Дело№2а-4733/17
Решение
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,
при секретаре Кутурженко А.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Заводского района г.Саратова в интересах Российской Федерации к Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области об отмене решения о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Морфей» в качестве юридического лица и признании недействительной и аннулировании записи,
установил:
заместитель прокурора Заводского района г.Саратова в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области об отмене решения о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Морфей» в качестве юридического лица и признании недействительной и аннулировании записи. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в период времени с 11 сентября 2017 года по 19 сентября 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации юридических лиц Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области.
Проверкой установлено, что решением Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области от 05 мая 2016 <№> произведена государственная регистрация в качестве юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Морфей» (ИНН <№>, адрес регистрации: <адрес>
Согласно данным, внесенным в ЕГРЮЛ, а также материалам регистрационного дела, единственным учредителем и руководителем ООО «Морфей» является ФИО4.
29 июня 2017 года заместителем начальника Саратовской таможни полковником полиции ФИО3, возбуждено уголовное дело <№> по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации - незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица.
В ходе расследования уголовного дела установлено, что не позднее 06 мая 2016 года неустановленное лицо получило согласие ФИО4 участвовать в качестве подставного лица при создании ООО «Морфей» и на основании данных, содержащихся в паспорте гражданина Российской Федерации подготовило и подписало у ФИО4 документы, необходимые для создания указанного юридического лица.
На основании представленных документов межрайонной ИФНC России № 19 по Саратовской области 05 мая 2016 года произведена государственная регистрация ООО «Морфей» в качестве юридического лица. Вследствие этого в ЕГРЮЛ в том числе внесены сведения о том, что единственным учредителем и руководителем ООО «Морфей» является ФИО4, то есть подставное лицо.
Таким образом, ООО «Морфей» образовано на подставное лицо, которое фактически не имело цели на осуществление хозяйственной деятельности обществом и его управление. Указанные обстоятельства подтверждаются также заявлением о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, постановлением о возбуждении уголовного дела <№> от 29 июня 2017 года, выпиской из ЕГРЮЛ и решением межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области от 05 мая 2016 года <№>
В результате совершения преступления, выразившегося в незаконном использовании документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица, осуществление хозяйственной деятельности ООО «Морфей» позволяет придать правомерный вид владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем.
Указанные обстоятельства в своей совокупности нарушают интересы Российской Федерации, поскольку образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц может привести к уходу от уплаты налоговых и иных обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, выводу в наличной форме значительных денежных средств в теневой оборот без последующей возможности отследить их использование.
Кроме того, данные факты создают условия для осуществления незаконной деятельности, сопряженной с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В связи с чем, заявил требование об отмене решения Межрайонной инспекции ФНС России <№> по Саратовской области от 05 мая 2016 года о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Морфей» (ИНН <№>, адрес регистрации: <адрес><адрес>, <адрес>) в качестве юридического лица. Признании недействительной и аннулировании с момента ее совершения записи в Едином государственном реестре юридических лиц за регистрационным номером от 05 мая 2016 <№> о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью ООО «Морфей» (ИНН <№>, адрес регистрации: <адрес>) в качестве юридического лица.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, аналогичные, изложенным в иске, указала, что приговора, вступившего в законную силу не имеется. Возбужденное уголовное дело находится в стадии расследования.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме, указав, что при проверке документов, переданных учредителем ООО «Морфей» для регистрации юридического лица, оснований для отказа в регистрации исходя из представленного пакета документов, содержащего необходимые сведения, согласно ст. 23 ФЗ 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не имелось, кроме того отмена решения регистрирующего органа о создании юридического лица не является надлежащим способом защиты нарушенных прав, поскольку правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении. В связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований просила отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.
В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.
Частями 1, 2, 6 и 8 статьи 51 ГК РФ установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер
Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.Как установлено в судебном заседании в период времени с 11 сентября 2017 года по 19 сентября 2017 года прокуратурой Заводского района г. Саратова проведена проверка Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области соблюдения законодательства при регистрации юридических лиц, в ходе которой установлено, что решением Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области от 05 мая 2016 № 5821А произведена государственная регистрация в качестве юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Морфей», единственным учредителем и руководителем ООО «Морфей» которого ФИО4 Согласно абз. 2 п. 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ и является исчерпывающим. Как следует из представленных доказательств и пояснений представителя истца на государственную регистрацию ООО «Морфей» поданы все необходимые документы – заявление о государственной регистрации юридического лица установленной формы, сведения, документы по оплате государственной пошлины, устав юридического лица, гарантийное письмо.В заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании ФИО4 своей подписью подтвердил, что представленные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной формы порядок их учреждения, а также, что ФИО4 известно, что в случае представления в регистрирующий орган недостоверных сведений, образования юридического лица через подставных лиц, предоставления документа, удостоверяющего личность, для создания юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями или сделками с денежными средствами или иным имуществом, приобретения документа, удостоверяющего личность, или использования персональных данных, полученных незаконным путем, для создания юридического лица, несет ответственность, установленную законодательством РФ. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. п. 1.2, 4.1 ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, уведомление или сообщение о государственной регистрации юридического лица представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Исходя из анализа положений Федерального закона №129 от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрацию юридических лиц носит заявительный характер, данный закон не содержит положений, закрепляющих права регистрирующего органа по проверке достоверности представленных заявителем сведений либо по проведению правовой экспертизы документов. Достоверность сведений подтверждается заявителем, который в силу п.1 ст. 25 указанного выше закона несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Согласно представленной в судебное заседание выписке из Единого государственного реестра от 11 декабря 2017 года ООО «Морфей» зарегистрировано 05 мая 2016 года <№> и является действующим юридическим лицом. Административный истец указывает, что ООО «Морфей» образовано на подставное лицо, которое фактически не имело цели на осуществление хозяйственной деятельности обществом и его управление. В подтверждение указанных обстоятельств представлена копия постановления о возбуждении уголовного дела от 29 июня 2017 года заявление ФИО4 о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, решение о государственной регистрации от 24 ноября 2017 года о внесении в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений ООО «Морфей» на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом 17 ноября 2016 года.Вместе с тем, на момент принятия оспариваемого решения у регистрирующего органа вышеуказанных обстоятельств не существовало, решение Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области было принято в соответствии с требования федерального законодательства.Доказательств, свидетельствующих о нарушении, допущенном налоговым органом при государственной регистрации ООО «Морфей» материалы дела ее содержат, отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, которые в силу ст. 23 ФЗ 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» давали бы налоговому органу законные основания для отказа в государственной регистрации.Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица ООО «Морфей» у налогового органа не имелось, представленные ФИО4 документы соответствовали требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 129-ФЗ, поэтому налоговым органом принято законное решение о регистрации ООО «Морфей» в качестве юридического лица и внесена запись о регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ. Доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достаточности, свидетельствующих о том, что имеется вступивший в законную силу приговор суда, которым установлено, что юридическое лицо создано через подставное лицо с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем, не представлено. С учетом изложенного, оснований для отмены решения МРИ ФНС России №19 по Саратовской области от 05 мая 2016 года о внесении сведений в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ООО «Морфей» в качестве юридического лица, а также о признании недействительной и аннулировании с момента совершения записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ООО «Морфей» в качестве юридического лица не имеется.
Кроме того, сторонами по настоящему делу выбран и неверный способ защиты нарушенного права путем заявления требований о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, который не приведет к реальному восстановлению нарушенных прав в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о регистрации в качестве юридического лица ООО «Морфей».
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Заводского района г.Саратова в интересах Российской Федерации к Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области об отмене решения о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Морфей» в качестве юридического лица и признании недействительной и аннулировании записи, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.
Судья: Е.Ю.Галицкая