ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4742/17 от 06.11.2017 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-4742/17

Мотивированное решение изготовлено 06.11.2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2017 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего – судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Дорошенко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> по принятию решения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> по принятию решения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона.

В обоснование заявленного требования указал, что он, приняв решение взять в аренду земельный участок, подал заявку на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.

Сообщает, что аукцион не состоялся, поскольку кроме него никто заявку на желаемый участок не подал. В результате чего, в соответствии с п.14 ст.39.12 Земельного кодекса РФ было принято решение о заключении с ним договора аренды на указанный земельный участок.

Утверждает, что он подписал данный договор аренды ДД.ММ.ГГГГ, но ряд документов, прилагаемых к подписанному договору аренды были не подписаны, поэтому по объективным причинам он не успел до ДД.ММ.ГГГГ передать данный договор в комитет имущественных отношений.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ был выходной день, и когда он во второй половине дня ДД.ММ.ГГГГ прибыл с подписанным договором, ему сообщили, что в отношении него составлен протокол и договор у него не взяли.

Сообщает суду, что на составление протокола его не пригласили. В последующем он получил решение административного ответчика о принятии в отношении него решения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона.

Утверждает, что такая санкция, как включение участника в Реестр недобросовестных участников аукциона, влечет для него неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера.

Просит суд признать незаконными действия Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> по принятию решения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона и исправить допущенные нарушения, обязав административного ответчика отменить решение по делу , а так же приказ от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр.

ФИО1, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании настаивал на заявленный требованиях в полном объеме. Действия административного ответчика незаконны, с учетом того, что ДД.ММ.ГГГГ был выходной день, на основании статьи 193,195 ГК РФ ФИО1 имел право подать документы ДД.ММ.ГГГГ, однако их у него не приняли.

Представитель административного ответчика ФИО3 с требованиями административного истца не согласилась, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений г. Мурманска в судебное заседание не явился, представил возражения на административное исковое заявление в котором, просил отказать в заявленных требованиях в полном объеме, сообщив при этом, что ФИО1 был обязан подписать и вернуть в адрес Комитета подписанный договор аренды о предоставлении земельного участка в пользование в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Уклонение единственного участника аукциона по лоту от заключения договора аренды земли влечёт за собой необходимость для организатора торгов повторного проведения аукциона по рассматриваемому лоту.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте <данные изъяты> было размещено Извещение о проведении процедуры открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. Организатор торгов: Комитет имущественных отношений города Мурманска.

Прием заявок и прилагаемых к ним документов: с момента опубликования извещения о проведении торгов и заканчивалось ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Рассмотрение заявок на участие в аукционе: ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Подведение итогов аукциона: ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Количество лотов: <данные изъяты>, в том числе: Лот : земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, Муниципальное образование <адрес>, кадастровый .

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (ИНН: ) признан участником аукциона по Лоту . В связи с поступлением только одной подтвержденной заявки в соответствии со статьёй 39.12 Земельного кодекса РФ аукцион по Лоту признан несостоявшимся.

Пунктом 13 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ в случае, регламентировано, что если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.

Согласно пункту 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Согласно пункту 11 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Извещением предусмотрено, что аукцион признается не состоявшимся в случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона.

В случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона. Комитет имущественных отношений города Мурманска в течение десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок направляет заявителю три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка. При этом размер ежегодной арендной платы определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

Таким образом, Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора аренды земельного участка.

Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, согласно которому ФИО1 признан участником аукциона, и аукцион по Лоту признан несостоявшимся, составлен и подписан ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.

Так согласно пункту 2 Заявки на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, поданной ФИО1 по Извещению , в случае признания победителем аукциона или лицом, с которым договор аренды земельного участка заключается как с единственным участником (претендентом), и Претендент обязуется заключить с продавцом договор аренды земельного участка в установленные сроки.В соответствии с пунктом 13 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ Организатор торгов в течение 10 дней со дня подписания Протокола от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в аукционе обязан направить Заявителю три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений города Мурманска направил в адрес ФИО1 Уведомление (исх. ), в котором сообщалось о приобретении ФИО1 статуса участника аукциона и в связи с поступлением только одной подтверждённой заявки аукцион по Лоту признан несостоявшимся. ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений города Мурманска письмом исх. направил в адрес ФИО1 подписанный проект договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> экземплярах).Материалами дела установлено, что указанный договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил лично ДД.ММ.ГГГГ.Таким образом, ФИО1 обязан был подписать и вернуть в адрес Комитета имущественных отношений города Мурманска подписанный договор аренды о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно пункту 25 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.Сведения же о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли - продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13. 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона (пункт 27 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).В соответствии с пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, в случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли - продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13. 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 - статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.Реестр недобросовестных участников аукциона является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих аукционах (влечет за собой отказ в допуске к участию в аукционах в течение двух лет согласно статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).Таким образом, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения договора аренда земельного участка в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 39.12 Земельного кодекса РФ, он не подписал и не представил уполномоченному органу проект договора аренды земельного участка.Судом установлено и подтверждается материалами дела, что, срок заключения Договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ (с момента получения ФИО1 договор аренды земли).Таким образом, исходя из положений пункта 30 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ - Комитет имущественных отношений города Мурманск должен обратиться в антимонопольный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения 30-дневного срока для направления проекта договора аренды земельного участка, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ включительно.ДД.ММ.ГГГГ во исполнении статьи 39.12 Земельного кодекса РФ - Комитет имущественных отношений города Мурманска обратился в Мурманское УФАС ДД.ММ.ГГГГ. Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра (далее по тексту - Порядок ведения Реестра).В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения Реестра орган местного самоуправления (далее - уполномоченный орган), помимо сведений, предусмотренных пунктом 29 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, направляет в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы или ее территориальный орган документы, подтверждающие факты недобросовестности участника аукциона: - копию протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе; - копию протокола о результатах аукциона; - копию документа, подтверждающего передачу (направление) победителю аукциона проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для его подписания;- документы, свидетельствующие об уклонении победителя аукциона или иного лица, указанного в пунктах 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, от заключения договора купли-продажи либо договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также договора о комплексном освоении территории в случае предоставления земельного участка в аренду для указанной цели (например, составленный организатором аукциона протокол об уклонении победителя аукциона от заключения договора, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления).Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Протокол об уклонении победителя (единственного участника) аукциона от заключения договора аренды земельного участка составлен Комитетом имущественных отношений города Мурманска ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> без извещения сторон, поскольку процедура извещения сторон на Протокол не предусмотрена указанными нормами права, таким образом, и ссылка административного истца об отсутствии извещения на Протокол судом откланяется.

Вместе с тем, Комитетом имущественных отношений города Мурманска представлены все документы, предусмотренные пунктом 5 Порядка ведения Реестра, а именно: свидетельствующие об уклонении ФИО1 от заключения договора аренды о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) , в связи с чем Комиссия Мурманского УФАС пришла к обоснованному выводу о наличии доказательств уклонения ФИО1 от заключения договора аренды о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) .

Кроме того, ФИО1 не предпринимались попытки направления подписанных экземпляров рассматриваемого договора аренды в адрес Комитета имущественных отношений г.Мурманска, что указывает на наличие признаков недобросовестности в действиях ФИО1

Обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих ФИО1 представить в установленный срок в адрес организатора торгов подписанные экземпляры договора аренды земли судом не установлены.

Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС, руководствуясь статьёй 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядком ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, утвержденного приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ, решила сведения, представленные Комитетом имущественных отношений города Мурманска, в отношении ФИО1 включить в Реестр недобросовестных участников аукциона.

На основании Приказа Мурманского УФАС от ДД.ММ.ГГГГ Федеральная антимонопольная служба России ДД.ММ.ГГГГ включила ФИО1 в Реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (номер реестровой записи: от ДД.ММ.ГГГГ)

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> по принятию решения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> по принятию решения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Макарова