ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4719/2017 от 23.10.2017 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-4719/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи 23 октября 2017 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Бочковской Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости обратился ФИО1, мотивировав свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит помещение с кадастровым номером , назначение: жилое, общей площадью 498,2 кв.м., этаж: технический, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно данным технического паспорта указанное помещение расположено на техническом этаже, назначение – техническое помещение. ФИО1 планировал использовать помещение в качестве нежилого и образовать в нем машино-места, в связи с чем, обратился в ООО «Проектно-изыскательская компания». Однако в подготовке технического плана ему было отказано, поскольку расположение машино-мест в жилых помещениях не предусмотрено. Административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в котором просил изменить назначение помещения с жилого на нежилое. 14.06.2017г. государственный кадастровый учет был приостановлен, а ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Основанием к отказу послужило непредставление заявителем документа, подтверждающего изменение назначения помещения. ФИО1 считает указанный отказ незаконным и просит суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Центральный отдел г. Сочи произвести государственный кадастровый учет изменений помещения, назначение: нежилое, общей площадью 498,2 кв.м., этаж: технический этаж, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером на основании судебного акта, как основного документа, без истребования дополнительных документов, в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации, а также технического паспорта, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, причину своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, причину своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 на основании решения Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. и определения Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. на праве собственности принадлежит помещение , 2 с кадастровым номером , назначение: жилое, общей площадью 498,2 кв.м., этаж: технический, расположенное по адресу: г. Сочи, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 17).

Из административного иска ФИО1 следует, что он имел намерение использовать помещение в качестве нежилого и образовать в нем машино-места, в связи с чем, обратился в ООО «Проектно-изыскательская компания», однако в подготовке технического плана ему отказано, поскольку расположение машино-мест в жилых помещениях действующим законодательством не предусмотрено.

Административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в котором просил изменить назначение помещения с «жилого» на «нежилое».

Уведомлением от 14.06.2017г. административный истец поставлен в известность о том, что осуществление государственного кадастрового учета приостановлено на срок до 14.09.2017г. в связи с непредставлением заявителем документа, подтверждающего изменение назначения помещения (л.д. 10-13).

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.09.2017г. в учете изменений объекта недвижимости административному истцу отказано в связи с отсутствием документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения объекта недвижимости (л.д. 14-16).

По правилам ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, суд учитывает положения ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которых, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости было вынесено Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 18.09.2017г., а дата обращения ФИО1 с рассматриваемым административным исковым заявлением – 21.09.2017г., суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями не пропущен.

При этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Согласно ч.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч.2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п.2 ч.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу ч.1 ст.22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Порядок перевода помещения из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) установлен ч.2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 20.08.2012г. № 1756.

По смыслу ч.ч. 4-5, 9 ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации к документам, подтверждающим изменение назначение помещения, относятся: решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое, в случае, если реконструкция объекта не производилась; уведомление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, в случае, если для использования помещения в качестве нежилого не требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки, а также иных работ; акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или), в случае, если для использования помещения в качестве нежилого не требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки, а также иных работ.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, ФИО1 при обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости не представил соответствующего документа, подтверждающего изменение назначения объекта недвижимости.

Определением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. внесены исправления в решение Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу по иску администрации г. Сочи к ФИО1 о сносе самовольно возведенного строения в части исчисления этажности и общей площади жилого дома литер А, а именно за ФИО1 признано право собственности на пятиэтажный жилой дом, в том числе, с одним техническим этажом, литер А, А1, общей площадью 3 407,5 кв.м, в том числе жилой - 2 676,9 кв.м. и площадью технического этажа литер А1, равной 498,2 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1 600 кв.м. по <адрес> в Центральном районе г. Сочи.

Таким образом, поскольку помещение находится на техническом этаже и его использование в качестве жилого помещения не представляется возможным, ФИО1 полагает, что спорный объект недвижимости фактически является нежилым помещением, в связи с чем, отказ в осуществлении учета изменений является незаконным и необоснованным.

Однако, как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта, помещение назначение: жилое, расположенное на техническом этаже <адрес> в Центральном районе г. Сочи было поставлено на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ., т.е. после вынесения определения Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-23).

Право собственности за ФИО1 на указанное помещение было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. за .

Таким образом, административный истец, зная о том, что помещение расположено на техническом этаже и фактически является нежилым, зарегистрировал спорное помещение с назначением: жилое.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Однако определение Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. не может быть признано судом в качестве доказательства надлежащего изменения назначения объекта недвижимости и основания для государственного учета изменения объекта недвижимости, поскольку не содержит в себе сведений о переводе помещения из «жилого» в «нежилое».

При данных обстоятельствах, учитывая, что ФИО1 не представлено надлежащего документа, подтверждающего изменение назначения объекта недвижимости, суд отказывает в удовлетворении требований.

Также суд находит возможным разъяснить административному истцу его право обратиться в орган местного самоуправления для предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое помещение».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - отказать.

В соответствии со ст.177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мотивированное решение суда изготовлено 27 октября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий: Е.М. Вергунова