ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-473/2022 от 22.06.2022 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-473/2022

27RS0020-01-2022-001262-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«22» июня 2022 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Куксенко А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дащенко Н.Н.,

с участием административного истца помощника Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора – Бритченко А.А., представителя административного ответчика администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края – Качуровской Ю.С., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконными, возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, ?9, 30), Бошняка (№№ 26, 28, 30, 32) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, постановления Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 № 136-пр «Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края»,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику, ссылаясь на то, что полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» наделена администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края. В соответствии с законодательством РФ необходимым условием для складирования твердых коммунальных отходов потребителями вне зависимости от выбранного способа такого складирования, является наличие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения «Город Николаевске-на-Амуре» и сельских поселений Николаевского муниципального района, утвержденном постановлением администрации Николаевского муниципального района от 17.09.2019 № 1043- па (далее - Реестр мест), а также территориальной схеме обращения с отходами на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 № 477-пр, источниками образования ТКО в г. Николаевск-на-Амуре являются, помимо прочего, индивидуальные жилые дома, расположенные в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32).

Вместе с тем, в ходе осмотра 17.03.2022 Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой территории г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32), установлено, что в границах вышеназванных улиц отсутствуют какие-либо места (площадки) накопления ТКО, соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Кроме того, по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красноармейская, д. 178, указанному в Реестре мест, как адрес места (площадки) накопления ТКО, образуемых от частного жилищного фонда (в зоне застройки индивидуальными жилыми домами) в границах вышеназванных улиц, фактически место (площадка) накопления ТКО не создано. По данному адресу расположен только жилой дом. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края не обеспечены условия для обращения с ТКО путем создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Следствием этого является создание предпосылок для образования стихийных свалок на территории муниципального образования, загрязнения отходами таких компонентов природной среды как земля, почва. 17.03.2022 Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой, в связи с выявленными нарушениями внесено представление № 2-15/34-2022 (2-15-2022/Прдп41-21-20000806) в адрес главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края. Согласно ответу администрации района от 04.05.2022 № 1.1-63-2560 с представлением администрация согласна. Вместе с тем, как установлено прокуратурой 26.05.2022 в ходе осмотра поднадзорной территории, меры, направленные на устранение нарушений, администрацией не приняты. Поскольку бездействие администрации может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, безопасные условия проживания, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим заявлением.

Просит с признать бездействие администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32), незаконным. Обязать администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края в течение одного года с момент вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, постановления Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 № 136-пр «Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края».

В судебном заседании административный истец помощник Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора – Бритченко А.А. административное исковое заявление поддержала, по изложенным в нем доводам. Исковые требования уточнила, просила возложить на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение 18 месяцев создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, постановления Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 № 136-пр «Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края».

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Качуровская Ю.С. согласилась с административным исковым заявлением, однако считает необходимым предоставить срок для исполнения решения суда в течение 1,5 года с момента вступления решения суда в законную силу. Предоставив письменные возражения на административное исковое заявление.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Статьей 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с положениями частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Из части 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 5 Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Устав), утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края от 10.06.2005 № 39, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.

Частью 4 ст. 5 Устава установлено, что местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Таким образом, судом установлено, что полномочиями в сфере обращения с ТКО на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» наделена администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходам (далее - Правила обращения с ТКО).

На основании п. 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Пунктом 10 Правил обращения с ТКО определено, что в соответствии договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Аналогичная норма содержится в п. 2.2 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного накопления) на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 28.09.2017 № 387-пр.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Таким образом, необходимым условием для складирования твердых коммунальных отходов потребителями вне зависимости от выбранного способа такого складирования, является наличие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения «Город Николаевске-на-Амуре» и сельских поселений Николаевского муниципального района, утвержденном постановлением администрации Николаевского муниципального района от 17.09.2019 № 1043- па (далее - Реестр мест), а также территориальной схеме обращения с отходами на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 № 477-пр, источниками образования ТКО в г. Николаевск-на-Амуре являются, также индивидуальные жилые дома, расположенные в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32).

Вместе с тем, согласно акту осмотра от 17.03.2022 Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой территории г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32), установлено, что в границах вышеназванных улиц отсутствуют какие-либо места (площадки) накопления ТКО, соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красноармейская, д. 178, указанному в Реестре мест, как адрес места (площадки) накопления ТКО, образуемых от частного жилищного фонда (в зоне застройки индивидуальными жилыми домами) в границах вышеназванных улиц, фактически место (площадка) накопления ТКО не создано. По данному адресу расположен только жилой дом.

Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края не обеспечены условия для обращения с ТКО путем создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Следствием этого является создание предпосылок для образования стихийных свалок на территории муниципального образования, загрязнения отходами таких компонентов природной среды как земля, почва.

17.03.2022 Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой, в связи с выявленными нарушениями внесено представление № 2-15/34-2022 (2-15-2022/Прдп41-21-20000806) в адрес главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Согласно ответу администрации района от 04.05.2022 № 1.1-63-2560 с представлением администрация согласна, считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, как установлено прокуратурой 26.05.2022 в ходе осмотра поднадзорной территории, меры, направленные на устранение нарушений, администрацией не приняты.

Разрешая заявленные административные требования, суд приходит к выводу об их удовлетворении, поскольку вышеприведенными нормативными актами закреплена компетенция органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО и, в частности, установлены полномочия муниципальных районов по созданию мест (площадок) накопления ТКО. Поскольку администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края, не предприняты меры по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32), суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, постановления Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 № 136-пр «Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края». Признав бездействия администрации Николаевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32) незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконными, возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, ?9, 30), Бошняка (№№ 26, 28, 30, 32) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, постановления Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 № 136-пр «Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32), незаконным.

Возложить на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах улиц Красноармейская (жилые дома №№ 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 189), Чихачева (жилые дома №№ 25, 27), Кирова (№№ 27, 28, 29, 30), Бошняка (№№ 26,28,30,32) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, постановления Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 № 136-пр «Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья А.И. Куксенко