ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-472/18 от 19.12.2018 Хунзахского районного суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018 года <адрес>

Судья Хунзахского районного суда Республики Дагестан Казанбиев З.М., рассмотрев административное дело 2а-472\2018 по административному истку ФИО1 к военному комиссариату <адрес> РД о признании незаконным решения об отказе во внесении исправлений в военный билет,

установил:

ФИО3 А.М. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указывает, что он обратился в военный комиссариат <адрес> РД с просьбой внести изменения в военный билет на основании паспорта и свидетельства о рождении, так как его отчество, указанное в военном билете, не совпадает с отчеством, указанным в паспорте и свидетельстве о его рождении, в чем административным ответчиком ему отказано, мотивируя тем, что представленные документы принадлежат разным людям и что для установления этих документов одному и тому же лицу необходимо обратиться в уполномоченные на то органы.

Вместе с тем уполномоченным военным органом является военный комиссариат по месту постановки на военный учет, следовательно – военный комиссариат <адрес> РД. Считает, что административный ответчик незаконно отказал ему внести изменения в военный билет.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что процедура судебной защиты, применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяется, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.

В соответствии со статьей 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется по общим правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.

В силу главы 4 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (часть 4 статьи 38).

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностные лица, государственные и муниципальные служащие (часть 5 статьи 38).

Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело административных ответчиков, замена их на правопреемников относится к компетенции суда (пункт 3 части 3 статьи 135 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, предметом спора является отказ во внесении исправлений в документы воинского учета, выраженный в уведомлении военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктами 2, 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1609 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации и является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации.

Военные комиссариаты являются юридическими лицами, не имеют филиалов и представительств, включают в свою структуру отделы по муниципальным образованиям, у которых отсутствуют лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (пункты 6, 8, 9).

В связи с этим к участию в деле привлечен военный комиссариат Республики Дагестан в качестве соответчика привлечен военный комиссар по <адрес>.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, не явились.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Изучив доводы административного истца и материалы дела, нахожу следующее.

Согласно частям 1 и 2 ст. 1 КАС РФ Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Как следует из материалов дела, административный истец по паспорту серии 82 03 значится как ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Дагестан. Указанные паспортные данные полностью соответствуют его же анкетным данным в свидетельстве о рождении, выданного на основании записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

В деле также имеется светокопия военного билета серии НД , выданного Хунзахским объединенным районным военным комиссариатом <адрес>(Республики) ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Дагестанской АССР.

Из дела также следует, что административный истец обращался в военный комиссариат <адрес> РД с просьбой о внесении исправления в военный билет, указав в нем правильное его отчество вместо «ФИО4» - «ФИО3».

Письменным ответом военного комиссара <адрес>ФИО6 за исх. от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано во внесении изменений в военный билет, ссылаясь на то, что представленные ФИО1 документы (паспорт и военный билет) принадлежат разным людям, в связи с чем военный комиссар внести изменения в военный билет на основании паспорта не уполномочен. Далее военный комиссар предлагает ФИО1 обратиться в соответствующие уполномоченные органы для того, чтобы установить, что эти документы принадлежат одному и тому же лицу.

Согласно ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

Таким образом, установление факта принадлежности военного билета в порядке главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации действующее законодательство запрещает, а установление судебным решением тождественности лиц, указанных в разных документах, закон не предусматривает.

Согласно пунктам 3,4,5,30 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» записи в военном билете делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, документ об образовании, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания).

Внесение в военный билет сведений, отметок и записей, не предусмотренных настоящим Порядком ведения и хранения военного билета, запрещается.

На внутренней стороне обложки военного билета наклеивается личная фотография владельца военного билета в черно-белом исполнении со светлым фоном размером 25 x 35 мм, бюст, с четким изображением лица строго в анфас без головного убора (у военнообязанных, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол).

Реквизиты "Фамилия", "Имя", "Отчество", "Дата рождения", а также "Личный код" заполняются на основании записей в паспорте гражданина Российской Федерации и (или) его свидетельстве о рождении.

Подготовленный к выдаче военный билет представляется начальнику отдела (муниципального) или лицу, его замещающему, который проверяет полноту и правильность его оформления, после чего проставляет свою подпись в правом нижнем углу внутренней стороны обложки военного билета и оттиск гербовой мастичной печати в месте, обозначенном буквами "М.П.".

В разделе VIII производятся записи: о выдаче военного билета взамен утраченного или пришедшего в негодность; о наличии допуска контрольных органов; о знании иностранных языков; о выдаче рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные организации среднего профессионального или высшего образования.

Кроме того, делаются оговорки о внесенных в военный билет исправлениях с указанием даты их внесения, которые заверяются подписью начальника отдела (муниципального) военного комиссариата (командира воинской части) и гербовой печатью (п.30).

Таким образом, Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившим названный Порядок

, предусмотрено внесение исправлений в военный билет, перечислены должностные лица, уполномоченные внести такие исправления, а также установлен порядок внесения исправлений в военный билет, из чего следует, что внесение исправлений в военный билет входит в полномочия военного комиссариата.

Сопоставление сведений, содержащихся в паспорте административного истца, его свидетельстве о рождении и его же военном билете позволяет прийти к выводу об идентичности личности, указанной в данных документах и о допущенной описке (технической ошибки) при заполнении реквизитов военного билета административного истца.

В свидетельстве о рождении административного истца в графе «Отец» указан Маликов ФИО7, что, очевидно, повлекло за собой ошибку при указании в военном билете его отчества как «ФИО4».

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Письмо военного комиссара об отказе во внесении исправлений в военный билет административному ответчику направлено ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 А.М. обратился в Хунзахский районный суд РД ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения трехмесячного срока, установленного ст. 219 КАС РФ.

В дальнейшем дело передано по подсудности в Кировский районный суд <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом <адрес> дело вновь направлено в Хунзахский районный суд РД по подсудности и принято вновь к производству Хунзахского районного суда РД. Последние обстоятельства не влияют на сроки обращения в суд административного истца, поскольку связаны с его рассмотрением судом (судами – в данном случае).

Таким образом, ФИО3 А.М. за защитой своего права в суд обратился в пределах установленных статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроков.

В связи с изложенным оснований для отказа административного иска не имеется и он подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 150, 175-180, 227, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

удовлетворить заявленные требования ФИО1, признать не соответствующим нормативно-правовым актам и нарушающим права, свободы и интересы административного истца отказ военного комиссара <адрес> РД во внесении исправления в военный билет административного истца и обязать административных ответчиков внести исправления в военный билет административного истца в соответствии с его паспортными данными в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья