Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 августа 2021 года гор. Щелково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре Морарь М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4728/2021 по административному исковому заявлению Воротниковой ФИО4 к Муниципальному образованию городской округ Лосино-Петровский Московской области о признании незаконными решений органа местного самоуправления и обязании предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов путем подготовки и заключения договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 ФИО5. обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решений Муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов».
В обоснование заявленных требований ФИО1 ФИО6 указала, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> местоположение участка: Московская область, Щелковский район (<данные изъяты>). Основанием возникновения у нее указанного права является договор уступки прав и обязанностей арендатора от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту - ЕГРН) внесена запись №7 (далее по тексту – Договор цессии).
На вышеуказанном земельном участке расположены <данные изъяты> здания: касса, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. и складское здание стройматериалов, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Право собственности на вышеуказанные здания зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке.
С целью реализации своего права, ФИО1 ФИО13 неоднократно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась к Администрации муниципального образования г.о. Лосино-Петровский Московской области о предоставлении ей государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов».
Предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность согласно положениям действующего земельного законодательства возможно под зданиями, сооружением, отвечающим признака объекта недвижимости.
Однако ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования г.о. Лосино-Петровский Московской области отказывала в предоставлении запрашиваемой государственной услуги.
Посчитав вынесенные решения органа местного самоуправления незаконными, административный истец обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.
ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Московской области
Представителем административного истца ДД.ММ.ГГГГ года подано ходатайство о приобщении дополнительных документов и рассмотрении настоящего дела по существу в отсутствие административного истца и его представителя по уважительным причинам.
В судебное заседание представители административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица не явились, извещены надлежащим образом.
Суд на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, а суд не признал их явку обязательной.
С учетом ч. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что административный ответчик является арендодателем, а административный истец - арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, категория земель: «земли населенных пунктов», основной вид разрешенного использования: «магазины», вспомогательный вид разрешенного использования: «склады», местоположение участка: Московская область, Щелковский район (д. Райки).
С момента государственной регистрации Договора прав и обязанностей арендатора от ДД.ММ.ГГГГ запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ года к административному истцу перешли все права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14-19).
На вышеуказанном земельном участке расположено два объекта недвижимого имущества, также принадлежащие по праву собственности административному истцу:
здание кассы, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности на которое перешло к административному истцу на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в установленном законом порядке в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. за № (л.д.20-21)
складское здание стройматериалов, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности на которое перешло к административному истцу на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в установленном законом порядке в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. за № (л.д.22-23)
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как неоднократно разъяснял Верховный суд в своих судебных актах, вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик, влияющих на возможность перемещения таких сооружений без несоразмерного ущерба их назначению. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться судом с учетом всех документов, имеющихся в материалах дела. Основными признаками недвижимости в силу действующего законодательства являются: во-первых, прочная связь с землей; во-вторых, невозможность перемещения соответствующего объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Вместе с тем, зарегистрированное право собственности ФИО1 на объекты недвижимого имущества не оспорено в установленном законом порядке.
Как установлено материалами дела, объекты возведены в соответствии с условиями заключенного договора аренды и дополнительного соглашения к нему.
Административный истец обратилась в Администрацию г.о. Лосино-Петровский с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года № о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов». К заявлениям были приложены все необходимые документы.
На момент обращения за предоставлением государственной услуги земельный участок имел основной вид разрешенного использования «коммунальное обслуживание» (3.1)» вспомогательный вид разрешенного использования: «склады» (6.9).
ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком было вынесено решение об отказе № в предоставлении Воротниковой ФИО7 запрошенной услуги.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в части изменения вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером № установлен основной вид «магазины», вспомогательный вид «склады»
Административный истец повторно, обратилась в Администрацию г.о. Лосино-Петровский МО с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов»
ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования г.о. Лосино-Петровский Московской области вновь вынесла решение № об отказе.(л.д.13)
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Суд соглашается с доводами административного истца, что принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества построены на фундаменте и неразрывно связаны с землей. Доказательств обратного заинтересованными лицами суду не представлено, о назначении и проведении судебной экспертизы стороны не ходатайствовали.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Представителем административного в суд истца представлены:
- проект складского здания стройматериалов и здания кассы, расположенных на земельном участке по адресу: Московская область, Щелковский муниципальный район, <данные изъяты>й км. Щелковского шоссе, выполненное в ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агроградпроект», согласно которого объекты капитального строительства являются результатом строительства и имеют объёмную строительную систему; имеет специальное значение; прочно связаны с землёй и их перенос невозможен без несоразмерного ущерба их назначению (л.д.74-85);
- уведомление о внесении изменений в данные ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего изменение основного вида разрешенного использования земельного участка с «коммунальное обслуживание» (3.1) на «магазины» (4.4.), при этом, вспомогательный вид разрешенного использования: «склады» (6.9) был оставлен без изменения (л.д.86);
- письмо Комитета по архитектуре и градостроительству по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому в соответствии с утвержденными Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. №НПА Правилами землепользования и застройки (части территории) сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района Московской области, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «<данные изъяты>» – «Многофункциональная общественно-деловая зона».(л.д.87-89)
К основным видам разрешенного использования указанной зоны относятся: 1.Коммунальное обслуживание (3.1); 2. Бытовое обслуживание (3.3); 3. Культурное развитие (3.9); 4. Религиозное использование (3.7) и Общественное управление (3.8); 5. Обеспечение научной деятельности (3.9); 6. Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (3.9.1); 7. Деловое управление (4.1); 8. Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2 5); 9. Рынки (4.3); 10. Магазины (4.4) 11. Банковская и страховая деятельность (4.5); 12. Общественное питание (4.6); 13. Гостиничное обслуживание (4.7); 14. Развлечения (4.8 5); 15. Обслуживание автотранспорта (4.9); 16. Объекты придорожного сервиса (4.9.1); 17. Выставочно-ярмарочная деятельность (4.10); 18. Спорт (5.1); 19. Обеспечение внутреннего правопорядка (8.3); 20. Историко-культурная деятельность (9.3); 21. Земельные участки (территории) общего пользования (12.0); 22. Связь (6.8).
К вспомогательным видам разрешенного использования: 1. Коммунальное обслуживание (3.1); 2. Спорт (5.1); 3. Связь (6.8); 4. Склады (6.9) и 5. Обеспечение внутреннего правопорядка (8.3)
Решением совета депутатов городского округа Лосино-Петровский Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № в Правила землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский Московской области внесены изменения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером № стал располагаться в территориальной зоне «<данные изъяты>» - «Коммунальное обслуживание», установлены следующие виды использования:
- основные виды: Хранение автотранспорта (2.7.1), Коммунальное обслуживание (3.1), Служебные гаражи (4.9), Объекты дорожного сервиса (4.9.1), Энергетика (6.7), Атомная энергетика (6.7.1) Связь (6.8), Автомобильный транспорт (7.2), Трубпроводный транспорт (7.5), Обеспечение внутреннего правопорядка (8.3), Специальное пользование водными объектами (11.2), Гидротехнические сооружения (11.3), Земельные участки (территории) общего пользования (12.0)
- вспомогательные виды: Коммунальное обслуживание (3.1), Связь (6.8), Обеспечение внутреннего правопорядка (8.3)
- условно разрешенные виды: Приюты для животных (3.10.2), Деловое управление (4.1), Магазины (4.4), Общественное питание (4.6)
Как установлено судом, в качестве оснований для принятия решений об отказе в предоставлении Воротниковой <данные изъяты> земельного участка в собственность без проведения торгов указано: Несоответствие цели использования испрашиваемого земельного участка основным видам разрешенного использования, установленным в территориальных зонах проекта планировки территории, проекта межевания территории (в том числе, при разночтениях в видах разрешенного использования, установленных в территориальных зонах правил землепользования и застройки). Недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду; Установлено, что на испрашиваемом в собственность за плату земельном участке расположен объект капитального строительства, зарегистрированный в ЕГРН без разрешения на строительство.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Вместе с тем, Земельный кодекс РФ не содержит оснований для принятия решения об отказе как «недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду»; «на испрашиваемом в собственность за плату земельном участке расположен объект капитального строительства, зарегистрированный в ЕГРН без разрешения на строительство». Перечень оснований для отказа, предусмотренный ст. 39.16 ЗК РФ является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 14 данной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно пункта 2 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в Договору аренды земельного участка № были внесены изменения относительно предмета договора, согласно которому Арендодатель предоставил в аренду Арендатору за плату во временное пользование, а Арендатор принимает земельный участок площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины (вспомогательный вид разрешенного использования – склады.
Учитывая, что Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ., к договору аренды № заключенного между арендодателем и арендатором установлен вид разрешенного использования «магазины»; в действующих правилах землепользования и застройки утвержденных решением Совета депутатов г.о. Лосино-Петровского Московской области ДД.ММ.ГГГГ. присутствует в качестве условно разрешенного вида использования земельного участка такой вид как «магазины», то имеющиеся противоречия носят формальный характер и не могут быть учтены судом в качестве правомерного основания для отказа в оказании государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и части 8 статьи 36 ГрК РФ установлено, что в случае установления несоответствия положениям градостроительных регламентов после принятия Правил землепользования и застройки Земельный кодекс Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуют обязательного приведения использования земельных участков и иных объектов недвижимости в соответствие с градостроительными регламентами, то есть их правообладатели могут использовать их согласно ранее возникшим требованиям в отношении функционального назначения и предельно допустимых параметров объектов недвижимости без ограничения срока, за исключением случаев, когда такое использование угрожает опасными последствиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, а не положительного решения указанной комиссии.
Решения, принимаемые межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (далее по тексту - МВК) - являются предварительными.
Получение согласия МВК – это часть любой процедуры, по получению заявителем муниципальных услуг, а не отдельный этап, требующий направления документов или запросов непосредственно заявителем на МВК.
При этом, одно лишь принятие либо не принятие таких решений не влечет каких-либо правовых последствий для заявителя в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса), в связи с чем отказ "специалистов министерства" в предоставлении без торгов за плату испрашиваемого земельного участка сам по себе не служит основанием для отказа администрации в предоставлении Воротниковой ФИО8. данного земельного участка
Решения комиссии, реализующей публично-властные полномочия, не должны быть произвольными и противоречащими закону.
Закон Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" не дает права министерству, межведомственной комиссии, администрации нарушать земельное законодательство, а призван лишь обеспечить внутренне взаимодействие между органами исполнительной власти Московской области и органами местного самоуправления Московской области по вопросам предоставления заинтересованным лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно подпункта 2 пункта 1 Постановления Правительства МО от 02.05.2012 N639/16 «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» С 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном 15% кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков не относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах суд находит решения вынесенные Администрацией г.о. Лосино-Петровский решение от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе Воротниковой ФИО9 в предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, категория земель: «земли населенных пунктов», основной вид разрешенного использования: «магазины», вспомогательный вид разрешенного использования: «склады», местоположение участка: Московская область, Щелковский район (<данные изъяты>), в собственность за плату без проведения торгов по основаниям изложенным в них незаконным и необоснованным.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные Воротниковой ФИО10 административные исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Воротниковой ФИО12 к Муниципальному образованию городской округ Лосино-Петровский Московской области о признании незаконными решений органа местного самоуправления и обязании предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов путем подготовки и заключения договора купли-продажи земельного участка, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов».
Признать незаконным решение Муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов».
Обязать Муниципальное образование городской округ Лосино-Петровский Московской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов, в трех экземплярах, подписать их и направить Воротниковой ФИО11, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Торбик