ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-472/19 от 19.03.2019 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-472/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 марта 2019 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Баранова И.В.,

при секретаре Пашкове М.С.,

с участием:

административного истца – ФИО1,

представителя административного истца – ФИО2,

представителя административного ответчика – администрации городского округа город Елец Липецкой области по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Елецкого городского суда административное дело № 2а-472/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа город Елец Липецкой области об оспаривание решения администрации городского округа город Елец Липецкой области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Елец Липецкой области и просила признать незаконным решение административного ответчика, изложенные в сообщение № И3665 от 27.11.2018, обязать администрацию городского округа город Елец Липецкой области заключить с истцом договор купли-продажи спорного земельного участка.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 поддержали исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно объяснили, что ФИО1 был представлен в аренду земельный участок. Впоследствии на нем было возведено капитальное строительство объекта, который был введен в эксплуатацию, и за истцом было зарегистрировано право собственности. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выкупе земельного участка, однако, решением администрации городского округа город Елец Липецкой области ей было отказано, по тому основанию, что запроектированный объект в полном объеме не построен, и, как следствие, не выполнены условия договора аренды. Считают данный отказ незаконным, так как он не соответствует действительности. Проект этапа 1 является реализованным, здание не является недостроенным. Каких-либо доводов о том, что создание объекта № 2 предполагает выдачу органом публичной власти разрешений на строительство и на его ввод в эксплуатацию, возражения ответчика не содержат. Из пояснительной записки следует, что объект № 2 представляет собой являющийся некапитальным сооружением.

Представитель администрации городского округа город Елец Липецкой области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что на основании протокола о результатах торгов администрацией городского округа город Елец Липецкой области был заключен договор аренды спорного земельного участка. Согласно данного договора истец должен был построить объект в срок действия договора. Выделилось 2 этапа строительства. Разрешение на строительство и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию были выданы только на первый этап. Данный этап не является объектом в полном объеме. В связи с чем, условия договора аренды не исполнено. На основании этого просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что 03.11.2016 администрацией городского округа город Елец Липецкой области был проведен аукцион в соответствии с постановлением администрации городского округа город Елец Липецкой области от 26.09.2016 № 2064 «О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков».

Под лотом № 3 был указан земельный участок с кадастровым номером №*** площадью ............. кв.м., расположенный по адресу: N.... Разрешенное использование земельного участка: обслуживание автотранспорта. Предельные параметры разрешенного строительства: площадь застройки 570-940 кв.м.

14.11.2016 между администрацией городского округа город Елец Липецкой области и ФИО1 был заключен договор №*** аренды земельного участка с кадастровым номером №*** площадью ............. кв.м., расположенный по адресу: N....

Договор заключен сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1 указанного договора).

Пунктом 4.2.5 данного договора предусмотрено, что арендатор (ФИО1) обязана построить объект в срок действия договора.

При разрешении спора, суд исходит из того, что отсутствуют правовые основания для предоставления истцу земельного участка в собственность.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В статье 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.

В данной статье в числе прочих приведено следующее основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 4).

В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно пункту 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В силу статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

В соответствии с приведенными нормами генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

При этом, в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 ГрК РФ положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.

Как следует из проектной документации № 1019-ю/2016, при реализации строительства объекта обслуживания автотранспорта по требованию заказчика выделилось два этапа строительства: 1 этап – «Автомойка самообслуживания на 2 поста AutoSPA, N... (ФИО1). Технологическое здание автомойки». 2 этап – «Автомойка самообслуживания на 2 поста AutoSPA, N... (ФИО1)».

Разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию были выданы на первый этап капитального строительства, а именно: «Автомойка самообслуживания на 2 поста AutoSPA, N... (ФИО1). Технологическое здание автомойки».

В разрешение на строительство от 22.05.2018 № 48-42715000-39-2018 указана площадь застройки 56,12 кв.м.

Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра следует, что ФИО1 является собственником нежилого помещения по адресу: N..., площадью 41,0 кв.м.

Таким образом, в настоящее время объект в полном объеме не построен, в связи с чем, условия договора не выполнены, а обращение в администрацию городского округа город Елец Липецкой области является преждевременным, что не лишает истца права на повторное обращение к ответчику.

Разрешая при изложенных обстоятельствах заявленные истцом требования, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности, суд, руководствуясь положениями п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ, приходит к выводу об отказе в иске, о соответствии требованиям закона принятого администрацией городского округа город Елец Липецкой области решения об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером №*** площадью ............. кв.м., расположенный по адресу: N..., на котором расположен возведенный ФИО1 объект незавершенного строительства, что в силу изложенных норм права является основанием для вынесения решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах судом делается вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

Доказательств иного истцом не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении иска к администрации городского округа город Елец Липецкой области об оспаривание решения администрации городского округа город Елец Липецкой области – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.В. Баранов

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2019 года.