ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4738/2023 от 14.09.2023 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

14.09.2023.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Волошиной Л.Е.,

с участием административного истца - помощника прокурора г.Сочи Харитоновой Е.А.,

представителя административного ответчика администрации г.Сочи Сизо М.М.,

представителя заинтересованного лица ФИО1ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Сочи в защиту прав муниципального образования город-курорт Сочи и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края о признании разрешений на строительство недействительными,

установил:

Прокурор г.Сочи обратился в суд к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании недействительными разрешений на строительство.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 10.12.2013 приобрела у общества Кубанских казаков Лазаревского районного казачества общества Черноморского округа Всекубанского казачьего войска земельный участок с кадастровым номером , расположенный в г.Сочи, <адрес>. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, относится к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящие жилые дома на одну семью), жилой дом, состоящий из нескольких блоков (блокированный жилой дом)". В декабре 2013 г. в ЕГРН сделана запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером . В декабре 2014 г. земельный участок с кадастровым номером разделен на 49 самостоятельных земельных участков.

В соответствии с утвержденными в 2015 г. градостроительными планами указанные земельные участки согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования города-курорта Сочи, утв. решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 расположены в территориальной зоне "Ж-2 - малоэтажная застройка коттеджного и блокированного типа до 15 м".

Администрацией г.Сочи на основании заявлений ФИО1 выданы разрешения на строительство трехэтажных индивидуальных жилых домов на участках, расположенных в <адрес> г.Сочи. В этой связи прокурор г.Сочи обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Сочи о признании недействительными разрешений на строительство индивидуальных жилых домов от 25.02.2016 в отношении указанных выше земельных участков.

Решением суда от 22.08.2019 административное исковое заявление прокурора удовлетворено:

признаны недействительными выданные администрацией г.Сочи разрешения на строительство индивидуальных жилых домов от 25.02.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером ; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенные в <адрес> г.Сочи.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20.02.2020 решение суда от 22.08.2019 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2020 указанное апелляционное определение отменено, дело направлено в Краснодарский краевой суд на новое апелляционное рассмотрение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.02.2021 решение суда от 22.08.2019 оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2021 решение суда от 22.08.2019 и апелляционное определение от 18.02.2021 отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Решением суда первой инстанции от 18.08.2021 административное исковое заявление прокурора г.Сочи удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.04.2022 указанные судебные акты оставлены без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2023, решение суда первой инстанции, апелляционное определение и кассационное определение Четвертого кассационного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15.06.2023 административное исковое заявление направлено в Центральный районный суд г.Сочи для рассмотрения по существу.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования административного иска поддержал.

Участвующий в деле представитель администрации г.Сочи просил принять дело на основании действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 указал на необоснованность требований административного истца, заявил ходатайство о применении последствий пропуска срока для обращение в суд..

Суд, изучив доводы истца, материалы дела, находит требования административного истца неподлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации.

Устойчивое развитие территории заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п.3 ст.1 ГрК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Установлено, что администрацией г.Сочи по результатам проверки представленных ФИО1 документов, выдана следующая разрешительная документация на возведение индивидуальных жилых домов:

от 25.02.2016 № RU-23-309-4248-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 25.02.2016 № RU-23-309-4249-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 25.02.2016 № RU-23-309-4250-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 25.02.2016 № RU-23-309-4251-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 25.02.2016 № RU-23-309-4252-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 16.05.2016 № RU-23-309-4441-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 16.05.2016 № RU-23-309-4442-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 18.05.2016 № RU-23-309-4461-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 16.05.2016 № RU-23-309-4447-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 16.05.2016 № RU-23-309-4446-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Данные решения приняты незаконно по следующим основаниям.

В соответствии с генеральным планом городского округа г.Сочи, утв. решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 № 89, указанные участки расположены в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования.

Факт нахождения вышеуказанных земельных участков в зоне зеленых насаждений подтверждается информацией департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 15.05.2023, представленным административным ответчиком фрагментом схемы функционального зонирования генерального плана городского округа г.Сочи.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утв. решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202, названные земельные участки отнесены к территориальной зоне "Ж-2" - малоэтажная застройка коттеджного и блокированного типа.

Так, согласно п.2 ч.1 ст.34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Генеральный план является документом территориального планирования городского округа (пункты 2, 3 ч.1 ст.18 ГрК РФ).

Согласно частям 3, 4 и 6 ст.23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения; содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы); на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются в том числе границы функциональных зон с отображением параметров и планируемого развития.

Пунктом 2 ст.1, ч.1 ст.9, ст.23 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон.

Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ, п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" определено, что правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, утверждаемый нормативным правовым актов органа местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и внесения в него изменений.

В силу ч.3 ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит карту функциональных зон, а правила землепользования и застройки включают карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон в соответствие с частями 2, 4 ст.30 ГрК РФ.

Из системного толкования ч.3 ст.9, частей 9 и 10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 ГрК РФ исходит принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки.

Указанные обстоятельства указывают на несоответствие в отношении вышеуказанных земельных участков правил землепользования и застройки генеральному плану г.Сочи.

По смыслу положений ч.13 ст.51 ГрК РФ противоречие территориального зонирования функциональному являлось основанием для отказа в выдаче обществу разрешений на строительство.

Данный правовой подход сформулирован в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2018 № 18-КГ18-67 и от 09.12.2019 № 308-ЭС19-22025.

Также установлено, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, вышеуказанные земельные участки расположены в зонах ограничений на территориях возможных чрезвычайных ситуаций природного характера "ОГП-О" - зонах оползневых процессов.

В силу п.13.1.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утв. решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202, в зонах территорий с опасными геологическими процессами запрещено строительство зданий и сооружений любого типа без проведения предварительного обследования и разработки инженерных мероприятий (противокарстовых, противооползневых, противоселевых, берегоукрепительных и др.).

Указанные мероприятия ФИО1 до обращения в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешительной документации не выполнены.

Указанные сведения подтверждаются информацией департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 15.05.2023.

Доводы представителя третьего лица ФИО1 о нарушении прокурором пропуска срок для обращения в суд являются неосновательными.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Прокурору г.Сочи о выдаче оспариваемых разрешений на строительство стало известно в ходе проведенной в 2019 г. проверки соблюдения требований градостроительного законодательства.

Первоначально данный иск подан в Центральный районный суд г.Сочи 29.07.2019 (решение Центрального районного суда г.Сочи от 22.08.2019 по делу № 2-4137/2019).

С учетом данных обстоятельств иск предъявлен прокурором в пределах установленного срока для обращения в суд.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать недействительными выданные администрацией г. Сочи разрешения на строительство индивидуальных жилых домов:

от 25.02.2016 № RU-23-309-4248-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 25.02.2016 № RU-23-309-4249-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ,

от 25.02.2016 № RU-23-309-4250-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 25.02.2016 № RU-23-309-4251-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 25.02.2016 № RU-23-309-4252-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 16.05.2016 № RU-23-309-4441-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 16.05.2016 № RU-23-309-4442-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 18.05.2016 № RU-23-309-4461-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 16.05.2016 № RU-23-309-4447-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

от 16.05.2016 № RU-23-309-4446-2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенных в <адрес> г.Сочи.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25.09.2023.

Председательствующий