УИД23RS0018-01-2022-000052-62 К делу №2а-471/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская Краснодарского края 17 февраля 2022 года.
Калининский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Чахова Г.Н., с участием старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б., при секретаре Булгаковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Калининское сельское поселение Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации МО Калининское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере представления государственных и муниципальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с административным иском к администрации МО Калининское сельское поселение Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации МО Калининское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере представления государственных и муниципальных услуг, в котором указано, что прокуратурой Калининского района в мае 2021 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, и другими принципами, установленными настоящей статьей. Согласно ч. 1, 4 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, Участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг. Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг (ч. 4 ст. 9). В нарушение положений ст. ч. 1, 4 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ указанный нормативный правовой акт в настоящее время не принят и не размещен на официальном сайте органа местного самоуправления, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг. Согласно положениям ч. 1, 6 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и.. включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
На основании ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 210-ФЗ перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются муниципальным правовым актом для муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления. Пунктом 2 ч. 13 ст. 15.1 Федерального закона № 210-ФЗ закреплено, что перечни муниципальных услуг, предоставление которых посредством комплексного запроса не осуществляется, утверждаются муниципальным правовым актом - для муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления.
В нарушение вышеуказанных положений закона 1) перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) администрацией (постановление от 09.08.2018 № 169), 2) перечень муниципальных услуг, в предоставлении которых участвует администрация сельского поселения Калининского района, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края (постановление от 09.08.2018 № 168), 3) перечень муниципальных услуг (функций) с элементами межведомственного взаимодействия администрации сельского поселения (постановление от 09.08.2018 № 167), 4) перечень муниципальных услуг, предоставление которых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг посредством комплексного запроса не осуществляется (постановление от 09.08.2018 № 166), не актуализированы и содержат недостоверную информацию обо всех предоставляемых органам местного самоуправления муниципальным услугах (в т.ч. «Согласование проекта информационной надписи и (или) обозначения на объекте культурного наследия местного значения, расположенного на территории Калининского сельского поселения Калининского района»).
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, в нарушение положений ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрацией сельского поселения до настоящего времени не разработан и не принят административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведения торгов» при условии того, что ранее действующий административный регламент по указанной муниципальной услуге органом местного самоуправления отменен, а муниципальная услуга подлежит предоставлению на едином портале государственных и муниципальных услуг (сведения об указанной муниципальной услуге также размещены на региональном портале государственных и муниципальных услуг).
В случае, если при предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню не обеспечена возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, должна обеспечиваться возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг, (ч. 2 ст. 21). Положениями п. 2 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления обеспечить возможности получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В нарушение вышеуказанных положений закона органом местного самоуправления не обеспечено предоставление муниципальных услуг через единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с действующими административными регламентами, на официальном сайте органа местного самоуправления и региональном портале государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) актуальная информация обо всех предоставляемых услугах своевременно, в том числе в настоящее время, не размещена. В частности, по результатам анализа регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) установлено, что ни одна из предоставляемых 13 муниципальных услуг органа местного самоуправления в электронном виде могут быть предоставлены лишь 10, из которых 2 муниципальные услуги предоставляются органом местного самоуправления за пределам компетенции «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута» и «Передача бесплатно в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде».
Кроме того, наименование утвержденных муниципальных услуг «Выдача порубочного билета», «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» не соответствует данным о муниципальных услугах, оказываемых на вышеупомянутом региональном портале и едином портале государственных и муниципальных услуг. Помимо этого, в нарушение п. 2 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление муниципальных услуг «Согласование проекта информационной надписи и (или) обозначения на объекте культурного наследия местного значения, расположенного на территории Калининского сельского поселения Калининского района» (постановление от 13.10.2020 № 256 в редакции от 29.12.2020 № 342), «Выдача разрешений на вступление в брак с лицом, достигшим возраста шестнадцати лет» (постановление от 24.04.2019 № 94 в редакции от 29.06.2020 № 144) по средствам регионального портала и единого портала государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления не реализовано.
В нарушение названных требований закона на региональном портале государственных услуг https://pgu.krasnodar.ru/ (далее - Портал) администрацией Калининского сельского поселения размещены административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг в недействующих редакциях. Так, администрацией Калининского сельского поселения сведения на портале не актуализировались в отношении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг «Присвоение, изменение, аннулирование адресов» с 01.03.2016, «Выдача специального разрешения на движение по автомобильный дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» с 29.02.2016, «Выдача порубочного билета» с 29.02.2016, «Выдача разрешения на право организации розничного рынка» с 29.02.2016, «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведения торгов» с 25.02.2016, «Предоставление выписки из похозяйственной книги» с 01.03.2016, «Предоставление копий правовый актов» с 01.03.2016, «Предоставление выписки из реестра муниципального имущества» с 15.02.2019, «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» с 29.02.2016, «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем» с 05.08.2016.
На портале в разделе документы, которые необходимы для получения муниципальной услуги «Выдача порубочного билета» в нарушение ст. 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» включены градостроительный план земельного участка, правоустанавливающие документы на земельный участок. Кроме того, данный перечень не согласуется с действующим административным регламентом, утвержденный постановлением от 14.03.2018 №39 (в ред. от 22.04.2020 №91). Относительно административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг «Предоставление выписки из реестра муниципального имущества», «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» на портале содержатся ссылки на МКУ «МФЦ».
Вместе с тем, в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 21.08.2017 №248-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу на централизованную систему организации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края» государственные и муниципальные услуги на территории муниципального образования Калининский район с 09.01.2018 предоставляются филиалом ГАУ КК «МФЦ КК» в Калининском районе. В отношении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» на портале в нарушение п. 1 ч. 10 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по выдаче разрешений заявителям по перевозке опасных грузов. В разделе нормативные правовые акты в отношении всех административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг содержатся ссылки на нормативные правовые акты в неактуальных редакциях (к примеру, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).
Кроме того, в сведениях об административных регламентах предоставления муниципальных услуг не отражены изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2020 № 479-ФЗ в Федеральный закон от № 210- ФЗ, в соответствии с которыми в целях предоставления государственных и муниципальных услуг установление личности заявителя может осуществляться в ходе личного приема посредством предъявления паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации или посредством идентификации и аутентификации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, многофункциональных центрах с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Указанное создает административные барьеры для реализации прав граждан, а также условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. Данные нарушения затрагивают законные интересы Российской Федерации, субъектов бизнеса направленных на развитие рыночных отношений и укрепление экономики.
Указанные факты нашли свое отражение в представлении от 20.05.2021 № 7-01-2021/512, внесенном прокуратурой Калининского района главе администрации Калининского сельского поселения. В ответе на акт прокурорского реагирования от 23.06.2021 администрацией сельского поселения сообщено о принятии определенных мер к устранению нарушений и их устранении в будущем, однако проведенной проверкой в порядке контроля установлено, что в полном объеме выявленные нарушения не устранены.
Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Обязать администрацию Калининского сельского поселения Калининского района провести мероприятия по устранению нарушений закона, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 20.05.2021 № 7-01-2021/512 путем: приведения в соответствие с требованиями Закона № 210-ФЗ необходимых правовых актов администрации Калининского сельского поселения; обеспечения предоставления всех муниципальных услугу в электронном виде в порядке, установленном Законом № 210-ФЗ. Обеспечения размещения актуальной и достоверной информации о муниципальных услугах администрации Калининского сельского поселения на региональном портале государственных услуг Краснодарского края (https://pgu.krasnodar.ru), портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (https://www.gosuslugi.ru).
Старший помощник прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б. поддержал административный иск в полном объеме.
Административный ответчик администрация МО Калининское сельское поселение Калининского района Краснодарского края извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не явился. Согласно письменного заявления просили рассмотреть дело в их отсутствие, требования истца признают полностью.
Суд, выслушав мнение административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям:
Согласно (л.д.8-14) в адрес главы администрации Калининского сельского поселения Калининского района, прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, пробелов в муниципальном нормотворчестве.
Согласно (л.д.15) администрация Калининского сельского поселения Калининского района направляла в адрес прокурора Калининского района Краснодарского края информационное письмо об устранении нарушений.
Согласно (л.д.16) администрацией Калининского сельского поселения Калининского района вынесено распоряжение от 23.06.2021 года №80/1-рл «О дисциплинарном взыскании Т. С.Н.».
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суд рассматривает дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Как следует из представленных материалов дела, в нарушение указанных требований должностными лицами администрации Калининского сельского поселения ненадлежащим образом выполняются требования закона в сфере представления государственных и муниципальных услуг.
Установлено, что согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, и другими принципами, установленными настоящей статьей.
Согласно ч. 1, 4 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, Участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг. Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг (ч. 4 ст. 9).
В нарушение положений ст. ч. 1, 4 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ указанный нормативный правовой акт в настоящее время не принят и не размещен на официальном сайте органа местного самоуправления, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг. Согласно положениям ч. 1, 6 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и.. включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
На основании ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 210-ФЗ перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются муниципальным правовым актом для муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления. Пунктом 2 ч. 13 ст. 15.1 Федерального закона № 210-ФЗ закреплено, что перечни муниципальных услуг, предоставление которых посредством комплексного запроса не осуществляется, утверждаются муниципальным правовым актом - для муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления.
В нарушение вышеуказанных положений закона 1) перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) администрацией (постановление от 09.08.2018 № 169), 2) перечень муниципальных услуг, в предоставлении которых участвует администрация сельского поселения Калининского района, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края (постановление от 09.08.2018 № 168), 3) перечень муниципальных услуг (функций) с элементами межведомственного взаимодействия администрации сельского поселения (постановление от 09.08.2018 № 167), 4) перечень муниципальных услуг, предоставление которых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг посредством комплексного запроса не осуществляется (постановление от 09.08.2018 № 166), не актуализированы и содержат недостоверную информацию обо всех предоставляемых органам местного самоуправления муниципальным услугах (в т.ч. «Согласование проекта информационной надписи и (или) обозначения на объекте культурного наследия местного значения, расположенного на территории Калининского сельского поселения Калининского района»).
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, в нарушение положений ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрацией сельского поселения до настоящего времени не разработан и не принят административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведения торгов» при условии того, что ранее действующий административный регламент по указанной муниципальной услуге органом местного самоуправления отменен, а муниципальная услуга подлежит предоставлению на едином портале государственных и муниципальных услуг (сведения об указанной муниципальной услуге также размещены на региональном портале государственных и муниципальных услуг).
В случае, если при предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню не обеспечена возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, должна обеспечиваться возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг, (ч. 2 ст. 21).
Положениями п. 2 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления обеспечить возможности получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В нарушение вышеуказанных положений закона органом местного самоуправления не обеспечено предоставление муниципальных услуг через единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с действующими административными регламентами, на официальном сайте органа местного самоуправления и региональном портале государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) актуальная информация обо всех предоставляемых услугах своевременно, в том числе в настоящее время, не размещена. В частности, по результатам анализа регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) установлено, что ни одна из предоставляемых 13 муниципальных услуг органа местного самоуправления в электронном виде могут быть предоставлены лишь 10, из которых 2 муниципальные услуги предоставляются органом местного самоуправления за пределам компетенции «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута» и «Передача бесплатно в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде».
Кроме того, наименование утвержденных муниципальных услуг «Выдача порубочного билета», «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» не соответствует данным о муниципальных услугах, оказываемых на вышеупомянутом региональном портале и едином портале государственных и муниципальных услуг. Помимо этого, в нарушение п. 2 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление муниципальных услуг «Согласование проекта информационной надписи и (или) обозначения на объекте культурного наследия местного значения, расположенного на территории Калининского сельского поселения Калининского района» (постановление от 13.10.2020 № 256 в редакции от 29.12.2020 № 342), «Выдача разрешений на вступление в брак с лицом, достигшим возраста шестнадцати лет» (постановление от 24.04.2019 № 94 в редакции от 29.06.2020 № 144) по средствам регионального портала и единого портала государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления не реализовано.
В нарушение названных требований закона на региональном портале государственных услуг https://pgu.krasnodar.ru/ (далее - Портал) администрацией Калининского сельского поселения размещены административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг в недействующих редакциях. Так, администрацией Калининского сельского поселения сведения на портале не актуализировались в отношении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг «Присвоение, изменение, аннулирование адресов» с 01.03.2016, «Выдача специального разрешения на движение по автомобильный дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» с 29.02.2016, «Выдача порубочного билета» с 29.02.2016, «Выдача разрешения на право организации розничного рынка» с 29.02.2016, «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведения торгов» с 25.02.2016, «Предоставление выписки из похозяйственной книги» с 01.03.2016, «Предоставление копий правовый актов» с 01.03.2016, «Предоставление выписки из реестра муниципального имущества» с 15.02.2019, «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» с 29.02.2016, «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем» с 05.08.2016.
На портале в разделе документы, которые необходимы для получения муниципальной услуги «Выдача порубочного билета» в нарушение ст. 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» включены градостроительный план земельного участка, правоустанавливающие документы на земельный участок. Кроме того, данный перечень не согласуется с действующим административным регламентом, утвержденный постановлением от 14.03.2018 №39 (в ред. от 22.04.2020 №91). Относительно административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг «Предоставление выписки из реестра муниципального имущества», «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» на портале содержатся ссылки на МКУ «МФЦ».
Вместе с тем, в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 21.08.2017 №248-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу на централизованную систему организации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края» государственные и муниципальные услуги на территории муниципального образования Калининский район с 09.01.2018 предоставляются филиалом ГАУ КК «МФЦ КК» в Калининском районе. В отношении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» на портале в нарушение п. 1 ч. 10 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по выдаче разрешений заявителям по перевозке опасных грузов.
В разделе нормативные правовые акты в отношении всех административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг содержатся ссылки на нормативные правовые акты в неактуальных редакциях (к примеру, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).
Кроме того, в сведениях об административных регламентах предоставления муниципальных услуг не отражены изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2020 № 479-ФЗ в Федеральный закон от № 210- ФЗ, в соответствии с которыми в целях предоставления государственных и муниципальных услуг установление личности заявителя может осуществляться в ходе личного приема посредством предъявления паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации или посредством идентификации и аутентификации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, многофункциональных центрах с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Указанное создает административные барьеры для реализации прав граждан, а также условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. Данные нарушения затрагивают законные интересы Российской Федерации, субъектов бизнеса направленных на развитие рыночных отношений и укрепление экономики.
Указанные факты нашли свое отражение в представлении от 20.05.2021 № 7-01-2021/512, внесенном прокуратурой Калининского района главе администрации Калининского сельского поселения. В ответе на акт прокурорского реагирования от 23.06.2021 администрацией сельского поселения сообщено о принятии определенных мер к устранению нарушений и их устранении в будущем, однако проведенной проверкой в порядке контроля установлено, что в полном объеме выявленные нарушения не устранены.
Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, подтверждает наличие бездействия административного ответчика - администрации муниципального образования Калининское сельского поселения Калининского района, в связи с чем заявленный административный иск прокурора подлежит полному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Калининского района Краснодарского края к администрации Калининское сельское поселение Калининского района Краснодарского края, удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
Обязать администрацию Калининского сельского поселения Калининского района провести мероприятия по устранению нарушений закона, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 20.05.2021 № 7-01-2021/512 путем: приведения в соответствие с требованиями Закона № 210-ФЗ необходимых правовых актов администрации Калининского сельского поселения; обеспечения предоставления всех муниципальных услугу в электронном виде в порядке, установленном Законом № 210-ФЗ. Обеспечения размещения актуальной и достоверной информации о муниципальных услугах администрации Калининского сельского поселения на региональном портале государственных услуг Краснодарского края (https://pgu.krasnodar.ru), портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (https://www.gosuslugi.ru).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.