ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4739/19 от 11.10.2019 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-4739/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2019 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Э. к Мэрии города Кызыла о признании незаконным и отмене постановления Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ,

с участием административного истца Э., ее представителя А., представителя заинтересованного лица Д.,

УСТАНОВИЛ:

Э. обратилась в суд с указанным административным иском к Мэрии города Кызыла о признании незаконным и отмене постановления Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что Мэрией города Кызыла выдано истцу разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на строительство пристройки к зданию аптеки «Эртине», ДД.ММ.ГГГГ был согласован проект пристройки к зданию аптеки, ДД.ММ.ГГГГ постановлением Мэрии г.Кызыла был утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>. Архитектурно-строительная комиссия ДАГиЗО Мэрии г.Кызыла протоколом от ДД.ММ.ГГГГ утвердила проект архитектурного решения «Пристройка к аптеке «Эртине» по <адрес>, в г. Кызыле» и ей было выдано разрешение на строительство пристройки. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ ей вручили уведомление о том, что ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Мэрии города Кызыла было отменено ранее выданное разрешение на строительство, на основании того, что отсутствуют технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Не согласившись с данным постановлением Э. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Мэрии г. Кызыла. ДД.ММ.ГГГГ Кызылским городским судом Республики Тыва отказано в удовлетворении административного искового заявления Э. Не согласившись с решением суда Э. обратилась с апелляционной жалобой в Верховный суд Республики Тыва. Апелляционным определением Верховного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ решение Кызылского городского суда Республики Тыва отменено, вынесено новое решение об удовлетворении исковых требований. Затраты Э. при начальном этапе строительства составили более 1 млн.рублей, она взяла кредит в банке на значительную сумму. ДД.ММ.ГГГГ Мэрия г. Кызыла повторно вынесла постановление об отмене ранее выданного разрешения на строительство, копию которого административный истец не получала. Просит признать незаконным постановление Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его полностью.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО УК «ЖЭУ-2».

В судебном заседании административный истец Э. просила удовлетворить административный иск в полном объеме.

Представитель административного истца А. в судебном заседании иск поддержал по указанным в нем основаниям, просил удовлетворить, поскольку постановление Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ вынесено незаконно и нарушает права и законные интересы административного истца.

Представитель административного ответчика Мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, при таких обстоятельствах дело рассматривается без их участия.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «ЖЭУ-2» Д. в судебном заседании с иском согласилась, просила удовлетворить по указанным основаниям.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд полагает, что Э. трехмесячный срок на обращение с административным иском не пропущен.

В силу п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пп. 3 п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела, Э. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 40,5 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ отменено ранее выданное разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>.

Э.ДД.ММ.ГГГГ исх. Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> направлено уведомление об отмене разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Мэрией города Кызыла, в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ Э. разрешено осуществление пристройки к зданию аптеки «Эртине» по <адрес>, срок разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ утвержден и зарегистрирован градостроительный план земельного участка, расположенного в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) с кадастровым номером , площадью 1930 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, площадь 1930 кв.м., категория земель населенных пунктом, вид разрешенного использования многоэтажная застройка, вид права: общая долевая собственность, размер доли в праве пропорционален размеру общей площади помещения; правообладатель: собственники помещений в многоквартирном доме.

Начальником Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений направлены письма руководителю Службы ГЖИ и СН Республики Тыва, заместителю прокурора г. Кызыла о том, что Департамент направил в адрес Э. получено постановление Мэрии г. Кызыла об отмене разрешения на строительство, однако строительство не приостановлено, также не предоставлены документы на отвод земельного участка.

Из письма от 20.08.2019г. заместителя руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва следует, что разрешением на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ установлена общая площадь 128,3 кв.м., количество этажей -1. В соответствии с данными параметрами здания, строительство (реконструкция) аптеки Службе не поднадзорно, Служба не имеет оснований для проведения проверки при строительстве разрешения, реконструкции здания аптеки.

Из ответа на запрос от 01.10.2019г. руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва следует, что в адрес Службы протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> 2017г. не поступали.

Из ответа на запрос от 03.10.2019г. генерального директора ООО УК «ЖЭУ-2» следует, что ООО УК «ЖЭУ-2» не получало протокол и решение общего собрания по уменьшению размера общего имущества многоквартирного дома по <адрес>.

Согласно возражения на административное исковое заявление разрешение на строительство № от 06.12.2017г. отменено законно, как несоответствующее требованиям ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.

Правила землепользования и застройки территории утверждаются представительным органом местного самоуправления (ст.ст.30, 32 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительный регламент, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для условно разрешенных видов земельных участков принимаются в соответствии с СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и учитываются при выдаче разрешения на условно разрешенный вид земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, в силу пункта 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, являются правоустанавливающие документы на земельный участок.

При этом под правоустанавливающим документом надлежит понимать документ, устанавливающий или удостоверяющий право застройщика на земельный участок, на котором предполагается производить строительство.

Как установлено в судебном заседании, административным истцом не было предоставлено, каких-либо правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.

В соответствии с п.п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие действия должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Аналогичным образом уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае реконструкции многоквартирного дома застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен представить решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно градостроительному плану земельного участка и других документов, представленных в материалы дела, капитальная пристройка осуществляется к фасаду жилого многоэтажного дома по адресу: <адрес> на земельном участке, правообладателем которого являются собственники помещений в многоквартирном доме, в общей долевой собственности, размер доли в праве пропорционален размеру общей площади помещения.

Согласно списка собственников <адрес>, в доме имеется 32 квартиры и 32 собственника.

При получении разрешения на строительство Э. был представлен Акт описи согласия на расширение аптеки в виде пристройки по адресу: <адрес>, подписанный 20 лицами, с указанием номера квартиры и ФИО собственника. Из представленного списка административным истцом с ФИО собственников квартир, указанных управляющей компанией, совпадает только 12 ФИО собственников квартир.

Кроме того, застройщиком Э. к заявлению о выдаче разрешения на строительство не было представлено решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, выдача разрешения на реконструкцию в отсутствие согласия всех собственников многоквартирного дома и реконструкция многоквартирного дома, а также выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отсутствие согласия всех собственников многоквартирного жилого дома нарушает нормы гражданского, жилищного и градостроительного законодательства.

В определенных статьей 51 Градостроительного кодекса случаях уполномоченный орган (организация) в отношении выданного разрешения на строительство вправе принять решение о прекращении его действия (части 21.1, 21.2, 21.4).

В силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.

Установив, допущенные при выдаче разрешения на строительство объекта существенные нарушения действующего законодательства, а также ст. 60 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденных Решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 N 432 (ред. от 16.02.2017, с изм. от 23.05.2017) у административного ответчика имелись правовые основания для отмены разрешения на строительство.

Вместе с тем, не могут быть приняты доводы административного ответчика о несоответствии проектной документации градостроительному плану земельного участка, поскольку ничем объективно не подтверждены.

Не принимаются также доводы административного истца о том, что общее собрание собственников состоялось, имеется протокол общего собрание собственников, поскольку имеется согласие только некоторых собственников помещений жилого дома.

При таких обстоятельствах, Мэрией г. Кызыла правомерно вынесено оспариваемое постановление об отмене выданного разрешения на строительство пристройки к жилому дому, поскольку иное бы привело к нарушению Правил землепользования и застройки городского округа «<адрес> Республики Тыва», а также в дальнейшем невозможности ввода объекта в эксплуатацию, в связи с чем, административное исковое заявление Э. подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Э. к Мэрии города Кызыла о признании незаконным и отмене постановления Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2019 года.

Судья Р.С.Монгуш