УИД
с участием административного истца - Корякина В.В., его представителя - ФИО4,
представителя административного ответчика - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корякина В.В. к администрации о признании незаконным постановления, возложении обязанности по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования ,
УСТАНОВИЛ:
Корякин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации о признании незаконным постановления от , возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования , в обоснование требований указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный в , по пер. Пушкина 38. он обратился в администрацию с заявлением о включении в зону МД условно-разрешенного вида использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, либо изменении границы территориальных зон МД и Ж-3 таким образом, чтобы принадлежащий ему указанный выше земельный участок был расположен в территориальной зоне Ж-3, в чем ему было отказано сообщением, поступившим . Причиной для отказа послужило то, что рассматриваемый земельный участок расположен в санитарной зоне автотранспортного предприятия, расположенного по адресу: , пер. Пушкина, . Указанное решение было оспорено путем обращения в Амурский областной суд, решением которого от решение Зейского городского Совета народных депутатов от «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования » в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером признано недействующим. он вновь обратился в администрацию с заявлением об изменении территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером: с МД (зона многофункциональной деловой застройки) на зону Ж-3 (зона индивидуальных жилых домов), а также изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на «для индивидуального жилищного строительства». На указанное обращение ответчиком было направлено постановление «Об отклонении предложения о внесении изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования », при этом причиной отказа послужило предотвращение ограничений использования земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительным регламентом территориальной зоны МД и нарушения прав и законных интересов их правообладателей. Вместе с тем, смена территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером с зоны МД на зону Ж-3 никак не ограничивает права собственников соседних участков, так как участки, граничащие непосредственно со спорным участком, принадлежат истцу. Кроме того, участок, находящийся через дорогу, по адресу: , пер Пушкина, кадастровым номером , также расположен в территориальной зоне МД, при этом имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома, на этом земельном участке находится частный дом с кадастровым номером . На данный момент в зоне МД муниципального образования предусмотрено строительство жилых зданий, а именно вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка. Одновременно истец указывает, что оспариваемым решением административного ответчика нарушены его права на благоприятные условия жизнедеятельности.
Определением суда от к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Зейский городской Совет народных депутатов.
Административный истец Корякин В.В., его представитель ФИО4 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - администрации ФИО5 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласна, из ее пояснений, данных при рассмотрении настоящего спора, а также представленных отзывов на административный иск следует, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования относится к компетенции Зейского городского Совета народных депутатов. постановлением администрации утверждено Положение о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки , в соответствии с положениями которого комиссия осуществляет подготовку и представление главе администрации заключений с рекомендациями о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Правила, проект правил или об отклонении таких предложений с указанием причин. Глава администрации города с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила или об отклонении предложения о внесении изменений в данные Правила с указанием причин отклонения и направляет копию заявителям. Согласно протоколу заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки от , комиссией было рекомендовано главе администрации города принять решение об отклонении предложения Корякина В.В. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования в части изменения границ территориальных зон МД (многофункциональной деловой и обслуживающей зоны) и Ж-3 (зоны индивидуальных жилых домов) путем включения земельного участка с кадастровым номером в границы территориальной зоны Ж-3. Согласно заключению, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , право собственности зарегистрировано в ЕГРН , разрешенное использование земельного участка «среднеэтажная жилая застройка». Заявление подано в целях использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Правилами, земельный участок с кадастровым номером расположен в многофункциональной деловой и обслуживающей территориальной зоне (МД), вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» градостроительным регламентом территориальной зоны МД не предусмотрен. Согласно абз. 1 ст. 29.8 Правил, территориальная зона МД выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции объектов капитального строительства организаций оптово-розничной торговли, служб сервиса и ремонта, небольших производств и мастерских, непосредственно обслуживающих население. Одной из целей разработки Правил является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительств, а также создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований и привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Включение земельного участка с кадастровым номером в жилую зону может ограничить возможность принятия решений правообладателей соседних участков о развитии, либо перепрофилировании объектов в соответствии с разрешенным использованием земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных градостроительным регламентом зоны МД в действующей редакции правил, тем самым повлечет ограничение прав его правообладателей. На основании изложенного, комиссия рекомендовала главе администрации города отклонить предложение Корякина В.В. об изменении границ территориальных зон МД и Ж-3 путем исключения земельного участка с кадастровым номером из территориальной зоны МД, расположенной в районе пер. Пушкина, с переходом данного земельного участка в территориальную зону Ж-3. В соответствии с главой 4 Градостроительного кодекса РФ, с учетом рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки , в целях предотвращения ограничений использования земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительным регламентом территориальной зоны МД и нарушения прав и законных интересов их правообладателей было принято оспариваемое истцом постановление администрации от «Об отклонении предложения о внесении изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования по заявлению Корякина В.В.», копию которого Корякин В.В. получил , обратившись в суд с рассматриваемым иском за пределами установленного законом трехмесячного срока, который истец . На основании изложенного, просит в удовлетворении административного иска Корякина В.В. отказать.
Представитель заинтересованного лица Зейского городского Совета народных депутатов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в отсутствие представителя.
В силу статьи 150 КАС РФ, дело рассмотрено при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного иска по следующим основаниям:
Согласно статье 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки городского округа и внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 9 части 13 статьи 32 Устава к компетенции Зейского городского Совета народных депутатов относится утверждение правил землепользования и застройки территории городского округа и вносимых в него изменений и дополнений.
Из пункта 25 части 2 статьи 40 Устава следует, что к полномочиям администрации относится подготовка правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ:
1.Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
3. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; 3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; 4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; 5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки; 6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
4. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
5. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
5.1. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте. В отношении таких территорий заключается один или несколько договоров о комплексном развитии территории.
5.2. Если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, решение о комплексном развитии территории может быть принято в отношении территории, которая в соответствии с правилами землепользования и застройки на дату принятия указанного решения не определена в качестве такой территории, либо в отношении территории, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в правилах землепользования и застройки в качестве территории, в отношении которой допускается осуществление деятельности по ее комплексному развитию.
6. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
В силу ст.31 ГрК РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.
Согласно ст.33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
В случае, если утверждение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется представительным органом местного самоуправления, проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, направленный в представительный орган местного самоуправления, подлежит рассмотрению на заседании указанного органа не позднее дня проведения заседания, следующего за ближайшим заседанием.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения. Границы территориальных зон могут устанавливаться, в том числе, по границам земельных участков (ст.34 ГрК РФ).
В соответствии со ст.35 ГрК РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
В состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ст.36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Согласно статьи 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства, может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом, зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий населенных пунктов и призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки. Задачей же органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Решением Зейского городского совета народных депутатов от утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования , согласно которым земельный участок с кадастровым номером расположен в многофункциональной деловой и обслуживающей территориальной зоне (МД), при этом положениями ст.28.8 названных Правил, территориальная зона МД выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции объектов капитального строительства организаций оптово-розничной торговли, служб сервиса и ремонта, небольших производств и мастерских, непосредственно обслуживающих население, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» градостроительным регламентом территориальной зоны МД не предусмотрен.
Постановлением администрации от утверждено Положение о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки , согласно п.п.1.2, 2.1-2.3 которого комиссия является постоянно действующей, и ее основными функциями, в том числе, является: подготовка проекта Правил, проекта изменений в Правила, осуществление доработки проекта Правил, прием предложений заинтересованных лиц о подготовке проекта Правил, об изменении границ территориальных зон, градостроительных регламентов, подготовка и представление главе администрации заключений с рекомендациями о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Правила, проект Правил или об отклонении таких предложений с указанием причин, организация и проведение публичных слушаний по проекту Правил, по внесению изменений в Правила.
Положения Правил землепользования и застройки муниципального образования также содержат нормы, регламентирующие деятельность указанной комиссии (ст.17).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, административный истец Корякин В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , пер.Пушкина, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка; для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, дата регистрации права собственности – (выписка из ЕГРН от ).
Корякин В.В. обратился в администрацию с заявлением, согласно которому просил внести изменения в Правила землепользования и застройки - изменить территориальную зону в границах земельного участка с кадастровым номером с МД (зоны многофункциональной деловой застройки) на Ж-3 (зону индивидуальных жилых домов), а также изменить вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка со среднеэтажной жилой застройки на вид - для индивидуального жилищного строительства, при этом для разрешения указанного вопроса заявителем в орган местного самоуправления были представлены выписка из ЕГРН и копия его паспорта.
Как следует из протокола заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки от , по результатам ознакомления с материалами, представленными заявителем, было принято решение рекомендовать главе администрации города принять решение об отклонении предложения Корякина В.В. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования , в части изменения границ территориальных зон МД - многофункциональной деловой обслуживающей зоны и Ж-3 -зоны индивидуальных жилых домов, путем включения земельного участка с кадастровым номером в территориальную зону Ж-3.
Как следует из заключения названной комиссии по результатам рассмотрения вышеназванного обращения Корякина В.В., земельный участок с кадастровым номером расположен в многофункциональной деловой и обслуживающей территориальной зоне (МД). Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» градостроительным регламентом территориальной зоны МД (п. 1 ст. 29.8 Правил) не предусмотрен. В соответствии с действующей редакцией Правил земельный участок с кадастровым номером расположен в санитарно-защитной зоне автотранспортного предприятия, расположенного по адресу: , пер. Пушкина, . На карте зон с особыми условиями использования территории Правил санитарно-защитная зона автотранспортного предприятия, расположенного по адресу: , пер. Пушкина, , отражена в радиусе 100 м. Пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» запрещает размещение жилой застройки в границах санитарно-защитных зон. Решением Амурского областного суда от по делу а-76/2021 по административному исковому заявлению Корякина В.В., вступившим в силу , решение Зейского городского Совета народных депутатов от «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования » признано недействующим в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером . Территориальная зона МД выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции объектов капитального строительства организаций оптово-розничной торговли, служб сервиса и ремонта, небольших производств и мастерских, непосредственно обслуживающих население. Включение земельного участка с кадастровым номером в жилую зону может ограничить возможность принятия решений правообладателей соседних участков о развитии либо перепрофилировании объектов в соответствии с разрешенным использованием земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных градостроительным регламентом зоны МД в действующей редакции Правил, тем самым повлечет ограничение прав его правообладателей. Предлагаемые изменения могут привести к ограничениям использования соседних земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительным регламентом территориальной зоны МД, а, следовательно, нарушению прав и законных интересов их правообладателей. На основании изложенного комиссия сочла нецелесообразным изменение границ территориальных зон МД и Ж-3 путем исключения земельного участка с кадастровым номером из территориальной зоны МД, расположенной в районе пер. Пушкина, с переходом данного земельного участка в территориальную зону Ж-3, рекомендовав главе администрации города отклонить предложение Корякина В.В.
Постановлением администрации от , вышеназванное предложение Корякина В.В. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования было отклонено.
При этом сведений об исследовании комиссией при разрешении поступившего предложения Корякина В.В. иных материалов, кроме тех, которые были представлены заявителем, в том числе касающихся фактического размещения в территориальной зоне МД в районе спорного участка тех или иных объектов, их назначения, а также фактически установленных для находящихся в указанной зоне земельных участков видов разрешенного использования указанные выше документы, равно как и иные, не содержат.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что рядом со спорным участком, принадлежащим истцу на праве собственности, расположены лишь земли не разграниченной государственной собственности, а также следующие участки:
участок с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – магазин, расположенный по адресу: , пер. Пушкина (собственник – Корякин В.В.);
участок с кадастровым номером , категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: , пер. Пушкина (арендатор – Корякин В.В. на срок до );
участок с кадастровым номером категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: , пер. Пушкина, 40 (собственник – ФИО6 с датой регистрации права собственности );
участок с кадастровым номером категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: , пер. Пушкина (собственник – Корякин В.В.);
участок с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: , пер. Пушкина (арендатор – Корякин В.В. на срок до );
участок с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для огородничества, расположенный по адресу: (арендатор Корякин В.В. на срок по ).
Также судом установлено, что в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером , а именно на участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположен жилой дом (), также расположенный в территориальной зоне МД.
Указанные обстоятельства не были исследованы уполномоченной на то комиссией, соответственно вывод, изложенный в вышеприведенном заключении, послужившем основанием для вынесения оспариваемого постановления, о том, что включение земельного участка с кадастровым номером в жилую зону может ограничить возможность принятия решений правообладателей соседних участков о развитии либо перепрофилировании объектов в соответствии с разрешенным использованием земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных градостроительным регламентом зоны МД, нельзя признать обоснованным.
При указанных обстоятельствах, вынесенное по результатам рассмотрения обращения административного истца постановление органа местного самоуправления также нельзя признать соответствующим требованиям закона.
Вместе с тем, в соответствии со ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Из пояснений стороны административного истца, данных в судебном заседании следует, что о наличии оспариваемого постановления истцу стало известно в апреле 2022 года.
Однако, как следует из материалов дела и подтверждено почтовым уведомлением, копия постановления администрации от была получена административным истцом лично .
С настоящим административным иском истец обратился в суд лишь , что подтверждено оттиском почтового штемпеля на конверте, то есть по истечении установленного трехмесячного срока со дня, когда ему стало известно о полагаемом им нарушении прав, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств уважительности причин пропуска Корякиным В.В. срока на обращение в суд с настоящим административным иском, в удовлетворении требований Корякина В.В. суд находит необходимым отказать.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Корякина В.В. к администрации о признании незаконным постановления от , возложении обязанности по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования , отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ПредседательствующийН.В. Клаус
Мотивированное решение составлено .
Судья Н.В. Клаус