ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-472/2023 от 24.07.2023 Сосновского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-472/2023

68RS0024-01-2023-000490-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2023 года р.п. Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Дробышевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по укомплектованию аптечками и организации учета микроповреждений (микротравм) работников администрации сельсовета,

установил:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском, просил признать незаконным бездействие администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по непринятию мер по укомплектованию аптечками и организации учета микроповреждений (микротравм) работников администрации сельсовета, и обязать администрацию Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке, укомплектовать аптечки работникам администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 года №133 и организовать учет микроповреждений (микротравм) работников администрации Перкинского сельсовета.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Сосновского района, во исполнение приказа Генеральной прокуратуры России от 15.03.2019 № 196 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан", а также п.2.1 решения коллегии прокуратуры Тамбовской области от 25.02.2021 года «О результатах проверки исполнения трудового законодательства, в том числе законодательства об охране труда» на постоянной основе осуществляется надзор за состоянием законности в сфере соблюдения трудового законодательства.

В ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда в администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области установлено, что аптечка для оказания первой помощи работникам, в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 года №1331, отсутствует.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», вступившим в законную силу 01.03.2022, в Трудовой кодекс РФ введено понятие микроповреждение (микротравма).

Согласно статье 226 ТК РФ (в новой редакции), под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

С указанной даты работодатель обязан осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

В целях оказания содействия работодателям в исполнении требований статей 214, 216, 226 раздела X Трудового кодекса Российской Федерации, совершенствования внутренних процессов управления охраной труда в организации, предупреждения производственного травматизма Приказом Минтруда России от 15.09.2021 № 632н утверждены рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников, в соответствии с которыми работодателю рекомендуется организовать регистрацию происшедших микроповреждений (микротравм) в Журнале учета микроповреждений (микротравм) работников или ином определенном работодателем документе, содержащем, в том числе рекомендуемые сведения, отраженные в Журнале учета микроповреждения (микротравм) работников. Вместе с тем, в нарушение указанных требований, в администрации Перкинского сельсовета учет микроповреждений (микротравм) работников в администрации сельсовета не ведется.

В целях устранения указанных нарушений прокуратурой района 22 июня 2023 года в адрес главы Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области внесено представление. Администрацией сельсовета меры, направленные на устранение нарушений, указанных в представлении, приняты не были.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Сосновского района Тамбовской области Утробкина Я.О. исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, и просил удовлетворить их в полном объеме, дополнительно пояснив, что до настоящего времени мероприятия по укомплектованию аптечками и организации учета микроповреждений (микротравм) работников администрации сельсовета не проведены.

Представитель административного ответчика – администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в отсутствие указанного лица, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не просившего об отложении рассмотрения административного дела.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обязанности работодателя в области охраны труда установлены ст. 214 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой работодатель обязан создать безопасные условия труда, в том числе обеспечить соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда, обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

С 1 сентября 2022 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 г. N 1331н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам", согласно которому работодатель по установленным нормам должен укомплектовать аптечку для оказания первой помощи.

В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 года №1331 аптечка для оказания первой помощи работникам (далее - аптечка) комплектуется следующими медицинскими изделиями:

маска медицинская нестерильная одноразовая - 10 штук;

перчатки медицинские нестерильные, размером не менее М - 2 пары;

устройство для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство- Рот" - 1 штука;

жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения - 1 штука;

бинт марлевый медицинский размером не менее 5м х 10см - 4 штуки;

бинт марлевый медицинский размером не менее 7м х 14см - 4 штуки;

салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 х 14 см № 10 - 2 упаковки;

лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 х 500 см - 1 штука;

лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 х 7,2 см – 10 штук;

лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 х 10 см - 2 штуки;

покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 х 210 см - 2 штуки;

ножницы для разрезания повязок - 1 штука.

Аптечка подлежит комплектации медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке. По истечении сроков годности медицинские изделия и прочие средства, которыми укомплектована аптечка, подлежат списанию и уничтожению (утилизации) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае использования или списания и уничтожения (утилизации) медицинских изделий и прочих средств, предусмотренных настоящими требованиями, аптечку необходимо пополнить.

Как указано в п. 26 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в п.26 ст.6 Устава Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, следующие вопросы: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья.

Вместе с тем, в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда в администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области установлено, что аптечка для оказания первой помощи работникам администрации Перкинского сельсовета отсутствует.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», вступившим в законную силу 01.03.2022, в Трудовой кодекс РФ введено понятие микроповреждение (микротравма).

15 сентября 2021 года принят приказ Минтруда России от N 632н "Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников". Согласно которому работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, исходя из специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучших практик, принятых на себя обязательств посредством сбора и регистрации информации о микроповреждениях (микротравмах) (часть вторая ст. 226 ТК РФ, п. 2 Рекомендаций).

В этих целях работодателю рекомендуется, в том числе утвердить локальным нормативным актом, с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), порядок учета микроповреждений (микротравм) работников.

В ходе проверки 23 июня 2023 года, в нарушение указанных требований, в администрации Перкинского сельсовета учет микроповреждений (микротравм) работников администрации Перкинского сельсовета не ведется.

Исходя из того, что бездействие административного ответчика по созданию безопасных условий труда, в том числе отсутствие укомплектованной аптечки для оказания первой помощи работникам сельсовета, отсутствие учета микроповреждений (микротравм) работников в администрации Перкинского сельсовета может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасных условий труда.

В соответствии ч.2 ст. 178 КАС РФ суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения данного решения суда - в течение одного месяцев со дня вступления в законную силу решения, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен трёхмесячный срок на обращение в суд с указанными требованиями.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Сосновского района Тамбовской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по укомплектованию аптечками и организации учета микроповреждений (микротравм) работников администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области.

Обязать администрацию Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в установленном порядке, укомплектовать аптечки работников администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в соответствии с требования Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 года №133 и организовать учет микроповреждений (микротравм) работников администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области.

Обязать администрацию Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Сосновский районный суд Тамбовской области и прокурору Сосновского района Тамбовской области в течение 10 дней со дня исполнения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Мотивированное решение принято 25 июля 2023 года.

Председательствующий

Судья Е.А. Охотникова