отказом, ФИО1 обратилась в суд.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 19.05.2016 года по делу №а-1198/2016 административный иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворён. Отказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, выразившийся в письменном заключении о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 290А, признан незаконным. На Департамент градостроительства возложена обязанность возвратиться к рассмотрению заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 290А.
Установлено, что заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено повторно. По результатам его рассмотрения на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/1081-4-1.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления г.о в отношении земельных участков, расположенных на территории г.о.
В соответствии с подпунктами 4,5 пункта 1 постановления Администрации г.о. Самара от 10.05.2016 года №563 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара» руководитель Департамента градостроительства наделён полномочиями по организации принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Установлено, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ст.43 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка приведёт к нарушению положений действующего законодательства.
В соответствии с частью 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населённых пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учётом требований охраны памятников истории и культуры.
Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» испрашиваемый земельный участок находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности «А» объекту культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Комплекс дачи Головкина».
В соответствии с градостроительным регламентом зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности «А» постановления Правительства Самарской области от 20.12.2012 года №784 к видам разрешённого использования земельных участков, объектов капитального строительства и иных объектов, находящихся над и под поверхностью земельных участков относятся: строительство зданий, строений, сооружений с соблюдением ограничения по высоте, установленного для этой зоны; размещение объектов, необходимых для обслуживания зданий, строений, сооружений зоны; проведение научных исследований, в том числе археологических.
Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Учитывая изложенное, формирование (образование) испрашиваемого земельного участка в целях садоводства на данной территории противоречит требованиям законодательства.
Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Статьёй 39.14 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Исходя из положений статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможно после образования такого земельного участка в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утверждённый в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; проектная документация лесных участков; утверждённая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.
Исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, образование и последующее предоставление земельного участка площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 290А, по заявлению ФИО1, возможно после подготовки и утверждения соответствующего проекта межевания территории.
Действия Департамента градостроительства г.о. Самара по подготовке оспариваемого заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, совершено уполномоченным органом в рамках его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства, соответственно правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения на кадастровом плане территории план границ земельного участка по заявлению ФИО1 от 11.10.2014 года о предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого ею земельного участка не имеется.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка является законным, в связи с чем, заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению.
Довод административного истца о том, что Департамент градостроительства не представил доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, является несостоятельным и опровергается доказательствами, представленными в материалы дела. Так, на основании обращения представителя собственника помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> представленных документов, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №РД-31 Департамент градостроительства г.о. Самара утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, занимаемого многоквартирным домом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья