ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-473/2021 от 20.01.2021 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-473/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2021 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Юркевич М.А.,

при секретаре Гуляевой Н.А.,

с участием административного истца ФИО1,

административных ответчиков судебного пристава-исполнителя ОСП по ВА и ИНХ по Великому Новгороду УФССП России по Новгородской области ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП и ИНХ по Великому Новгороду УФССП России по Новгородской области ФИО2, ФИО4, УФССП России по Новгородской области о признании незаконными бездействия, постановления от ДД.ММ.ГГГГ

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП и ИНХ по Великому Новгороду УФССП России по Новгородской области ФИО2 о признании незаконными бездействия, постановления ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение суда по гражданскому делу . Однако ФИО5 решение суда не исполняет, . ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО2 возбуждено исполнительное производство. С момента возбуждения судебным приставом-исполнителем не принимаются меры к его исполнению. ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства по причине направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия на территории ОСП . В силу ст. 36 Закона «Об исполнительном производстве» требования, содержащиеся в исполнительном производстве, должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, административный истец получил возможность , однако со стороны судебного пристава в его адрес направлялись постановления, которые он был обязан вынести до ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, когда сроки истекли. Таким образом, постановление от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. Кроме того, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем никаких мер по исполнению решения суда не предпринималось. Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении исполнительного производства незаконным, признать бездействие судебного пристава-исполнителя в период с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП и ИНХ по Великому Новгороду УФССП России по Новгородской области ФИО4, УФССП России по Новгородской области, в качестве заинтересованного лица Приобское ОСП г. Бийска.

В судебном заседании административный истец ФИО5 административный иск поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в иске ив пояснениях к иску. Также пояснил, что в настоящее время им обжалуются действия судебного пристава о передаче исполнительного производства в ОСП .

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП и ИНХ по Великому Новгороду УФССП России по Новгородской области ФИО2 административный иск не признал.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП и ИНХ по Великому Новгороду УФССП России по Новгородской области ФИО4 полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Административный ответчик УФССП России по Новгородской области, заинтересованное лицо ФИО5, Приобское ОСП г. Бийска, извещенные надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Учитывая, что явка указанных лиц, судом обязательной не признавалась, в соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4, частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ одним из принципов исполнительного производства является принцип своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП.

Положения статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118 - Федерального закона «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Абзацем 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. на основании исполнительного документа, выданного по делу , возбуждено исполнительное производство

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику ФИО5, взыскателю ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО5 направление извещение о вызове на прием к судебном приставу-исполнителю на ДД.ММ.ГГГГ, направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю ОСП совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения в виде иных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в отношении ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем был совершен выход по месту жительства должника, о чем составлен Акт совершения исполнительных действий.

ДД.ММ.ГГГГ получены сведения о регистрации должника ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем был совершен выход по месту жительства должника, о чем составлен Акт совершения исполнительных действий.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю ОСП совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения в виде иных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в отношении ФИО5.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства по причине направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 ФЗ -229.

Также из представленных материалов исполнительного производства усматривается, что судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ был совершен выход по месту жительства должника, ДД.ММ.ГГГГ направлено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю ОСП совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения, был сделан запрос

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО5 на имя судебного пристава-исполнителя поступила объяснительная,

Также судебному приставу-исполнителю представлены свидетельства . По информации, полученной от муниципальных органов управления образования

ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство передано в ОСП

В силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные Законом об исполнительном производстве сроки.

Из смысла Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О судебных приставах» следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.

Вопреки доводам административного истца, предусмотренный частью 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве двухмесячный срок для исполнения судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа не является пресекательным, носит организационный характер, его истечение не ведет к окончанию или прекращению исполнительного производства и не может являться основанием для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, как и бездействия вышестоящих должностных лиц.

Разрешая спор, суд исходит из того, что материалы исполнительного производства содержат сведения, о произведенных судебным приставом-исполнителем действиях, направленных на исполнение исполнительных документов и, соответственно, об отсутствии бездействия административных ответчиков.

В силу статьи 33 Федерального закона № ФЗ-229, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества (часть 1). При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения; поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона; поручение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов в письменной форме (часть 6).

В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Поручение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов в письменной форме с одновременным (по возможности) направлением посредством сети "Интернет" не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления. На время исполнения поручения исполнительное производство может быть приостановлено, за исключением случаев, если для исполнения поручения необходимо применение мер принудительного исполнения.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 настоящего Федерального закона.

В силу вышеприведенных положений закона судебным приставом-исполнителем законно и обоснованно вынесены постановления о поручении судебному приставу-исполнителю ОСП совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения в виде иных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в отношении ФИО5, а также постановление от ДД.ММ.ГГГГ года о приостановлении исполнительного производства до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется.

Разрешая административные исковые требования, суд приходит к выводу, что применительно к ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ оспариваемое постановление принято судебным приставом-исполнителем в рамках предоставленных должностному лицу полномочий, порядок принятия постановления соблюден, основания для принятия постановления имелись, содержание постановлений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения.

Доказательств нарушения прав административного истца суду не представлено, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со составления мотивированного решения.

Председательствующий М.А.Юркевич

Мотивированное решение составлено 02.02.2021 года.