ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4729/2022 от 26.05.2022 Мытищинского городского суда (Московская область)

УИД: 50RS0-34

Дело № 2а-4729/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 г. г. Мытищи МО

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Слободянюка Д.А.,

при секретаре Мнацаканяне О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по Московской области ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по Московской области о признании незаконными уведомлений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, повторного истребования в Мытищинском ФССП России п МО в форме электронного документа, подписанного усиленной квалификационной подписью с использованием СМЭВ постановления от ДД.ММ.ГГГГ; не принятие поручения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным приставом – исполнителем с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ; обязании принять поручение от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным приставом – исполнителем с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве документа – основания о снятии обременения с жилого дома общей площадью 258,3 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> с приложенными к ним документами.

В обоснование административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ подала заявление о снятии обременения с жилого дома, общей площадью 258,3 кв.м. с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ поручением Мытищинским РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО1 поручено подать постановление от ДД.ММ.ГГГГ о снятии обременений в Управление Росреестра по Московской области, что было сделано ДД.ММ.ГГГГ уведомлением осуществление государственной регистрации было приостановлено. Данные действия административный истец считает не законными.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Административный ответчик – заявленные требования не признал, просил оставить их без удовлетворения в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – ФЗ №218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу части 13 статьи 32 ФЗ №218-ФЗ суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.

Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 ФЗ №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

При этом, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета (часть 6 статьи 26 названного Федерального закона).

Таким образом, наличие решения уполномоченного органа о запрете на совершение регистрационных действии прямо предусмотрено как самостоятельное основание для приостановления совершения регистрационных действий на период до поступления в регистрирующий орган сведений о снятии ареста или запрета.

Правилами предоставления документов, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1532 от 31 декабря 2015 года в случае наложения судом или уполномоченным органом ареста на недвижимое имущество или установления запрета на совершение определенных действий с недвижимым имуществом, указанные суд или уполномоченный орган направляют в орган регистрации прав заверенную копию акта о снятии ареста или о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства, либо соответствующий акт, вынесенный в форме электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно п. 3.1 Соглашение ФССП России N 0007/20, Росреестра N 25 от 10.07.2015 "О взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Соглашения) судебные приставы-исполнители, наложившие арест на недвижимое имущество (установившие иное ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество - далее арест) либо отменившие арест недвижимого имущества, направляют постановления о наложении ареста на имущество должника, постановления об отмене ареста имущества должника (либо постановления об окончании исполнительного производства, в котором указывается об отмене ареста имущества должника) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судебных приставов-исполнителей, с использованием СМЭВ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости для внесения соответствующих сведений в ЕГРП.

Направление заверенных копий постановлений о наложении ареста на имущество должника, постановлений об отмене ареста имущества должника (либо постановлений об окончании исполнительного производства, в котором указывается об отмене ареста имущества должника) в форме бумажного документа допускается в случае недоступности сервиса СМЭВ либо нефункционирования каналов передачи данных в отделе судебных приставов более одних суток.

Согласно п. 3.4.1 Соглашения копия постановления об отмене ареста имущества должника в форме бумажного документа может быть представлена в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, непосредственно судебным приставом-исполнителем, его вынесшим, либо направлена судебным приставом-исполнителем почтовой связью.

В соответствии с п. 3.4.2. Соглашения, в случае личного представления указанных копий постановлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, судебный пристав-исполнитель предъявляет служебное удостоверение.

Согласно ст. 33 ФЗ №218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления судебного пристава – исполнителя осуществлена государственная регистрация ограничения в виде запрета Управлению осуществлять действия по регистрации в отношении жилого дома с кадастровым , данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) в виде «запрещение регистрации» на жилой дом с кадастровым . Заявлению присвоен номер .

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении дополнительных документов.

Согласно расписки в приеме документов к заявлению были приложены: заявление, поручение судебного пристава – исполнителя ДД.ММ.ГГГГ информационное письмо Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Московской области приостановлена государственная регистрация прав на срок до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Московской области уведомлением административному истцу сообщено, что запрет совершения регистрационных действий на объект с кадастровым .

По своей сути, административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений должностных лиц и государственных органов, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации); в условиях, когда права заявителя нельзя полагать нарушенными, основания для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, отсутствуют.

Учитывая, изложенное, а также то обстоятельство, что целью заявлений административного истца являлось снятие запрета совершения регистрационных действий на объект с кадастровым № , который, как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела снят, основания для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований ФИО1 к регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по Московской области ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по Московской области о о признании незаконными уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, повторного истребования в Мытищинском ФССП России п МО в форме электронного документа, подписанного усиленной квалификационной подписью с использованием СМЭВ постановления от ДД.ММ.ГГГГ; не принятие поручения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным приставом – исполнителем с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ; обязании принять поручение от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным приставом – исполнителем с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве документа – основания о снятии обременения с жилого дома общей площадью 258,3 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> с приложенными к ним документами – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31 мая 2022 года.

Судья Слободянюк Д.А.