ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4743/2021 от 27.09.2021 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-4743/2021

39RS0002-01-2021-004976-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2021 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Самойленко М.В.,

при секретаре Павленко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ерещенко О.В. к Комитету городского хозяйства и строительства Администрации городского округа «Город Калининград», Администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным и отмене решения, обязании утвердить акт приемочной комиссии о завершении перепланировки (переустройства) нежилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Ерещенко О.В. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, указав, что она является собственником нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >, нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >. Предыдущий собственник нежилых помещений – Пурганов С.В. в целях перевода данных помещений в жилые обратился в Комитет территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград», и в его адрес были направленные уведомления о от < Дата >, уведомление от < Дата > о переводе нежилых помещений в жилые, а также распоряжениями Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > и от < Дата > названные нежилые помещения переведены в жилые, при условии проведения переустройства и перепланировки в соответствии с проектами, разработанными ООО «АСБ».

В связи с завершением ремонтно-строительных работ состоялась работа приемочной комиссии, в ходе которой были подписаны акты о завершении переустройства и перепланировки помещений, а также < Дата > специалистами Администрации ГО «Город Калининград» был инициирована и проведена повторная комиссия приемки указанных объектов недвижимости, по результатам которой акты подписаны всеми присутствующими участниками комиссии: собственником помещений, специалистами Комитета, главным инженером проектной организации.

До < Дата > г. вся документация по утверждению актов приемки-сдачи выполненных работ находилась у административного ответчика, однако в связи с длительным неполучением решения по обращению собственника помещения предоставлении муниципальной услуги, < Дата > обратились к председателю Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» с просьбой об утверждении и выдачи документации.

В ответ на указанное обращение получен ответ от < Дата > о том, что председателю приемочной комиссии представлено мотивированное заключение в письменной форме с изложением замечаний, по результатам рассмотрения которого в утверждении актов отказано.

В связи с пояснениями представителя административного ответчика, данными в ходе судебного заседания, о том, что решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое не принималось, административный истец < Дата > повторно обратилась с заявлением в Администрацию ГО «Город Калининград» вх. с просьбой выдать решение о переводе нежилых помещений в жилые, либо решение об отказе в таком переводе.

В ответ на указанное обращение получен отказ от < Дата > в утверждении актов приемочной комиссии со ссылкой на п. 5.4. Распоряжения Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» -р от < Дата >, то есть в связи с предоставлением ЖСК «Чкалова 124» мотивированного возражения.

Административный истец полагала названный отказ незаконным, указав, что в ходе приемочной комиссии представитель ЖСК «Чкалова 124» не присутствовал, доводам, изложенным в мотивированном заключении, не дана экспертная оценка, при этом в Распоряжении о создании комиссии не содержится запрета утвердить акт, в случае не подписания его одним из членов комиссии.

На основании изложенного и совокупности норма материального права, Ерещенко О.В. просила признать незаконным отказ Комитета городского хозяйства и строительства Администрации ГО «Город Калининград» . в утверждении акта приемочной комиссии о завершении перепланировки (переустройства) нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >, нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >, принадлежащих на праве собственности Ерещенко О.В.; обязать Комитет городского хозяйства и строительства Администрации ГО «Город Калининград» в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения суда утвердить акт приемочной комиссии о завершении перепланировки (переустройства) нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >, нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >, принадлежащих на праве собственности Ерещенко О.В.

В судебное заседание административный истец Ерещенко О.В., извещенная о месте и времени его рассмотрения надлежащим образом, не явилась, обеспечила явку своего представителя Петрович Ю.П., которая требования уточненного административного искового заявления поддержала в полном объеме по изложенным в нем обстоятельствам, пояснила, что поскольку в настоящее время Ерещенко О.В. является собственником нежилых помещений, ответ < Дата > нарушает ее права.

Представитель административного ответчика – Администрации ГО «Город Калининград» Мясников А.В. в судебном заседании против довод административного искового заявления возражал, пояснил, что решение об отказе в утверждении актов приемочной комиссии о завершении перепланировки (переустройства) нежилых помещений не выносилось, уведомление об отказе было направлено предыдущему собственнику Пурганову С.В. < Дата > В утверждении актов приемочной комиссии отказано обосновано, в связи с поступлениями возражений ЖСК «Чкалова 124», что предусмотрено п. 5.4 Распоряжения Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата >

Административный ответчик – Комитет городского хозяйства и строительства Администрации ГО «Город Калининград», заинтересованное лицо ЖСК «Чкалова 124», извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, заявлений и ходатайств не представили.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено в судебном заседании, Ерещенко О.В. является собственником нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >, общей площадью кв.м., на основании договора купли-продажи от < Дата >, заключенного между Пургановым С.В. и Ерещенко О.В.

Кроме того, Ерещенко О.В. является собственником нежилого помещения, общей площадью кв.м., расположенного по адресу: < адрес >, на основании договора купли-продажи от < Дата >, заключенного между Пургановым С.В. и Ерещенко О.В.

Распоряжением председателя Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > предыдущему собственнику Пурганову С.В. разрешен перевод нежилого помещения общей площадью кв.м., расположенного по адресу: < адрес > в жилое помещение в целях использования помещения в качестве квартиры при условии проведения установленном порядке работ по переустройству и перепланировке в соответствии с проектом, разработанным ООО «АСБ» в году, установлен срок производства работ до < Дата >

Распоряжением председателя Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > разрешен перевод нежилого помещения общей площадью 54,4 кв.м., расположенного по адресу: < адрес >, в жилое помещение в целях использования помещения в качестве квартиры при условии проведения установленном порядке работ по переустройству и перепланировке в соответствии с проектом, разработанным ООО «АСБ» в 2020 году, установлен срок производства работ до < Дата >

В связи с завершением ремонтно-строительных работ < Дата > состоялась работа приемочной комиссии по проверке произведенных работ, составлены акты о завершении переустройства и перепланировки указанных нежилых помещений КН: < адрес > и КН: < адрес >, и подписаны присутствующими при осмотре помещении членами комиссии.

Вместе с тем, ЖСК «Чкалова 124» от подписи актов отказалось, представив < Дата > мотивированное возражение председателю приемочной комиссии с изложением замечаний, по итогам рассмотрения заключения в утверждении актов приемочной комиссии отказано, при этом как установлено в ходе судебного разбирательства, и следует из пояснений представителя административного ответчика самостоятельное, оформленное на бумажном носителе решение об отказе в утверждении актов приемочной комиссии, не выносилось.

Учитывая, что Ерещенко О.В. приобрела право собственности на указанные нежилые помещения < Дата > на основании договоров купли-продажи, и обратилась с заявлением о получении результатов рассмотрения актов приемочной комиссии по обращению предыдущего собственника Пурганова С.В. < Дата >, в ответ на которое ей выдан оспариваемое решение Комитета городского хозяйства и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата >, а также принимая во внимание пояснения представителя административного ответчика, сославшегося на то, что решение об отказе в переводе нежилых помещений в жилые Администрацией ГО «Город Калининград» не выносилось, суд соглашается с доводами административного истца о том, что оспариваемый ответ от < Дата > затрагивает права, свободы и законные интересы Ерещенко О.В., являющейся собственником названных нежилых помещений в настоящее время.

В соответствии с частью 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований указанного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Положением о формировании и порядке работы приемочной комиссии в целях установлениях факта завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, утвержденным Распоряжением председателя Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата >, определено, что межведомственная комиссия осуществляет функции по приемке выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке и выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен уполномоченным органом в соответствии с частью 2 статьи 28 ЖК РФ в орган регистрации прав.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (ч. 1 ст. 24 ЖК РФ).

Как определено ч. 2 ст. 24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Однако в нарушение части 2 статьи 24 ЖК РФ, оспариваемый административным истцом ответ Комитета городского хозяйства и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > об отказе в переводе нежилого помещения в жилое не содержит как указание на основания отказа в переводе, так и обязательной ссылки на конкретные нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.

Ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на п. 5.4 Распоряжения председателя Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > не исключает обязательности указания оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, кроме того Распоряжение от < Дата > не содержит самостоятельных оснований для отказа в переводе нежилого помещения в жилое, а лишь определяет порядок работы приемочной комиссии в целях установления факта завершения перепланировки, и (или) переустройства, и (или) иных работ.

Более того, буквальное толкование п. 5.4 Распоряжения указывает на необходимость подписания акта приемочной комиссии членами приемочной комиссии и его утверждение председателем комиссии, а также на обязанность представления мотивированного заключения в письменной форме при отказе члена комиссии от подписания акта, но вместе с тем не содержит указаний на последствия отказа кого-либо из членов комиссии от его подписания.

Таким образом, в отсутствие ссылки на конкретные нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, указанный отказ нельзя признать законным и мотивированным, а также ненарушающим права и свободы административного истца.

Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичной обосновании требований Ерещенко О.В., а именно о незаконности решения Комитета городского хозяйства и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > выразившееся в отказе в утверждении актов приемочной комиссии и переводе нежилых помещений в жилые, и считает необходимым возложить на административного ответчика - Комитета городского хозяйства и строительства Администрации ГО «Город Калининград» обязанность повторно рассмотреть заявление об утверждении актов приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >, нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >.

Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ерещенко О.В. – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комитета городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград», выразившееся в отказе утвердить акт приемочной комиссии о завершении перепланировки (переустройства) нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >, нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >.

Обязать комитет городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» повторно рассмотреть заявление об утверждении актов приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >, нежилого помещения с КН: < адрес >, расположенного по адресу: < адрес >.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено < Дата >.

Судья М.В. Самойленко