ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-471/202131МА от 31.03.2021 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2а-471/2021 31 марта 2021 года

49RS0001-01-2020-003214-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Садыковой А.Б.

в присутствии: представителя административного истца – ФИО1, действующей на основании доверенности № 0803/29/14-19 от 05.12.2019, имеющей юридическое образование

в отсутствие: представителя административного ответчика и заинтересованных лиц

рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании в городе Магадане 31 марта 2021 года административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Ростелеком» в лице Магаданского филиала ПАО «Ростелеком» к Государственной инспекции труда в Магаданской области о признании незаконным и отмене предписания № 49/7-350-20-ОБ/12-1773-И/2019-1 от 15.07.2020,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Ростелеком» обратилось в Магаданский городской суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что 15.07.2020 административным ответчиком в отношении ПАО «Ростелеком» вынесено предписание № 49/7-350-20-ОБ/12-1773-И/2019-1 об устранении выявленных нарушений.

Согласно данному предписанию, на административного истца возложена обязанность в соответствии с ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации работникам М., Ш., Г. установить режим рабочего времени в части определения чередования рабочих и выходных дней, начала и окончания рабочего дня (смены), ежедневной продолжительности рабочего дня (смены), в срок до 25.08.2020.

Считает, что указанное предписание является незаконным, противоречит п.2 ст. 100, ст. 105 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 3 и п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени работников связи, имеющих особый характер работы, утв. приказом Минсвязи РФ от 08.09.2003 № 112, Коллективному договору ПАО «Ростелеком» на 2019-2021 г.г., Положению об оплате труда работников Макрорегионального филиала «Дальний Восток» ПАО «Ростелеком», утв. приказом от 07.06.2018 № 08/01/437-18.

При этом 17.02.2020 между ПАО «Ростелеком» и работниками М., Ш., Г. заключены соглашения об изменении трудовых договоров, согласно которым работникам с 01.03.2020 устанавливается суммированный учет рабочего времени, нормированный рабочий день, а также устанавливается рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику.

Полагает, что указанные в соглашениях формулировки об установлении суммированного рабочего времени не противоречат нормам действующего трудового законодательства и локально-нормативным актам ПАО «Ростелеком».

Административным ответчиком не принято во внимание, что 06.05.2020 М. переведен на должность ведущего инженера электросвязи МЦТЭТ ЛТЦ Хасынского района, с установлением 40-часовой пятидневной рабочей недели; трудовой договор с Г. расторгнут в июле 2020.

Просит суд признать незаконным и отменить предписание № 49/7-350-20-ОБ/12-1773-И/2019-1 от 15.07.2020 об устранении выявленных нарушений.

Протокольным определением от 14.09.2020 и определением судьи от 09.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены М., Ш., Г., К. и главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Магаданской области ФИО2

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить по доводам, указанным в административном иске. Дополнительно пояснил, что в настоящее время работники, указанные в оспариваемом предписании уволены, поэтому работодатель не знает каким образом исполнить предписание.

Согласно письменным пояснениям главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Магаданской области ФИО2, работники Ш., М., К., Г. работали электромонтерами линейный сооружений телефонной связи и радиофиксации ПАО «Ростелеком». Проверкой установлено, что со всеми работниками были заключены трудовые договоры, согласно которым режим рабочего времени и времени отдыха работников определяется Трудовым кодексом, другими федеральными законными и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором ОАО «Ростелеком», ПВТР, трудовыми договорами. Работникам установлен нормированный рабочий день, 40-часовя пятидневная рабочая неделя, выходные дни суббота и воскресенье; время начала и окончания работы с понедельника по пятницу с 8-30до 17-50, время для отдыха и приема пищи с 12-40 до 14-00. По согласованию с руководителем допускается смещение времени перерыва для отдыха и питания. Графики сменности за период 2017-2020 г.г. ПАО «Ростелеком» не были представлены, т.к. учет рабочего времени осуществляется автоматизировано в программе Business Suitte R12 (OEBS). Однако впоследствии (в ходе контрольных мероприятий) были представлены графики сменности, что свидетельствует о введении государственного органа в заблуждение по фактическому режиму рабочего времени и нежелании добросовестно выполнять обязанности работодателя. Представленные работодателем документы не устанавливают сменный режим работы или работу в режиме чередования рабочих и выходных дней. Документы об ознакомлении работников с графиком сменности не представлено. Дополнительными соглашениями от 17.02.2020 к трудовому договору, вступившими в действие с 01.03.2020, установлено, что работникам установлен суммированный учет рабочего времени, нормированный рабочий день; устанавливается рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. По результатам изучения представленных документов ПАО «Ростелеком» выдано оспариваемое предписание, которым в соответствии со ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность содержание дополнительных соглашений дополнить сведениями о начале и окончании рабочего дня (смены), продолжительностью рабочего дня (смены), чередования рабочих и выходных дней. Не указывая данные сведения, работодатель оставляет за собой право менять по своему усмотрению конкретную продолжительность рабочего дня, начало и окончание рабочего дня, чередование выходных и рабочих дней. Просит отказать в удовлетворении требований.

Представитель административного ответчика и заинтересованные лица в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, по имеющимся в деле доказательствам, поскольку участие в судебном заседания является правом стороны. Неявка в судебное заседание лица, получившего извещение о времени и месте слушания дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, материалы дел № 2-2413/2020, № 2-2605/2020, № 12-315/2020, № 12-287/2020, суд приходит к следующему.

На основании статьи 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением, действиями (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля определен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Как установлено в судебном заседании, в связи с коллективным обращением работников ПАО «Ростелеком» М., Ш.., Г., К. Государственной инспекции труда в Магаданской области в марте 2020 г. была проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

25.03.2020 главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Магаданской области ФИО2 в отношении ПАО «Ростелеком» вынесено предписание № 49/7-70-20-ОБ/12-702-И/2019-1 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.05.2020.

15.05.2020 от ПАО «Ростелеком» в адрес Государственной инспекции труда в Магаданской области поступила информация о частичном исполнении предписания, а также ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

Решением руководителя Государственной инспекции труда в Магаданской области от 15.05.2020 ходатайство ПАО «Ростелеком» о продлении срока исполнения предписания удовлетворено, срок продлен до 15.06.2020.

В связи с неисполнением в установленный срок предписания № 49/7-70-20-ОБ/12-702-И/2019-1 и повторным коллективным обращением работников ПАО «Ростелеком» М., Ш., К. Государственной инспекцией труда в Магаданской области в период с 18.06.2020 по 15.07.2020 проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

15.07.2020 главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО2 вынесено предписание № 49/7-350-20-ОБ/12-1773-И/2019-1, которым на ПАО «Ростелеком» возложена обязанность в срок до 25.08.2020 в соответствии со ст. 100 ТК РФ работникам М., Ш., Г. установить режим рабочего времени в части чередования рабочих и выходных дней, начала и окончания рабочего дня (смены), ежедневной продолжительности рабочего дня смены.

Согласно положениям статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; - выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

На основании статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор является, в частности, режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=31DC336C6EA0D128CF9E954752D5EE5715DC3DD96D243935DC3E68E809B59EB6939BEE0C632C41K"В силу положений статьи 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с частью 7 статьи 99 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (статья 100 ТК РФ).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 2767-О, положения абз. 6 части 2 статьи 57, части 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют возможность сторонам трудового договора установить для работника режим рабочего времени, отличающийся от общих правил, действующих у работодателя, закрепляют обязательность оформления такого условия трудового договора, направлены на обеспечение определенности правового положения работника и защиту его интересов и не предполагают возможности изменения работодателем в одностороннем порядке условий трудового договора (за исключением случаев, прямо установленных законом).

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены пять видов режима рабочего времени: ненормированный рабочий день (статья 101), работа в режиме гибкого рабочего времени (статья 102), сменная работа (статья 103), суммированный учет рабочего времени (статья 104), разделение рабочего дня на части (статья 105).

Одним из режимов рабочего времени является суммированный учет рабочего времени (статья 104 ТК РФ), допускаемый, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится в организации, когда при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.

При суммированном учете рабочего времени учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Приказ Минсвязи РФ от 08.09.2003 N 112 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы (далее - Положение), распространяется на работников связи, имеющих особый характер работы.

В силу п. 1 Положения все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются действующим законодательством о труде.

Согласно п. 6 Положения для работников, работающих посменно, составляются графики сменности. Графики сменности составляются не менее чем на месяц. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до их введения в действие. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также где интенсивность труда неодинакова, применяется режим гибкого рабочего времени. Начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.Для работников, работающих посменно, а также для работников, у которых рабочий день разделен на части, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть более 42 часов и может быть сокращена до 24 часов. Но за учетный период (месяц, квартал) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (п. 9 Положения).

В силу приведенных положений режим работы работодателя, в понятие которого входят продолжительность рабочей недели, время начала и окончания работы, чередование рабочих и нерабочих дней, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

О том, что режим рабочего времени является обязательным условием трудового договора, следует и из положений части 1 статьи 56 ТК РФ, согласно которой трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии с приведенными нормативными положениями трудовой договор подразумевает обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, которые являются обязательным для работодателя локальным нормативным актом, регламентирующим, в том числе, режим работы у данного работодателя (часть 4 статьи 189 ТК РФ).

Пунктом 6.1 Коллективного договора ПАО «Ростелеком» на 2019-2021 года определено, что режим труда и отдыха работников определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

При применении суммированного учета рабочего времени в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (п.6.6 Коллективного договора).

Правилами внутреннего трудового распорядка Макрорегионального филиала «Дальний Восток» ПАО «Ростелеком», утв. приказом от 01.04.2011 № 199 (в ред. от 27.09.2016) (далее по тексту – ПВТР) предусмотрены в зависимости от категории работников: сокращенная продолжительность рабочего времени, неполное рабочее время, работа в ночное время, работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени, сверхурочная работа, сменная работа и работа с выходными днями по скользящему графику.

В силу пункта 6.8 ПВТР в тех структурных подразделениях, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (смены), вводится сменная работа. Продолжительность ежедневной работы, в том числе время начала и окончания ежедневной работы, время предоставления перерыва для отдыха и его продолжительность при сменной работе и при работе с выходными днями по скользящему графику устанавливается графиками сменности. Графики сменности утверждаются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации. При работе с выходными днями и при сменной работе графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за месяц до введение их в действие.

Согласно п. 6.11 ПВТР для отдельных категорий работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где в связи с технологическими особенностями производства не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени может применяться в случае организации работы в сменном режиме, при организации труда вахтовым методом, при использовании режима гибкого рабочего времени и в других случаях. Продолжительность рабочего времени (сумма отработанных часов) за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов. Норма рабочего времени за месяц при суммированном учете рабочего времени (с учетным периодом более одного месяца) при работе в многосменном режиме определяется графиком сменности.

На основании п. 7.4 ПВТР для работников, работающих посменно, а также для работников, у которых рабочий день разделен на части, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть более 42 часов подряд или может быть сокращена до 24 часов. При этом за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Таким образом, вопреки утверждениям представителя административного истца действующее законодательство и локальные нормативные акта ПАО «Ростелеком» не только не исключают установление работником конкретного режима работа, включающего установление чередования рабочих и выходных дней, начала и окончания рабочего дня (смены), ежедневной продолжительности рабочего дня (смены), но и прямо предусматривают необходимость подобной регламентации.

Доводы административного истца о том, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку трудовым договором с работниками, работающими по скользящему графику, не могут быть определены чередование рабочих и выходных дней, начала и окончания рабочего дня (смены), ежедневной продолжительности рабочего дня (смены), т.к. они определяются графиком сменности, суд считает несостоятельными в связи с тем, что из буквального содержания предписания не следует, что на работодателя возложена обязанность установить указанное чередование именно в трудовом договоре.

Из представленных в дело доказательств усматривается, что 21.09.2010 ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» и К. заключен трудовой договор № 31, в соответствии с которым он принят на работу на должность электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации 3 разряда. Работнику установлена 5-дневная 40-часовя рабочая неделя с выходными днями – суббота и воскресенье. Время начала, окончания рабочего дня и перерыва для отдыха и питания определяется в локальном нормативном акте.

26.01.2011 между ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» и Г. заключен трудовой договор № 6, по условиям которого он принят на должность электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации 4 разряда. Работнику установлена 5-дневная 40-часовя рабочая неделя с выходными днями – суббота и воскресенье. Время начала, окончания рабочего дня и перерыва для отдыха и питания определяется в локальном нормативном акте.

19.12.2012 между ОАО «Ростелеком» и Ш. заключен трудовой договор, на основании которого он принят на работу на должность электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации 3 разряда. Работнику установлена 5-дневная 40-часовя рабочая неделя с выходными днями – суббота и воскресенье. Время начала, окончания рабочего дня и перерыва для отдыха и питания определяется в локальном нормативном акте.

12.05.2015 между ОАО «Ростелеком» и М. заключен трудовой договор, в соответствии с которым он принят на должность электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации 4 разряда. Работнику установлена 40-часовая 5-дневная рабочая неделя, выходные- суббота и воскресенье. Время начала и окончания работы с понедельника по пятницу с 8-30 до 17-50; перерыв для отдыха и приема пищи с 12-40 до 14-00, по согласованию с непосредственным руководителем допускается смещение времени перерыва для отдыха и питания.

Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 49/7-350-20-ОБ/12-1769-И/2019-1 от 15.07.2020, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в период 2017-2020 г.г. выполняли работу в режиме чередования рабочих и выходных дней, однако изменение режима рабочего времени с пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) на работу в режиме чередования рабочих и выходных дней по скользящему графику не были закреплены ни в правилах внутреннего трудового распорядка, ни в трудовых договорах работников. В последующем, для приведения условий трудового договора в части режима рабочего времени в соответствие с фактическим режимом работы, с ними были заключены дополнительные соглашения от 17.02.2020. Заключенные с работниками дополнительные соглашения к трудовому договору устанавливают с 01.03.2020 суммированный учет рабочего времени, нормированный рабочий день и рабочую неделю с предоставление выходных дней по скользящему графику. Таким образом, чередование рабочих и выходных дней, начало и окончание рабочего дня (смены) будет устанавливаться работнику «скользящим графиком», что противоречит требованиям статьи 100 ТК РФ.

Выводы, изложенные в вышеназванном акте проверки, объективно подтверждаются собранными по делу доказательствами.

В частности, из представленных ПАО «Ростелеком» нарядов на выполнение работ «выгрузка нарядов на выполнение работ» за 2017-2020 годы следует, что фактически Ш., М., К., Г. работа выполнялась в режиме рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику, они привлекались к работе в выходные/нерабочие праздничные дни. ФИО6, привлекался к работе внерабочие праздничные дни - 5,6 января 2020г., М. - 4 ноября 2019г., 4 января 2020г., Ш. - 4 ноября 2019г., 4,7 января 2020г.

При этом работа в указанные нерабочие праздничные дни не была отражена работодателем в табелях учета рабочего времени за ноябрь 2019 г., январь 2020 г. и заработная плата за работу внерабочие праздничные дни не была произведена в день выплаты заработной платы за ноябрь 2019г., январь 2020 г., что подтверждается расчетными листками за ноябрь 2019г., за январь 2020 г.

Табели учета рабочего времени с внесенными в них поправками о фактически отработанном работниками (М.., Ш., К., Г. рабочим времени за период 2017-2019 гг., первый квартал 2020 г., свидетельствуют, что в период 2017-2019 гг., первый квартал 2020 г. М., Ш., К., Г. фактически выполняли работу по суммированному учету рабочего времени с ученым периодом - квартал, по скользящему графику. Вместе с тем, изменение режима рабочего времени с пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) на работу в режиме чередования рабочих и выходных дней по скользящему графику не было закреплено ни в Правилах внутреннего трудового распорядка, действующих в организации, ни в трудовых договорах, заключенных с работниками.

Только 17.02.2020 между ПАО «Ростелеком» и работниками Г., М., Ш., К.. заключены соглашения об изменении условий трудового договора, которыми указанным работникам с 01.03.2020 установлены суммированный учет рабочего времени, нормированный рабочий день, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. По согласованию с непосредственным руководителем допускается смещение времени перерыва для отдыха и питания.

Вышеназванные обстоятельства, в том числе нарушения, допущенные административным истцом по отношению к работникам Г., М.Ш., К. установлены вступившими в законную силу решениями Магаданского городского суда по делам № 2-2413/2020, № 2-2605/2020, № 12-315/2020 и по правилам статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считаются установленными при рассмотрении настоящего дела.

Кроме того, представитель административного истца в ходе рассмотрения дела факт нарушений, допущенных в 2017-2020 в отношении работникам Г., М., Ш., К., подтвердил.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Магаданской области ФИО2 № 49/8-70-20-И/12-2000-И/2019-1 от 28.08.2020 ПАО «Ростелеком» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в связи с тем, что обществом допущено нарушение трудового законодательства (ч. 4 ст. 91, ч. 7 ст. 99 ТК РФ) и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выразившиеся в отсутствии учета времени, фактически отработанного каждым работником, в т.ч. в выходные (нерабочие) праздничные дни, не обеспечение точного учета продолжительности сверхурочной работы работников.

Вступившим в законную силу решением судьи Магаданского городского суда от 05.11.2020 данное постановление оставлено без изменения и отмечено, что отсутствие суммированного учета рабочего времени Обществу не вменяется, Обществу вменяется нарушение положений ч.4 ст. 91 и ч.7 ст. 99 Трудового кодекса РФ, то есть не обеспечение учета времени, фактически отработанного каждым работником, в том числе в выходные/нерабочие праздничные дни и точного учета продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Магаданской области ФИО2 № 49/8-70-20-ОБ/12-1905-И/2019-1 от 18.08.2020, оставленным без изменения вступившим в законную силу решением судьи Магаданского городского суда от 26.10.2020 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ привлечен директор Магаданского филиала ПАО «Ростелеком» ФИО7, т.к. он, являясь должностным лицом допустил нарушение трудового законодательства (ст. 91 ТК РФ) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выразившиеся в отсутствии учета времени, фактически отработанного каждым работником, в т.ч. в выходные (нерабочие) праздничные дни.

Доводы представителя административного истца со ссылкой Положение об особенностях режим рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утв. приказом Минсвязи РФ от 08.09.2003 № 112, что указанные в соглашениях от 17.02.2020 формулировки об установлении суммированного учета рабочего времени не противоречат нормам действующего законодательства и локальным нормативны актам ПАО «Ростелеком», судом отклоняются, поскольку о незаконности предписания не свидетельствуют.

То обстоятельство, что для работников Г., М., Ш., К. предусмотрен суммированный учет рабочего времени никак не отменяет необходимости (а для административного истца обязанности) определить работникам чередование рабочих и выходных дней, начала и окончания рабочего дня (смены), ежедневной продолжительности рабочего дня (смены), т.к. в соответствии с ст. 104 ТК РФ при суммированном учете рабочего времени нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.

Административный истец (работодатель) в любом случае обязан планировать распределение времени работы и отдыха с учетом норм трудового законодательства, т.к. Трудовым кодексом Российской Федерации гарантировано, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Не может служить основанием для вывода о незаконности оспариваемого предписания и то, что 06.05.2020 ФИО3 переведен на должность ведущего инженера электросвязи, а трудовой договор с Г. расторгнут в июле 2020 г., поскольку проверка проводилась Государственной инспекцией труда в Магаданской области за период с 2017-2020 г.г., в который имело место нарушение прав работников М.Ш., К., Г.

Кроме того, данные сведения лицам, проводившим проверку, работодатель не сообщил.

Аргументы представителя административного истца о том, что работодатель не знает как исполнить предписание, поскольку в настоящее время с работниками, которые в нем указаны расторгнуты трудовые договоры, не подтверждают доводов о незаконности. При этом работодатель не лишен возможности обратиться в Государственную инспекцию труда Магаданской области за получением необходимых разъяснений по исполнению.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании незаконным предписания № 49/7-350-20-ОБ/12-1773-И/2019-1 от 15.07.2020, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Разрешая требования об отмене предписания № 49/7-350-20-ОБ/12-1773-И/2019-1 от 15.07.2020, суд приходит к следующему.

В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен административным истцом, и только в отношении того административного ответчика, который указан административным истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.

При этом судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

При рассмотрении административных дел (дел, возникающих из публичных правоотношений), судом осуществляется функция судебного контроля за законностью действий и решений органов власти, должностных лиц и служащих. Содержанием судебного контроля в данном случае является проверка оспариваемых актов-документов, актов-действий и бездействия на предмет их соответствия требованиям правовых норм. В этом смысле полномочия суда в значительной степени формализованы, и могут быть сведены к задачам правовой квалификации оспариваемых решений и действий.

Однако отмена решений, принятых должностными лицами государственной инспекции труда, не относится к компетенции судов общей юрисдикции.

Таким образом, административным истцом в части требования об отмене предписания № 49/7-350-20-ОБ/12-1773-И/2019-1 от 15.07.2020 выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства и вышеназванные нормативные положения, суд пришел к выводу об отказе ПАО «Ростелеком» в лице Магаданского филиала ПАО «Ростелеком» в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Публичному акционерному обществу «Ростелеком» в лице Магаданского филиала ПАО «Ростелеком» в удовлетоврении административных исковых требований к Государственной инспекции труда в Магаданской области о признании незаконным и отмене предписания № 49/7-350-20-ОБ/12-1773-И/2019-1 от 15.07.2020, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день изготовления решения в окончательной форме – 05 апреля 2021 года.

Судья О.Ю. Маркова